Фатима Захра (А) - сердце творения

Apr 10, 2013 16:50



1.     1. Выше разума

Нам необходимо сосредоточиться на понимании одного хадиса. Преданий много, и тех, кто передает их, также много. Мало постижения. Мало как постижения, так и тех, кто постигает. Предания от пречистых Ахль уль-Бейт (А) ввиду своей высоты и величия содержания наталкиваются на непонимание, и реальность Фатимы (А) - тому свидетельство. «Истинный (то есть Бог) выше того, чтобы Его путь был предназначен для всякого входящего» [1].

Суть состоит в том, что Господь Истинный, к Которому мы возвращаемся и Которому принадлежим, выше и возвышеннее, чтобы быть постижимым разумом.

2.     2. Постижение Фатимы Захры (А) есть постижение лейлят уль-кадр (ночи могущества)

От Имама Садыка (А) передается, что он сказал об аяте «Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в ночь могущества»: «“Ночь” значит “Фатима”, “могущество” значит “Аллах”. И тот, кто постиг Фатиму (А) истинным постижением - тот постиг ночь могущества. Она названа “Фатимой”, потому что творения отрезаны (футиму) от ее постижения» [2].


Таково содержание этого риваята, и разговор о каждом предложении в нем может занять огромное время. Что это за сущность, что творения не могут постигнуть ее? Здесь находится тот пункт, над которым самые великие люди человечества, достигнувшие предела совершенства и чистоты мыслей, должны много и много думать.

Фатима Захра (А) есть ночь могущества и обиталище Корана.

В другом аяте говорится: «Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь» (44: 3). В тафсире этого аята также пришло, что «благословенная ночь» - госпожа Фатима (А), и в эту ночь «разделяется всякое мудрое повеление».

В приведенном нами риваяте сказано: «Она названа “Фатимой”, потому что творения отрезаны (футиму) от ее постижения». Понятие «творения» шире, чем «люди»: оно охватывает и людей, и джиннов, доходя до «ангелов, которыми Ты населил небеса, вознеся их от земли» [3] - и Фатима (А) недостижима для понимания всех этих существ.

Куда же мы пришли? И кто эта женщина? Какая истина в ней скрыта, что она стала выше умов и мыслей?

Для понимания этого вопроса необходим твердый разум, воспитанный на доказательствах и доводах, опирающийся на достовернейший источник, каковым является Коран, и прибегающий к помощи достоверной Сунны - чтобы, быть может, в один из дней ему открылся данный великий вопрос.

«...Потому что творения отрезаны (футиму) от ее постижения». Почему? Какая тайна заключена в ней, что творения не в состоянии ее постигнуть?

3.     3. Дуга нисхождения и восхождения человека в Коране

Коран около пятидесяти восьми раз говорит о человеке, и эти аяты распределены в данной мудрой Книге, которую мы не познали:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном!» (36: 1-2).

Коран есть море мудрости, и высшая сущность, которая присутствует на арене бытия, - то есть человек - также становится в нем предметом разговора. Во всех эти случаях слово «аль-инсан» (человек) использовано с определенным артиклем «аль», кроме одного раза, где оно стоит без определенного артикля, что является предметом отдельного важного обсуждения. Что означает использование повсюду в Коране слова «инсан» (человек) с определенным артиклем, и какой смысл имеет противостояние ему в одном-единственном случае данного слова в неопределенной форме?

Эти аяты начинаются с истока пути человека и заканчиваются его пределом, что является одним из чудес Корана. Об истоке говорится: «Сотворил человека из сгустка» (96: 2), а о пределе: «Милостивый. Он научил Корану, сотворил человека, научил его разъяснению». (55: 1-4).

«Разъяснение» (байан) - это не речь, как полагают. Точнее, это речь, но не только. Это «разъяснение» надо относить к самому Корану, в отношении которого в других аятах используются слова «байан» и «тибьян». Тот Коран, о котором говорится прежде слов «сотворил человека», и тот, о котором сообщается после этих слов, - один и тот же. Но первый привязан к Корану, который читается. Тот же Коран, что упоминается после сотворения человека, относится к сущности, внутренности (батн) человека. И он есть исток его пути.

Аяты Корана о человеке делятся на две части, и в соответствии с ними само человечество разделяется на две отрасли, две ветви - одна идет вниз, другая вверх. Одни опускаются, другие поднимаются. Одна часть людей в аятах относится к дуге нисхождения, другая - к дуге восхождения.

Все пятьдесят восемь упоминаний человека в Коране сведены к одному знаменателю в суре «Человек»: «Разве не прошел для человека срок, когда он не был вещью упоминаемой?» (сура «Человек», аят 1).

Эта сура называется «Человек», но она относится к миру в целом и имеет значение суры обо всем мире возможности (аляму ль-имкан).

4.     4. Адам - сосредоточие мира

Сказал Имам Садык (А): «Поистине, человеческая форма (сурат инсанийа) - величайший довод Аллаха над Его творением, и она есть книга, которую Он написал Своей рукой, и храм (строение - хейкель), который Он построил Своей мудростью, и собрание форм миров, и средоточие знаний Хранимой скрижали (лаух махфуз)...» [4]

«Ты мнишь, что ты лишь небольшая вещь,

Но в тебе содержится великий мир» [5].

Мир находит средоточие в Адаме, а Адам в своем нисхождении или восхождении детально описан в Коране, и далее все это находит средоточие в суре «Человек». И сура «Человек» исходит из того же истока.

5.     5. Исток творения человека

«Сотворил человека из сгустка» (96: 2) - здесь речь идет об истоке человека и капле, из которой он произошел: «Пусть посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся, что исходит из хребта и грудных костей» (86: 5-7). Потом это подробное разъяснение снова собрано в короткую фразу, и чудо Корана здесь: он развертывает короткое содержание и делает кратким развернутое.

«Разве не прошел для человека срок...» (сура «Человек», аят 1). Здесь есть момент, который не присутствует в других аятах, где говорится о «капле», «воде ничтожной» (77: 20), «звонкой глине (сальсаль)» (15: 26) и «земле» (22: 5) [6]. Однако в суре «Человек» о моменте прежде начала человека говорится: «Разве не прошел для человека срок, когда он не был вещью упоминаемой?»

Имам Бакир (А), который являлся надлежащим пловцом для моря Корана, говорит: «Он был вещью, но не был упоминаемым» [7].

В этих словах есть целый мир смыслов: «Он не был вещью упоминаемой», то есть: «Он был вещью, но не был упоминаемым».

А следующий аят повествует о начале человека: «Разве не прошел для человека срок, когда он не был вещью упоминаемой? Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его» (сура «Человек», аяты 1-2).

Это строение, которое Господь воздвиг «Своею силою», имеет ум и плоть. То и другое составлено («смесь»). Плоть составлена из смешанного семени («капли») мужчины и женщины. Ум же составлен из капли смеси разума и страсти. Два элемента есть в теле, два элемента есть в духе, и каждые из двух являются составными. В теле смешались мужчина и женщина, в духе - разум и страсть. «...Испытывая его, и сделали его слышащим, видящим» (сура «Человек», аят 2). Внешность Корана целостная, и его внутренность целостная.

6.     6. Путь человека в дуге восхождения и нисхождения

Путь человека начался с момента, который мы упомянули, чтобы достигнуть того пункта, где «Мы повели его по пути...» (сура «Человек», аят 3). Там, где дерево вырастает из корня, оно делится на два ствола: «...либо благодарным, либо неверным» (сура «Человек», аят 3). Куда растет первый ствол, куда второй?

Тот ствол, который относится к словам «либо благодарным», суть дерево доброе: «Разве ты не видел, как Аллах приводит притчей доброе слово - оно как дерево доброе: корень его тверд, а ветви в небесах. Оно приносит свои плоды в каждый миг с соизволения своего Господа...» (14: 24-25).

Тот же ствол, о котором говорится «либо неверным», есть скверное дерево: «А притча о скверном слове - оно, как скверное дерево, которое вырывается из земли, - нет у него стойкости» (14: 26).

Аяты о дуге нисхождения - все они соответствуют этому второму стволу. А аяты о дуге восхождения относятся к стволу первому. Посмотрите на два следующих аята суры «Человек» в соответствии с этими двумя отраслями: «Мы приготовили для неверных...» - относится к части неверных. «Ведь праведники пьют...» - относится к части благодарных. И потом разговор о первой части людей заканчивается - всё, что есть далее в суре «Человек», относится лишь ко второй части «благодарных».

Об истоке, откуда начинается человек, Бог сказал: «Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его» (сура «Человек», аят 2). Это испытание есть вращение (кальб) и переворачивание (инкилаб). Один вид вращения и переворачивания относится к телу, является телесным: капля (семя) становится сгустком, сгусток - зародышем, пока не достигнет до: «потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов!» (23: 14). Здесь две вещи относятся к эпитету «лучший» (ахсан). С одной стороны, Он лучший в отношении создания другого тела: «потом Мы вырастили его в другом творении». С другой - лучший с точки зрения создания другой души и духа: «Клянусь смоковницей и маслиной, клянусь горой Синаем, клянусь этим безопасным городом! Мы сотворили человека в лучшем сложении» (95: 1-4).

[1] «Ишарат», фасль 27; «Шарху ишарат», Насир уд-Дин Туси, том 3, С. 394.

[2] Бихар, том 43, С. 65; Тафсир «Фурату ль-куфа», С. 581.

[3] Нахдж уль-балага, хутба 109.

[4] Полностью риваят звучит так: «Поистине, человеческая форма (сурату инсанийа) - величайший довод Аллаха над Его творением, и она есть книга, которую Он написал Своей рукой, и храм (здание - хейкаль), который Он построил Своей мудростью, и собрание форм миров, и средоточие знаний Хранимой скрижали (лаух махфуз), и свидетель всех тайн, и довод над всяким отрицающим (неверующим), и прямой путь ко всякому благу, и Мост (сират), протянутый между Раем и Адом» («Джамиу ссаадат», Мухаммад Махди Нараки, том 1, С. 180, а также «Тафсир Сафи» Кашани, том 1, С. 92).

[5] Строки стихотворения, приписываемого Имаму Али (А): «Маджму ль-бахрейн», том 1, С. 122.

[6] То есть говорится о них как о материях, из которых создан человек.

[7] Тафсир «Маджму ль-байан» Табарси, том 10, С. 213. Также приводят от Имама Садыка (А): «Он был упоминаемым в знании, но не был упоминаемым в творении» (Тафсир «Нуру ссакалейн», том 5, С. 469).

история, Ислам и шиизм, ирфан и мистика, имамат

Previous post Next post
Up