Тосканини кидался наручными часами и оскорблял музыкантов на репетиции, кричал, топал ногами и хватался за сердце.
Караян не был таким холериком, но на психику оркестрантов давил изрядно.
Один мой знакомый, показывая пальцем на свою круглую гладкую лысину, так и говорит: " это всё - Караян". Правда у его родного брата тоже лысина, но у Караяна тот не играл.
Мравинского все тоже боялись, а вот Плетнёва обожали и уважали ( ещё бы, он дирижировал преимущественно наизусть, и вообще музыкант несравненный).
Теперь в Европе ситуация изменилась. Оркестр дирижёров выбирает.
На самом деле оркестр голосует и предлагает своих кандидатов, но на деле не всегда имеет решающее влияние.
Но такой диктатуры дирижёров уже нет. Но и без этого старательный и целеустремлённый дирижёр может жизнь оркестру попортить основательно.
Нередко бывает так, что как раз такой энергичный руководитель много делает для популяризации оркестра, посещаемость концертов и спектаклей повышается, престиж оркестра растёт.
Музыкантов при этом он может гонять "в хвост и в гриву".
Знаем - плавали. Но пальцем показывать не будем.
Но есть ситуации, когда дирижёрам лучше вести себя прилично.
Это когда они приезжают дирижировать концерты а качестве гостя.
Там как раз и оркестр голосует, приглашать маэстро ещё раз или нет.
А особенно внимательно к ним присматриваются, если место художественного руководителя свободно или скоро освобождается.
Вот и к нам тут гость приезжал.
"Кощей Бессмертный" дирижёров-руководителей. Легендарный людоед. Из тех которые с костями заглотают и не поморщатся.
Я наслышана историй, как он находил себе жертву, цеплялся и мучил. Музыканты вообще шутят и ругаются грязно, но натуры тонкие и нервные, им такое даром не проходит.
Приехал. Я сижу и смотрю с любопытством. Я теперь к ним ко всем близко, и вижу всё, как на ладони.
Три дня шли репетиции, и три дня я удивлялась. Он был приветлив, галантен, мил, шутил, бросался блестяще отточенными фразами ( хоть сиди и записывай).
Хотя видно было всё равно, что шутить и зарываться с ним не следует.
Играли мы Пятую Шостаковича, "Ночь на Лысой Горе" Мусоргского и Концерт Шумана для виолончели с оркестром.
Всё хорошо успели порепетировать, сделали необходимое количество прогонов, чтобы у произведений был необходимый запас прочности.
И концерт тоже сыграли очень успешно, перед залом, полным публики.
Шостакович, на мой взгляд был тоже очень убедительный, а всё-таки я его симфонии с Китаенко играла и записывала, и с Бычковым, так мнение у меня есть по этому поводу.
Интересно так то, что не обладая идеальной дирижёрской техникой, он всё равно был абсолютно "читаем" .
Мы с коллегами порадовались удачному концерту, поудивлялись тому, насколько мил был дирижёр,
и решили, что нам просто повезло он был в "вегетарианском настроении".
Я это всё ещё и потому рассказываю, что мне интересный опыт предстоит.
Один из дирижёров-гостей, который произвёл очень благоприятное впечатление на весь оркестр ( а это большое достижение), относительно молодой, энергичный, музыкальный, с очень чётким жестом, естественным авторитетом, терпением и дипломатичностью ( чего стоит одно только обращение к солисту-духовику : " Вы настолько прекрасно играете это место , что я просто не могу не попросить Вас сыграть его ещё лучше"), берётся за оперную постановку.
Исходные данные: играть будем "Электру" Штрауса, что по шкале подруги Зи, почти 95% возможной сложности.
Так как опера шла шесть лет назад, то она не считается новой постановкой и репетиций на неё даётся меньше.
Дирижёр и оркестр знакомы поверхностно.
Вот и посмотрим, что из этого выйдет, как он справится, и как мы будем играть, и себя при этом чувствовать.
Моё предположение, что характер у гостя сильный, но держаться он будет в рамках вежливости.
Всё остальное и подробности с понедельника.