Отрывок из книги выдающегося украинского археолога
Олега Михайловича Приходнюка (1941-2004) Пеньковская культура (Воронеж. 1998), посвящённый становлению волынцевской культуры, сменившей в начале VIII в. на Левобережье Днепра антскую пеньковскую культуру. Становление волынцевской культуры О.М. Приходнюк, как и
В.В. Седов, связывает с приходом в регион "именьковцев", покинувших Среднее Поволжье.
Несколько иная картина прослеживается на Левобережье Днепра. Здесь на смену пеньковским древностям приходят волынцевские памятники, переросшие в роменскую культуру. Культурноопределяющими среди волынцевской керамики являются лепные и гончарные горшки округлобоких форм с хорошо выраженными плечиками и высокими вертикальными венчиками. Специфический волынцевский керамический комплекс не имеет местных корней, нет ему аналогов и среди древностей Западной, Южной и Северной Европы. Поиски похожей керамики приводят в Среднее Поволжье и Западное Приуралье, где распространены памятники именьковской культуры (середина и третья четверть I тыс. н.э.). Существуют самые разнообразные, взаимоисключающие взгляды на ее происхождение и этническую принадлежность. Впервые обратил внимание на близость именьковских и волынцевских древностей А.П. Смирнов. Он считал, что именьковская культура сложилась на основе пьяноборской и городецкой культур и пришлых славянских культур с Днепровского лесостепного Левобережья [
Смирнов А.П. Некоторые спорные вопросы истории волжских болгар // Историко-археологический сборник. М., 1962. С.160-168]. В последнее время мнение А.П. Смирнова подтверждается и уточняется материалами новых раскопок Г.И. Матвеевой. На памятниках первой половины I тыс. н.э. славкинского и лбищенского типов, главным образом в керамике, прослежены зарубинецкие, черняховские и пшеворские черты, что указывает на ранние связи населения Украины и Поволжья. Последние существенно повлияли на процесс формирования именьковских древностей [Матвеева Г.И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981. С. 52-73]. Вместе с тем, следует констатировать схожесть ведущих керамическких форм именьковской и волынцевской культур. Прежде всего это касается округлобоких горшков с высокими вертикальными венчиками. В именьковском керамическом комплексе есть лепные лощеные горшки, которые можно считать прототипами гончарной волынцевской посуды. Похожи у двух культурных ареалов жилища, погребальный обряд и т.п. В.В. Седов склонен рассматривать земледельцев-именьковцев Поволжья и Приуралья в качестве славянского населения, мигрировавшего туда с Поднепровья. Позже именьковцы вернулись на свою родину в Поднепровье, что нашло отражение в появлении там волынцевских древностей [
Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. С. 59-60]. Действительно, появление в Поднепровье волынцевских памятников связано с движением именьковцев на Запад. Однако это не было одноразовое переселение. Если бы это было так, то в Поднепровье появились бы не волынцевские, а именьковские древности. Очевидно, переселение племен именьковской культуры было не одноразовым, а постепенным процессом. На длительном пути население сумело сохранить свои основные этнокультурные черты, хотя не обошлось и без их трансформации. В частности, это проявилось в появлении у них гончарной посуды. На наш взгляд, гончарный круг у них мог появиться лишь в процессе медленного продвижения на Запад через степи или недалеко от них. В Поднепровье именьковцы появились уже с новой культурой волынцевского типа [Приходнюк О.М. Ще раз про пам'ятки волынцевского типу // Слов'яно - руські старожитності Північного Лівобережжя. Чернігів, 1995. С. 73-74]. Не все именьковское население достигло Поднепровья. Большая его часть растворилась среди других народов. В пользу сказанного свидетельствует то, что в Поволжье и Приуралье обнаружено более полутысячи именьковских, а в Поднепровье лишь несколько десятков волынцевских памятников [
Приходнюк О.М. Пеньковская культура (Культурно-археологический аспект исследования). Воронеж, 1998. С. 75-76].