Пост здесь:
http://imb-irj.livejournal.com/35391.html Можно дурацкий вопрос? Я не вполне понял, как музыканты опаздывают на начало увертюры? А кто тогда играет?
Дурацкий ответ:))))
Музыканты бывают разных сортов разных разрядов: солисты и группы.
При этом в группах духовых и ударных может быть по несколько человек, но каждый играет свой собственный голос со своего пульта, из своей партии и сразу понятно, чья кучка. Без них плохо. В крайнем случае можно обойтись без второго голоса. Без первого - никак.
Как во второй части "Неоконченной" Шуберта, если у неё убрать соло гобоя.
http://m.youtube.com/watch?v=elrPp1olrYo&feature=relmfuСначала кларнет, а потом с 2мин 50сек должен вступить гобой.
Один раз мне пришлось при этом присутствовать.
Это были гастроли второсортного московского оркестра в городе Н., оркестр начал пить, как только поезд отъехал от Москвы, мне было восемнадцать, и я честно скажу, это были не небожители!
Гулянка продолжалась в славном городе Н. Но концерт всё-таки пришлось играть.
Что-то Чайковского, а в первом отделении "Неоконченная", и вот, играем себе, ничего плохого не думаем, и тут первый гобоист пропускает своё вступление, и дальше, под испепеляющим взглядом дирижёра, сопровождаемый ритмичным аккомпанементом струнных , начинает лазить вверх и вниз по нотному стану , надеясь попасть в мелодию и не попадает.
Это было ужасно стыдно. И было его жалко. И пить меньше надо. Так, наверное, чувствуют себя после публичной порки.
И в опере возможны накладки, но они не так заметны. Хотя есть "опасные" места, где можно по невнимательности сыграть в паузу.
В-общем ответственность у духовиков больше. И нервы должны быть крепкие. Как и у концертмейстера.
Струнники же играют в группе. Пропорции такие: на симфонии Малера, Брукнера, Чайковского, например, восемь пультов первых скрипок, семь - вторых, шесть - альтов, пять - виолончелей и четыре - контрабасов.
Одних струнников - шестьдесят человек!
У каждой группы - своя партия. У каждой группы - свой концертмейстер и у него заместитель, это первый пульт в каждой группе. Они сидят перед дирижёром. Концертмейстер группы пишет штрихи ( группа переписывает), к нему обращается с критикой дирижёр, и он ведёт группу за собой, показывая вступления, следит, чтобы группа играла вместе между собой и "вписывалась" в вертикаль партитуры.
Концертмейстер оркестра видит всех струнных концертмейстеров и солистов-духовиков и может со своего места что-то показать и повести оркестр за собой. Но и он следует дирижёру.
А начиная со второго пульта и дальше сидят простые струнники - солдаты оркестра.
Они следуют, за своим концертмейстером, за концертмейстером оркестра, за дирижёром.
Жизнь у них поспокойнее, есть за кого спрятаться.
На немецком их называют "групповые свинки", даже поговорка есть такая "Tutti-Schwein spielt nie allein"( групповая свинка никогда не играет одна).
Сравнение не обидное. В немецком языке свиньи часто встречаются в поговорках: например "счастье привалило" могут также выразить как "Schwein gehabt" ( свинью получил).
И если такая вот рассеяная "свинка" влетает в оркестровую яму во время или после увертюры, то опера от этого большого ущерба не несёт. Но карается денежным штрафом за опоздание.
А теперь бородатый анекдот:
Подающий надежды молодой дирижёр приглашён дирижировать оркестром мирового класса, он очень волнуется. Начинается репетиция, дирижёр говорит что-то оркестру, вдруг слева разочарованный вздох, дирижёр поворачивает голову и видит недовольные лицо немолодого концертмейстера, и так происходит каждый раз, когда он что-то говорит оркестру.
Молодой дирижёр начинает нервничать. В перерыве он подходит к концертмейстеру спросить его мнения, всё ли в порядке.
"Ах, молодой человек, дело совсем не в Вас,"- грустно отвечает концертмейстер,- "просто я с детства ненавижу музыку".