К вопросам об этнонимах и генезисе

May 19, 2012 15:56

Если, исходя из известного упоминания о разделении славян на антов, склавинов и венедов, с первыми двумя отождествляются пеньковская и пражская культура , то собственно с венедами может соотносится колочинская культура (сер. V в. - VIII в.), которая сформировалась из киевской культуры (II-V вв., происходит от латенизированной балто-славянской зарубинецкой культуры; находилась в тесной связи с южной сармато-готской черняховской культурой, носители которой в позднем этапе перешли на славянскую речь, но сохраняли некоторые иранско-сарматские реликты). И прямая генетическая связь, по мнению Р. Терпиловского, этой культуры с киевской дает возможность предположить, что колочинские племена сохранили старое имя (венеды), ведь, по утверждению письменных источников, анты (пеньковская культура), склавины (пражская культура и дочерная ей именьковская) и венеды (колочинская культура) происходят из ранее единого венедского этноса (зарубинецкая / киевская культура) [Терпіловський Р. Біля витоків слов’янства // Ruthenica. - К., 2002. - Т.І. - С.31-40].

Однако затем колочинцы-венеды не сумели передать этноним территориальным наследникам - волынцевской и затем эволюционировавшей из неё роменской (материальное отражение летописных северян, от иранского *seu,*sew «черный, полночь, север»), но передали её другой эволюционировавшей из волынцевской - боршевской культуре (материально отражающей летописных вятичей).

Вероятно, это случилось потому, что ядром волынцевской культуры (на территории левобережья и отчасти правобережья Днепра) стали носители именьковской культуры из Среднего Поволжья (IV-VII вв.; от реки Суры на западе (современная Мордовия) до реки Белой на востоке (нынешняя Башкирия), от Нижней Камы на севере (современный Татарстан) до Самарской луки на юге; известно около 600 поселений), которые после прихода булгар ушли на юго-запад [Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. - М., 1995. - С.193-194], происходящей из припятско-полесской группы зарубинецко-пражского конгломерата [Матвеева Г.И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. - Куйбышев, 1981; Гавритухин И.О. Понятие пражской культуры // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света: материалы Международной конференции, состоявшейся 14-18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. - СПб., 2009. - С. 20] и носители которой осознавали свою самоидентичность как «склавины / словене / Σουοβηνοί» [Жих М.И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников). - СПб., Казань, 2011. - С.16-17, 26-27; Жих М. К проблеме реконструкции самоназвания носителей именьковской культуры // История и культура славянских народов: достижения, уроки, перспективы: материалы международной научно-практической конференции 25-26 ноября 2011 года. Пенза - Белосток - Прага, 2011. - С. 15-37. - http://www.rummuseum.ru/portal/node/2185; Жих М. О возникновении этнонима «словене» // http://sverc.livejournal.com/215302.html].

Потомки именьковцев образовали протогосударственное ядро с той же идентичностью «словене», вокруг которого затем сложилась Киевская Русь. При этом верхушка прежнего (пеньковско-колочинского) населения в результате столкновений погибла (обилие невостребованных кладов в волынцевском ареале), а оставшиеся группы смешались с пришельцами. Над ними главенствовала какая-то военно-политическая сила, представители которой по языку могли и не быть славянами (в пользу этого говорят отдельные воинские погребения по обряду трупоположения, в то время как собственно славяне сжигали своих мертвых). Это могли быть русы (алано-сарматского происхождения из салтово-маяцкой культуры; ранее салтовцы составляли симбиоз с волынцевцами), а этим протогосударством волынцевско-именьковских славян - т.н. «Русский каганат» (совпадение ареала волынцевской культуры с территорией Русской земли «в узком смысле»). Хазарский каган специально посылал послов в Византию с просьбой построить на северо-западных границах Хазарского каганата целую сеть крепостей от какого-то таинственного врага. Византийцы построили хазарам эти укрепления, и почему-то они совпадали с юго-восточной границей волынцевской культуры.

Но часть именьковцев-склавинов осталась на месте и влилась в состав жителей Волжской Болгарии, существенно повлияв на её культуру (некоторые группы раннебулгарской керамики очень сильно напоминают керамику именьковскую) и экономику, в частности - на развитие земледелия (рожь) [Матвеева Г.И. Среднее Поволжье в IV-VII вв. : Именьковская культура. - Самара, 2004]. 737 годом н.э. датируется поход арабского полководца Марвана на хазар, который в погоне за хазарским каганом дошел до территории Среднего Поволжья. Источники говорят, что он захватил в плен около 20 тысяч семей ас-сакалиба (т.е. славян). Так что, скорее всего, именьковская культура прекращает свое существование в связи с походами Марвана. В 922 г. волжских булгар посетило посольство багдадского халифа. Секретарь посольства Ахмед ибн Фадлан, оставивший «Записки…» о путешествии, постоянно называет Волжскую Булгарию страной славян, а булгарского правителя Алмуша - царём славян (малик ас-сакалиба). Видимо, это связано с тем, что в Волжской Булгарии, по крайней мере в начале X в., в ходу был славянский язык [Овчинников А. Территория Татарстана - древняя славянская земля // http://116.ru/text/person/495165.html?p=1]. В знаменитом письме хазарского царя Иосифа, правившего в середине Х в., есть и перечень подвластных Хазарии народов Поволжья, среди которых упоминается этнос «с.л.виюн», то есть славяне, бывшие, по всей видимости, потомками именьковцев.

заметки, судьбы именьковцев, волынцевская культура, славянский этногенез

Previous post Next post
Up