А вы знаете что такое скрипичный мостик?
Это такое очень полезное устройство, которое надевается снизу на скрипку или альт, заполняя собой пространство между плечом (левым) и подбородком. Если мостик удачно подобран к форме плеча и длине шеи, то инструмент уютно "лежит" на ключице и плече, и кажется естественным продолжением тела.
В восьмидесятые годы маленькие скрипачата начинали играть на скрипке с подушечкой. Сделанная собственноручно заботливыми родственниками, набитая ватой, она привязывалась на шею на время занятий и уроков.
Нас собирали в ансамбль, мы выучивали что-нибудь идеологически правильное и известное , например, вальс из кинофильма "Овод", и вот, белый верх - чёрный низ, октябрятская звёздочка, на шейке подушечка и красное пятнышко от скрипки, выступали на концерте в концертном зале "Зарядье" Гостиницы Россия.
Где моя подушечка? Где Гостиница Россия?
Скрипки, как дроби и музыкальные длительности ( в порядке убывания) бывают :"целые", "трехчетвертные", "половинки", "четверти", "восьмушки", и совсем мимими, "шестнадцатые". Котёночек среди скрипок, но и звучит также.
Таблица размеров для любопытных:
http://www.znaytovar.ru/images/17/1-25.png Начинают скрипачата обычно лет в шесть на "восьмушке".
Мостик же появлялся вдобавок к взрослой "целой" скрипке. Получив мостик, чувствуешь себя взрослым музыкантом.
Сколько же у меня их было, разных мостиков. Первый - помню, жуткое чудовище такое, железная пластина, с наклеенным на неё слоем чёрной резины, резина красила одежду, поэтому сверху на неё наматывался платочек.
Мне пришлось несколько лет вообще без мостика поиграть: мой "немецкий" маститый профессор был одним из любимых учеников венгерского скрипача и виртуоза Тибора Варги, известного, кроме этого, ещё и своим грозным характером и непредсказуемым темпераментом. И игрой без мостика. Вот он какой:
http://m.youtube.com/watch?v=7ns2-qMmJiQ И меня настигла эта участь - мостик отобрали, пришлось купить подбородник специальный, который так и назывался - "Тибор Варга". Тогда и вся эта система постановки рук срабатывала. Себя слышишь лучше, инструмент на ключице лежит, весь скелет резонирует, а на некоторых нотах даже вибрируют зубы ( если играешь в оркестре, то на оглушительной общей громкости инструмент резонирует за компанию, например, медным духовым). Удовольствие среднее, если честно.
Играющий без мостика со стороны выглядит, как будто аршин проглотил.
Так играл Стерн и Ойстрах в поздние годы, но у них обоих телосложение плотное, и шеи короткие.
Стоя играть удобно, но сидя в оркестре - не очень, особенно если Верди какой-нибудь, где большая часть партии на нижних струнах, или Вагнер, который продолжается часиков пять. Начала побаливать спина. И позвоночник активно сопротивлялся пытке альтом "по-венгерски".
Но последней каплей было не это, и даже не два(!) красных-фиолетовых пятна - одно под подбородком, другое на ключице. Коллеги "предохранялись" платочками или кусочками кожи, но у меня так играть не получалось.
Сдалась я после фестиваля во французском аббатстве Royamont, куда ездит отдыхать душой главный герой книги Анны Гавальды "Утешительная партия игры в петанк".
Участвуя в фестивале Шуберта мы играли небезысвестный квартет "Смерть и дева".
http://m.youtube.com/watch?feature=plpp&v=2Yy9szBIKCwОдно из моих самых любимых любимых произведений для квартета.
Была чудесная теплая и солнечная погода, для начала сентября было даже жарко.
В зале, где мы выступали было такое пекло, что коллеги-мужчины играли без фраков, в одних рубашках.
И, где-то во второй части, у меня начали потеть шея ( извините, за подробности) и плечо.
И мой, не закреплённый никакими тряпочками альт начал свободно скользить вправо-влево по ключице.
И так музыка серьёзная и партия непростая, так тут еще лови, непонятно как, альт "в загуле".
Так, посреди третьей части квартета, я приняла решение, и с тех пор опять играю с мостом.
А бывшего профессора я встретила недавно у скрипичного мастера, и стоило мне отвернуться, как он стащил у меня из футляра мостик и, спрятав за цветочным горшком на окне, был счастлив, как ребёнок. Вот такие игривые в Германии маститые профессора встречаются.
Мостики теперь продаются разных размеров, форм и фирм, без металла, с пластиком, и даже с деревом, чтобы не поглощали звук инструмента ( элементарно, Ватсон - чем больше на инструменте металлических деталей, тем больше "объёма звука" он теряет).
Вот и у меня мостик модный, с деревянной пластиной, и кроме двух винтиков, никаких металлических деталей.
А на репетиции я вдруг заметила, что он как-то странно болтается. Оказалось, что треснула одна из ножек, сделанных из пластика.
Перед концертом дома я стала искать запасной мост, в рекордные сроки перерыла все ящики и коробки с музыкальными принадлежности, но ничего не нашла. В надежде, что "больной" переживёт концерт, я вышла на сцену. Но в середине первого отделения раздался громкий щелчок, и мне на колени упала отломанная ножка. Изувеченный мостик был снят...
и тут меня озарило... я вспомнила, где же лежал у меня дома западной мостик. В запасном футляре! В единственном месте, в которое я не догадалась заглянуть...
Вот так и доигрывала, вспоминая учёбу у маститого профессора.
Очень элегично, под "Последние песни" Рихарда Штрауса.
Осталось только разобраться с пятнышком на шее. Правдивая история.
К моей маме пришла в гости подруга. Жаловалась на свою дочь ( моего возраста ),
что одни мальчики в голове, учиться не хочет, только гулять.
И вслух завидовала моей маме, как же ей повезло, вот девочка какая, сидит дома и на скрипке играет ( моя мама млела от счастья) .
И тут у подруги делается удивлённое, потом лукавое лицо, и она с надеждой спрашивает:
-Ой, а что это у тебя на шее?
И ещё байка:
молодая скрипачка пытается пролезть в булочной без очереди под носом у старушки модели " вот понаехали".
Старушка злобно начинает выговаривать:
- Вот, понаехали, лимита вонючая, как не стыдно, юбка короткая, морда крашеная, и шея-то шея, посмотрите! Как не стыдно так людям на глаза показываться!
На что скрипачка гордо произносит в ответ:
- А это у нас, бабушка, профессиональное!
Интересно, а вы о чём подумали?