.......
А вы о чём подумали?
Я всё про преподавание, к каникулам ближе.
Соседка сказала, что если я преподаю дома, то слышно, как кипят страсти.
А я-то думала, я такая белая и пушистая, и сижу себе и тихонько улыбаюсь все уроки подряд.
Вероятно, белой и пушистой я считаю себя, потому что не ору на учеников.
Мои знакомые русские, преподающие, очень презрительно морщили носы, если родители учеников им тонко намекали, что вот неплохо бы, если бы ещё ребёнок от занятий музыкой удовольствие получал.
Два самых ругательных для русских немецких слова: "Spaß"( удовольствие) и "Stress" ( стресс).
Услышав второе слово по отношению к работе, и первое слово по отношениям к занятиям музыкой, наш человек начинает шипеть, как раскалённая сковородка, и плеваться, как верблюд.
Конечно многим музыкантам повезло с педагогами, хотя бы один раз или два.
Но часто нам просто говорилось, что если не получается, то ты просто плохо позанимался, а надо ещё по тридцать часов в день.
Одной моей знакомой профессор вообще посоветовал книгу читать ( у неё не получалось ровное спиккато - прыгающий штрих).
Или все вообще должны были играть исключительно штрихи педагога и его пальцы.
Кугель работал по-другому: если какой-то пассаж два раза не получался неумолимо менялись либо аппликатура, либо штрихи. Чтобы во время выступления не подвело.
К тому же у него для одного и того же произведения всегда существовало несколько редакций пальцев и штрихов, для студентов разного уровня.
И у немецких профессоров "старой закалки" тоже воззрения существенно различались. Один утверждал, что если у студента ничего не болит, значит он мало занимается (?). А как же потом сорок лет Вагнера в оркестре бодро выпиливать, если в двадцать уже всё болит?
А есть ещё легендарные личности с задатками мазохиста, которые проделывали над собой следующие опыты: перед конкурсом намазать гриф скрипки вазелином, и так заниматься, чтобы, если во время конкурса начнут потеть руки, не страдала интонация.
В тридцатиградусную жару заниматься на скрипке в зимнем пальто, потому что, если в зале будет жарко...
Ну и конечно оба условия сразу, и с намазанном вазелином грифом, и в пальто.
Он победил в конкурсе, и даже получил прекрасную профессуру, но не знаю, помог ли ему вазелин.
А чего стоит утверждение, что получать удовольствия от собственного исполнения могут только непрофессионалы, а если ты получаешь удовольствие от собственной игры, то игре твоей грош цена?
Да, существуют тонкие градации, и не надо ставить своё эго выше композиторской мысли.
Но неужели публика такая дура, что будет блаженствовать во время выступления внутренне мучающегося исполнителя?
Всё оно чувствуется в игре.
Да и природу не обманешь. Хороший педагог может раскрыть дарование ученика, научить его работать, подобрать оптимальную постановку, научить техническим приемам.
Но если у ученика нет способностей и дарования, то на сцене это будет явно видно. Способных и даровитых людей много, надо только увидеть это дарование и помочь ему раскрыться. Талантливых тоже много. Но не все встречают "своего" педагога, не все получают поддержку семьи, не у всех хватает терпения на регулярные занятия.
Любой педагог рад заниматься с талантливым учеником, потому что это хотя и труднее, но приносит больше удовлетворения и энергии.
Но если педагоги начинают рассказывать о том, что делают из говна - конфетку, то не воспринимайте это буквально. Речь идёт о раскрытии внутреннего потенциала, а не о наращивании его.
Поэтому я предпочитаю работать, как мотиватор. Ну если ученику уж очень нужен нагоняй, я либо ругаюсь, либо обещаю поругаться в следующий раз.
Это мы недавно встретились и поговорили с одним альтистом, с которым учились вместе в классе у известного немецкого профессора.
Того, который тырит мостики и прячет их в цветочных горшках.
http://imb-irj.livejournal.com/36138.htmlНаверное это не только к музыке относится.