Выступление великого аятоллы, марджи ат-таклид (образец для подражания) шиитского мира Вахида Хорасани о дочери Пророка Фатиме Захре (А), посвященное годовщине ее мученической гибели -
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
7. Предел пути человека
Это «лучшее сложение» должно получить проявление. Если оно не проявится, то творение останется бесплодным. Секрет здесь в том, что мир как таковой был введением к Адаму. Если Адам не достигнет результата, весь мир не достигнет результата, а если мир не достигнет результата, мудрость его сотворения окажется недействительной. Когда мир дойдет до результата? Когда Адам дойдет до результата. Когда же Адам дойдет до результата? Когда человек достигнет такого состояния, в котором будет говорить: «Мы кормим вас (бедняка, сироту и пленника) только ради лика Аллаха; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности!» (сура «Человек», аят 9).
Почему предел пути именно здесь? Ответ можно найти в суре «Ночь»: «Клянусь ночью, когда она покрывает! Клянусь днем, когда он сияет!» (92: 1-2). Прочитайте эту суру, пока не дойдете до конца: «И нет у Него ни для одного милости, которая должна быть вознаграждена, если только не из стремления к лику Господа его высочайшего: такой будет удовлетворен» (92: 19). Что означает «у Него» (‘индаху)? Это - то же самое «у Него», которое упоминается здесь: «У Него - ключи тайного; знает их только Он» (6: 59). Это место - то же самое, о котором говорится: «У Него - мать книги» (13: 39). Там все факелы потушены. Там все светочи стали мраком. «Своей тьмой Он темнее всякого света»
[1].
Итак, каждый свет там потушен. Где же тот свет, который достигает туда и не потухает там? Вот что нужно найти. «И нет у Него ни для одного милости, которая должна быть вознаграждена, если только не из стремления к лику Господа его высочайшего». Тому, кто обратится к моменту, о котором говорится здесь, останется только поражение и удивление, и всякая мысль и всякое деяние удалятся.
Самая высшая мысль и самое высшее деяние состоят в том, чтобы «я» достигло полного совершенства. Это - самая высшая степень человечности человека. Но все же тут остается само это «я», и данное «я» есть то, что достигает предельного совершенства. Однако место, о котором говорит аят, - в нем всякое «я» исчезает, всякое «мы» стирается, и ничего не остается там - ни ближнего мира, ни мира загробного, ни Ада, ни Рая, ни Трона, ни Престола, ни Пера. «И нет у Него ни для одного милости, которая должна быть вознаграждена». Этим сказано: никто перед Ним не имеет ничего. Если кто-то что-то имеет, то перед кем-то другим, но не перед Ним.
Здесь скрыто то, о чем мы говорили. Всякий, кто что-то имеет, имеет не «у Него», не перед Ним. Всё, что имеют обитатели Рая, есть в Раю. Всё, что имеют обитатели сада Эден, есть в саду Эден. Но существует группа тех, кто находится «у Него» (‘индаху). И те, кто находятся «у Него», - они те, кто стерли и удалили всякое «я» от себя. Разум был стерт, воля была стерта. Вот тут мы и подошли к главному вопросу.
8. Повод ниспослания суры «Человек»
Заххак, Муджахед, Ибн Джабир, Ибн Мас‘уд, Ибн Аббас, а также большое количество сподвижников и людей более поздних поколений, согласны и имеют иджму в том, что мы сейчас скажем. Однако я хочу изложить данную тему со ссылкой на Замахшари Хаварезми, который был известным толкователем Корана конца четвертого-начала пятого века по хиджре.
От Ибн Аббаса:
«Хасан и Хусейн заболели. Тогда Посланник Аллаха (С) с некоторым количеством людей отправился навестить их. Они сказали: “О, Абу Хасан (то есть Али)! Если ты принесешь обет (назр), то будет лучше (для их выздоровления)”. Али, Фатима и служанка Фезза принесли обет для Хасана и Хусейна, что если те выздоровеют, они будут три дня держать пост. И вот они выздоровели, и ничего не случилось с ними. Чтобы держать пост, Али взял в долг у иудеев Хейбара несколько мер ячменя»
[2].
Ближний мир отчаялся здесь. Тот, кто мог бы наполнить свой дом золотом и драгоценностями, если бы захотел, не имеет даже хлеба, так что должен занять у иудеев несколько мер ячменя! Это и есть тот Ислам, который переворачивает ближний мир. Это - исламская Медина, от которой приходит в смущение мироздание. Глава Ислама и мусульман, благороднейшее семейство в Медине, черта, разграничивающая человечество, имеет столько от материальной жизни, что они должны брать пищу в долг, и даже от иудеев Хейбара!
Кто же пек хлеба?
«И вот, Фатима намелила муку из одной меры ячменя и испекла пять хлебов по числу членов семейства, и положила их перед ними, чтобы они разговелись после поста. Вдруг к ним пришел бедняк и сказал: “Мир вам, о Ахль уль-Бейт Мухаммада! Я бедняк из мусульман...”».
Обратите внимание: в первый вечер пришел бедняк из мусульман, а в последний - пленный из многобожников. Удивительное - здесь! Этот первый и этот последний могут стать предметом целого моря обсуждения. В первый вечер - свой, в последний - чужой. Важно то, что историю передали с такими подробностями.
«“...Накормите меня, и Аллах накормит вас едою из Рая”. Они отдали ему свою пищу и легли спать голодными, выпив лишь воды. Назавтра они также держали пост. Когда же наступил вечер, и они положили еду перед собой, пришел сирота. Они также отдали ему свою еду. На третий же день к ним пришел пленник, и они снова отдали ему пищу. Когда наступило утро, Али взял Хасана и Хусейна за руки и отправился с ними к Посланнику Аллаха (С). Когда Посланник Аллаха (С) увидел их, они дрожали от голода, подобно птенцам».
Тот, кто был несгибаем при Хейбаре, в присутствии Посланника Аллаха (С) вместе с двумя своими детьми (А) «дрожали от голода, подобно птенцам». Тот, кто смыкается с Троном, чья душа никогда не дрожит, есть сердце Печати Пророков (С). То есть совершенный человек, царственный плод древа бытия.
Но как они выглядели тогда, если тот, кто увидел их (С), сказал: «Как же печалит меня то, что я вижу!»
Как велико это повествование! Такой человек говорит об этом такими словами! «Как же печалит меня то, что я вижу!»
«И он встал».
Зачем встал?
9. Плод дерева творения
Здесь скрыто важное! Важное в том, что «я увидел вас и сорвал плод мира» - то, для чего он был сотворен. Мы должны понять, что в действительности произошло. Пророк (С) срывает плод дерева творения. Он увидел, что они достигли результата, для которого сотворен мир, но при всем этом понимании встает, дабы посмотреть: та, что осталась в доме, - каково ее состояние?
Самое важное - тут.
«И он встал и пошел с ними».
Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха! Они три дня не ели: что должно случиться с женщиной при этом? Она должна быть в крайне слабом состоянии, в постели.
«И увидел Фатиму в ее мехрабе».
Вот это - плод дерева бытия! В каком состоянии она в мехрабе?!
«И увидел Фатиму в ее мехрабе, и живот ее ушел в глубь и прилепился к спине».
Разве только это?
«И живот ее ушел вглубь и прилепился к спине, и глаза ее ввалились. И это опечалило его. Тут спустился Джабраиль и сказал: “Бери ее (эту суру), о Мухаммад! Аллах приветствует тебя среди людей твоего Дома (Ахль уль-Бейт)” - и прочитал ему эту суру».
То есть низвел ему суру «Человек».
«Аллах приветствует тебя» - что это значит? Это значит: «Будь ты благословен, будь ты благословен! Ты довел посланничество до его результата! Ты вырастил плоды на дереве творения, ты воспитал Семейство, которое способно на такое дело, что их состояние таково, как ты видишь! И внутреннее их состояние (батин) таково же. «Мы кормим вас только ради лика Аллаха» (сура «Человек», аят 9). Здесь значение хадиса должно стать ясным, а толкование оставим на другое время.
10. Ахль уль-Бейт (А) исчезли (фани) в лике Аллаха
Отсюда становится ясным, что Ахль уль-Бейт (А) исчезли в лике Аллаха. И если становится очевидным, что они исчезли в лике Аллаха - о, Замахшари! Бейзави! Салаби! - есть ли у вас разум и понимание? Вы записали этот хадис или нет? Те, кто исчезли в лике Аллаха, - их воля есть воля Аллаха. А значит, больше нет Али (А), нет Фатимы (А), Хасана (А) и Хусейна (А), а то, что есть - лик Аллаха
[3]. Если лик Аллаха может быть познан, то Фатима (А) тоже может быть познана. Теперь нам понятны слова: «Она названа “Фатимой”, потому что творения отрезаны (футиму) от ее постижения».
Продолжение следует
[1] Согласно словам повелителя верующих (А): «Нет бога, кроме Него: Своим светом Он светлее всякой тьмы, и Своей тьмой Он темнее всякого света» («Нахдж уль-балага», хутба 182).
[2] «Аль-кашшаф ан хакаики ль-танзили ва уйуни ль-акавили» Замахшари, том 4, С. 197; «Тафсир» Рази, том 30, С. 244; «Тафсир» Байзави, том 5, С. 428.
[3] Разумеется, под «исчезновение в лике Аллаха» не подразумевается какое-либо слияние или растворение Ахль уль-Бейт (А) в сущности Аллаха. Значение этих слов состоит в том, что Ахль уль-Бейт (А) есть лик Аллаха и проявление (мазхар) Его прекрасных имен, а потому их воля исчезла в воле Аллаха или, иначе говоря, они не желают ничего, кроме того, что желает Аллах.