Городской пикник-2014. Взгляд одного из организаторов
Jul 09, 2014 11:01
По сложившейся традиции организаторы городского пикника пишут свои впечатления после завершения мероприятия. Этот текст написала Татьяна Окулова, а коллеги его улучшили и дополнили.
В первую очередь хотелось бы поблагодарить всех людей и компании, которые участвовали в создании пикника: организаторов площадок, жертвователей и меценатов, СМИ, волонтёров, спонсоров, а также наших друзей и родственников - за активное участие, поддержку и веру в пикник. И конечно, коллег - участников команды организаторов, за то, что выдержали неимоверное напряжение подготовки.
Скорбим о погибшем соорганизаторе пикника, музыкальном продюсере Денисе Князе, который начал работать с нами почти с самого начала, поверил в идею раньше других. Благодаря усилиям Дениса в этом году на основной сцене пикника выступали сильнейшие музыкальные группы Омска.
Костяк нашей команды проводит пикник в третий раз. И со стороны может показаться, что мы делаем одно и то же, только масштаб (территория и количество посетителей) становится с каждым годом все больше и больше. На самом деле это не совсем так - так как растет не только масштаб, но и качество участников - организаторов площадок, которые, с точки зрения организаторов, и являются основной целевой аудиторией пикника, а, следовательно, каждый раз возникает новая история и по-другому устроенное пространство.
Изначально пикник задумывался как площадка и событие, которое без участия корпораций и администраций создается людьми, которые готовят место проведения и организуют разнообразные активности для посетителей, а потенциальные посетители «скидываются», чтобы профинансировать праздник. Подразумевалось, что пикник станет примером, как можно создавать общественное пространство вместе, местом знакомства активных людей.
[Читать дальше]И этот смысл, конечно, остается. «Самодеятельных» площадок, которые организуют не крупный и средний бизнес, а отдельные творческие и активные люди, с каждым разом на пикнике становится все больше. Это особенно заметно по художественному проекту (пленэр, граффити, выставка семейной фотографии, матозаменитель и другие), ярмарке домашней еды (в этом году участников стало в 3 раза больше), творческой ярмарке. В этом году на пикнике впервые был представлен бесплатный велопрокат в Омске. За два года, которые прошли с момента проведения первого пикника, быть социально активным, придумывать и проводить свои проекты стало модой и хорошим тоном.
Со «скидываются» все намного сложнее. Первые два пикника в значительно степени финансировались на средства организаторов и их друзей, которые были основными жертвователями. В этом году стояла задача сделать проект финансово независимым от организаторов и их окружения, и это в значительной степени удалось сделать - но в основном не за счет пожертвований, а за счет спонсоров.
Источники финансирования пикника (% от собранной суммы)
Полный отчет о собранных и потраченных средствах -смотрите здесь. По сравнению с предыдущим пикником пожертвований стало больше - особенно от новых людей, то есть не от друзей организаторов, но с помощью краудфандинга было собрано всего 18% от всей общего фонда.
Всего пикник получил 129 пожертвований (это не считая пожертвований в коробки, которые невозможно посчитать в штуках, только в деньгах). Консенсус-цифра по количеству посетителей пикника - более 10 тысяч человек, а это значит, что сделали пожертвования 1-2% посетителей. (Примечание автора. Не стоит впадать в пессимизм, социологи говорят, что как раз уже 1% активных людей достаточно, чтобы жизнь начала меняться - так вот среди посетителей городского пикника этот важный 1% есть).
Тем не менее, пожертвования остаются приоритетным источником финансирования пикника, так как именно они позволяют празднику быть соразмерным человеку, независимым и относительно свободным от рекламы, а организаторам - больше внимание уделять работе с площадками и средой, а не переговорами со спонсорами (что в этом году значительно усложнило процесс подготовки праздника).Но на текущий момент реальность состоит в том, что третий Городской пикник стал финансово независимым, с хорошей сценой и звуком, и таким масштабным в большей степени благодаря спонсорам и меценатам, которыми стали 11 компаний. Всего хотели стать спонсорами более 15 компаний, части из них пришлось отказать, когда стало очевидно, что бюджет точно собран.
Предварительный бюджет пикника составил 200 тысяч рублей. По мере того как шли переговоры со спонсорами и становилось очевидным, что денег будет больше и можно сделать праздник более красивым, принимались решения арендовать большую сцену с навесом (чтобы не «поджаривать» музыкантов на солнце), взять звук получше, пригласить иногородних лекторов, а также помочь отдельным некоммерческим площадкам компенсировать затраты на аренду оборудования, мебели и печать фотографий. В итоге бюджет вырос до 306 тысяч рублей.
Живой концерт на главной сцене по-прежнему является важной частью концепции праздника. В этом году планировали привезти на пикник музыкантов из других городов, но так как надо было заранее знать, будут ли на это средства, а приоритет этой задачи был невысокий - привезти не удалось.
Каждый год организаторы ставят себе целью сделать праздник красивее, улучшить инфраструктуру, организацию и оформление праздника:
- Анжела Нижегородцева, Татьяна Окулова и Полина Клёцкина искали спонсоров, а Роман ходил на встречи (Ещё Анжела сделала замечательную, солнечную презентацию пикника для спонсоров)
- Благодаря Алине Бегун у пикника появился новый логотип и фирменный стиль - «в клеточку».
- Елена Завьялова согласовывала площадку с властями, а также провела три субботника на базе и вывезла кучи мусора (подробнее - читайте в блоге Елены).
- Андрей Шалыгин, Алина Бегун и Лиза Корн нарисовали и буквально создали своими руками (последнее - с командой единомышленников-волонтёров) новое оформление площадки: монументальные буквы «пикник» и оформление зон (кроссовок, театральную маску, мозг и другие). И у пикника появился даже свой флаг.
- К сожалению, площадка пикника (лыжная база на улице Березовой, 4) год от года деградирует и приходит в запустение. Перед пикником прошли 3 субботника, была вывезена куча мусора размером с домик. Арендаторами вытаптывается и главная поляна, поэтому в этом году хотели посадить траву, но компания «Братья Green», которая бралась это сделать, просто исчезла и перестала отвечать на сообщения, поэтому улучшение газона не состоялось.
- На первый взгляд, успешно прошла кампания «Участвуй в главной движухе лета», целью которой было привлечение волонтёров и сбор пожертвований. Но из нескольких десятков людей, которые нам написали, реально стали волонтёрами пикника (помогали накануне и в день пикника) не больше 10 человек.
Тем не менее, были среди новых волонтёров по-настоящему героические люди: Лера Маркова, которая проработала целых три дня - на подготовке и самом пикнике (посетители наверняка запомнили красивую девушку, которая выдавала призы под красным зонтиком); Екатерина Костюченко, которая пришла в штаб в тот момент, когда организаторы были в отчаянии от количества мусора на площадке, который надо безостановочно собирать, и несколько часов помогала собирать мусор. И многие другие. Постоянные помощники пикника: Михаил Яковлев, Елена Кукоба, Вадим Закондырин, Анна Березовская, Дарья Москвина - стали координаторами площадок и активно помогали в подготовке праздника.
- Кампания по сбору пожертвований прошла очень активно и интересно: жертвователи рассказывали, почему они помогают пикнику (первый такой рассказал мы получили от Екатерины), а организаторы площадок и музыканты предлагали особые призы для тех, кто сделает пожертвование. Спасибо Ирине Демидович, Александру Верхозину («Омский квиз»), Дарье и Артёму Москвиным («Свой мёд»), Exotic Dance Hall, Киноделам, проекту ВЫШКА, Public Speech, Kawa-Kawa, БОБу, Мосигре за поддержку и участие в кампании.
- Вел пикник не только профессиональный ведущий, актёр Лицейского театра Александр Боткин, но и народные ведущие, которыми стали жертвователи пикника.
Креативный подход - важнейшая составляющая пикника. Организаторы пытаются запустить этот процесс и среди организаторов площадок, выдвигая требования красиво и необычно, по возможности избегая баннеров и палаток, оформить свою площадку и обязательно провести интерактив (мастер-класс, перфоманс, театральную постановку, игру, лотерею и другое). Радостно, что этот процесс идет - с каждым годом становится все больше уникальных площадок. Хотелось бы отдельно отметить оформление площадок ABC Club, Woody Home, участников ярмарки домашней еды. Интерактив - пленэра, выставки проекта ВЫШКА, фруктовой лавки (кидание косточек от черешни в мишень), «Мишек Тедди» (спектакль) и приюта «Друг», выставки Антона Сорокина (перфоманс), «Матозаменителя» Семёна Матюшенко, выставку семейной фотографии (фотографии для выставки могли прислать все желающие), а также площадку «Скейт-Пирожковая».
В этом году на пикник приглашали в качестве посетителей не только омичей, но людей из других городов. Главный по идеям на пикнике, Роман Ковалёв, придумал ироничную мини-кампанию «Мигрируй в Омск», которая проходила на сайте W-O-S.ru.
Пикник в значительно степени создается на доверии. Очень плохой новостью для меня стало то, что не было возвращено 4 кресла бабл, которые посетителям предоставлялись в аренду.
Вот такие организаторские впечатления от третьего пикника, плюсы и минусы, находки и разочарования. Пикник растет, развивается и объединяет вокруг себя все больше людей. Остается надеяться, что для всё бОльшего количества людей он станет и источником вдохновения - двигаться дальше, придумывать, реализовывать и действовать вместе в своем доме, дворе, районе и городе. А я со своей стороны готова помочь советами и технологиями, опробованными на пикнике. Пишите picnicomsk@gmail.com или в вк.