Музыканты волнуются.

Nov 09, 2015 23:35

Человек я возмутительно легкомысленный, но тем не менее серьёзно размышляла над тем, стоит ли вообще начинать эту тему, стоит ли так откровенно писать о себе, и выдавать всяческие секреты из нашей музыкантской жизни.
А потом поняла, что музыка - это невербально, музыка-это интуитивно, музыка - это волшебно, а не только "волосиками возят по ящичку" и "девочки пели - мозги колыхались" и "плюют в трубочку".
И если я расскажу о каких-то неочевидных постороннему наблюдателю сторонах нашей профессии и жизни, то это наоборот может помочь понять и зауважать наш маленький замкнутый мирок.
Надеюсь, что мои друзья-музыканты тоже поделятся своим мнением и опытом на эту тему.
Для начала расскажу про свои опыты с волнением и его трансформацию со временем.

Маленьким детям всё пофигу. Пока взрослые не объяснят популярно, что всё очень ответственно, то дети играют себе и радуются. Где-то лет в четырнадцать они вдруг начинают волноваться.
Есть, правда, такие экстраверты, что для них "играть на публику" почти тоже самое, что дышать. Им точно нужно на сцену в каком угодно качестве.
Вспомнила забавный эпизод: был у меня в Десятилетке один невероятно талантливый одноклассник, и мы с ним попали к одному педагогу по "общему фортепиано". И уроки у нас были друг за другом. Был это класс, наверное, третий. И вот играет он вяло какую-то пьесу. Класс находится на первом этаже, на улице тепло, окна открыты. Под окнами какие-то рабочие в касках ковыряются ржавыми лопатами в асфальте и один из них к нам в окно заглянул.
Мальчишка это увидел, оживился, выпрямился на стуле, и как заиграет! Очень увлечённо исполнил.
Наша преподавательница очень развеселилась, что он так "играет на публику". А нам играть ему было неинтересно. Я отметила про себя эту черту характера.
Чистота эксперимента заключалась в том, что фортепиано не было его основным инструментом. По основной специальности он был духовиком.
Вечерами он играл в одном из крупных московских театров Людовика Семнадцатого. Вот такая артистичная личность!

Я с раннего детства выступала на сцене с удовольствием, читала стишки, песенки пела, а один раз вообще вылезла на сцену, и стояла там, страшно довольная собой и просто улыбалась в зал. Мне и так было хорошо, прочесть стишок я уже не посчитала нужным.
Именно эта открытость и дружелюбие послужили мне пропуском в Десятилетку ( об этом здесь: http://imb-irj.livejournal.com/46497.html ).

Играли мы регулярно зачёты и экзамены, а также на фортепиано, в скрипичном ансамбле и пели в хоре.
Но при сольных выступлениях на скрипке я продолжала волноваться до дрожи.
Самым неприятным было то, что коченели и отвердевали пальцы и ладони ( кровообращение нарушалось).
Вот учишь себе, и на уроки ходишь с тёплыми руками, а на сцене надо как-то перестраиваться.
Специально охлаждать руки и такими холодными руками заниматься мне в голову не приходило ( пришло сейчас), но я не уверена, что это не вредно для рук.
Но есть любители поэкспериментировать (http://imb-irj.livejournal.com/146821.html)

Но, я точно помню, что меньше волновалась на вступительных, например в училище и в Консерваторию. Я и занималась как-то очень серьёзно и сознательно и очень много самостоятельно. Там было "дело серьёзное", не до эмоциональной ерунды.

А уже поступив, на зачётах и концертах исправно продолжала волноваться. И исправно "несла потери".
Наверняка сыграло свою роль и следующее.
В нашей системе музыкального образования принято больше критиковать и ругать, чем хвалить.
Иногда педагог хвалит тебе другого студента. И кажется, что все вокруг хороши, кроме тебя. Такая вот воспитательная стратегия.
А потом мне волноваться надоело.
И я задумалась...

Не волноваться помогают также всяческие отвлекающие моменты, например, моя коллега по квартету на мой вопрос, волновалась ли она перед нашим последним концертом ответила, что ей было некогда, она всё думала, как бы половчее и побыстрее добраться до своего места на костылях, как побыстрее расслабить руки, чтобы комфортнее было играть.

Волнение, Музыканты

Previous post Next post
Up