Телесная и духовная сущность Фатимы Захры (А)
1. 1. Зиярат Пророков (А) к Фатиме Захре (А)
Фатима Захра (А) выше всяких слов. О ней говорится: «Когда святые (аулия) утвердятся в Раю, Адам и все Пророки посетят тебя (сделают зиярат)»
[1]. Познание (фикх) состоит в том, чтобы человек понял, что говорит Имам (А); это и есть познание. «Как много тех, кто передает познание (фикх) тем, кто знает больше их!»
[2]. Передача познания есть нечто иное, чем познание и понимание истины. Одни передают познание, но другие усваивают истину.
2. 2. Телесная сущность Фатимы Захры (А)
То, что я сейчас хочу сказать, есть как в источниках людей массы, так и в источниках избранных людей (шиитов), и с этим согласны все. Это передал Суйути в «Дурр уль-мансур», а также Салаби и Табарани и другие ученые суннитов. Они были теми людьми, которые признаны с точки зрения знания и с точки зрения хадисов. Но в то же время посмотрим, достигли они понимания (фикх) хадисов или нет.
Шиитские книги также приводят этот момент.
Он состоит в том, что телесный исток Фатимы Захры (А) не относится к ближнему миру. И выражения, которые говорят об этом, удивительны.
3. 3. Телесное творение Фатимы Захры (А) в шиитских источниках
«Передал наш отец от Ибн Махбуба от ибн Рааба от Абу Убейды от Имама Садыка (А)...»
Этот санад с точки зрения фикха является доводом по критериям шейха Ансари в важнейших вопросах фикха. С одной стороны, малое количество посредников является сильным критерием достоверности. Вторая сторона -передатчики с точки зрения науки риджаль. Все передатчики достоверные с точки зрения таких ученых, как шейх Туси и Наджаши.
Содержание хадиса состоит в следующем: «От Имама Садыка, мир ему, что он сказал: “Посланник Аллаха постоянно...”» - данное выражение указывает на постоянство во времени, а не так, чтобы это произошло один раз, - «Посланник Аллаха (С) постоянно целовал Фатиму (А), и Айша воспротивилась этому. Посланник Аллаха (С) сказал: “О, Айша! Когда я был вознесен на небо, вошел в Рай, и ко мне приблизился Джабраил от дерева Туба и дал мне его плоды, и я ел их. Аллах сделал их водою в моих чреслах, и когда я спустился на землю, сблизился с Хадиджей, и она забеременела Фатимой. Когда я целую ее, всегда чувствую запах дерева Туба”»
[3].
Особенность этого хадиса в том, что материя, из которой составлено тело Фатимы (А), должна находиться на месте «я ночую возле моего Господа, и Он кормит меня»
[4], и эта действительность поразительна! Предел не для каждого, а для того, кто удостоился исры (ночной перенос) и той близости к Господу, что состоялась той ночью, дабы он понял, что такое дерево Туба. Каково описание этого древа? Нет в Раю ни одного дворца для Пророков и верующих общин, чтобы в этом дворце не находилась ветвь дерева Туба. То семя, которое дало начало телу дочери Пророка (С), сформировано из этого дерева.
И потом говорит: когда я спустился на землю, Аллах дал мне из плода этого дерева Фатиму (А). «Когда я целую ее, всегда чувствую запах дерева Туба».
Тело из дерева Туба, дух из света величия Аллаха! И вот это тело было погребено в сердце ночи в земле! И около этого тела величайший человек мира говорит: «О, если бы я не был жив и не видел этого!»
4. 4. Телесное сотворение Фатимы (А) в источниках людей массы
Табарани передает, что Пророк (С) сказал, что в Раю он достиг дерева, лучше которого там не существует деревьев, и нет плодов чище, чем его плоды.
Дерево, которого достиг Пророк (С), было таким, что разум останавливается перед ним. О понимании (фикх) говорится: «Никто из вас не будет понимающим (ученым - факих), пока не поймет то, что подразумевается в наших словах»
[5]. То есть никто из вас не будет факихом, пока не станет понимать значение и точный смысл наших слов.
Нечто притянуло первого человека миров к этому дереву, дабы он остановился возле него. Тот, кто сам притягивает к себе ангелов и ангельское царство (малакут), был притянут туда и остановился там. С дерева сорвали плод и дали ему, и из этого плода сформировалось семя, из которого появилась Фатима (А)
[6].
Продолжение следует
[1] Тафсир «Фурат уль-куфи», Фурат ибн Ибрахим Куфи, С. 446; «Бихар», том 8, С. 172 и том 43, С. 227.
[2] Риваят от Имама Садыка (А) от Посланника Аллаха (С): «Кафи», том 1, С. 403.
[3] «Тафсир Кумми», том 1, С. 365; «Бихар», том 18, С. 364.
[4] «Поистине, я не такой, как вы: я ночую возле моего Господа, и Он кормит и поит меня» («Бихар», том 16, С. 402; «Манакиб аби аби талиб», Ибн Шахр Ашуб, том 1, С. 184).
[5] «Маани ль-ахбар» шейха Садука, С. 2.
[6] От Айши, что она передала: «Я постоянно видела, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целует Фатиму, и сказала ему: “О, Посланник Аллаха, я вижу, как ты делаешь то, что я не видела раньше”. И он сказал мне: “О, Хумейра, когда я был вознесен на небо, то вошел в Рай и остановился у одного из деревьев Рая, и не видел я в Раю деревьев прекраснее него, и белее его листвой, и чище его плодами. И я принял плод от него и съел его, и он стал семенем в моих чреслах. Когда же я спустился на землю, сблизился с Хадиджей, и она забеременела Фатимой. И всякий раз, когда я скучаю по запаху Рая, вдыхаю аромат Фатимы”» («Аль-му‘аджаму ль-кабир» Табарани, том 22, С. 401; «Дурр уль-мансур» Суйути, том 4, С. 153; тот же хадис в шиитских источниках с небольшим расхождением текста: «Тараиф фи ма‘арифати мазахиби таваиф», Сейид ибн Тавус, С. 111; «Бихар», том 37, С. 64).
И в другом суннитском источнике приводится от Суфьяна Саури от Хишама ибн Урвы от его отца от Айши, что она сказала: «Пророк, мир ему и приветствие, много целовал Фатиму. Я сказала: “О, Посланник Аллаха, я вижу, как ты делаешь то, чего я не видела раньше”. И он сказал мне: “Разве ты не знаешь, о Хумейра, что Аллах, когда я был вознесен на небо, повелел Джабраилю, чтобы он ввел меня в Рай и остановил меня возле дерева, прекраснее запаха которого и плодов которого я не видел никогда? И Джабраил приблизился и накормил меня его плодами, и Аллах создал из них семя в моих чреслах. Когда же я спустился на землю, сблизился с Хадиджей, и она забеременела Фатимой. И всякий раз, когда я скучаю по запаху того дерева, вдыхаю аромат Фатимы. И тогда я нахожу запах того дерева в ней. Поистине, она - не из женщин этого мира, и не имеет недостатков, как люди этого мира”» («Китабу ль-маджрухин», Ибн Хабан, том 2, С. 29).