Смерть и татуировка на память.

Oct 13, 2009 11:54


Одной из основных составляющих мотивации Изначального Змея в истории с плодом Дерева Соединения Добра и Зла была зависть. Змей хотел убить Адама для того, чтобы жениться на Хаве и править миром (Мидраш Рабба 20:5).

После поедания плода Дерева Соединения Добра и Зла, Адам и Хава, которые были созданы бессмертными, становятся очень даже смертными. Важно понимать, что смерть была дана людям не в наказание, а как возможность исправить ситуацию. Добро и Зло конечно же присутствовали в этом мире и до того, как был съеден плод Дерева Соединения Добра и Зла. Произошедшие изменения ввергли мир в сумеречное состояние, где добро из зло стали смешаны настолько, что понять где и что стало очень нелегко; и основной работой человека стал бирур - разделение и сортировка (Тора Ор, 5-б).

Большая часть заповедей Торы действительно похожа на разделение: запрет на смешение молока и мяса, льняных и шерстяных нитей, использование разных видов животных при обработке земли. Но есть ряд заповедей, в которых не так просто усмотреть работу по сортировке. Одна из таких заповедей - это запрет на такую популярнейшую в наше время процедуру как татуировка. В чем смысл этого запрета?

Дело в том что Изначальный Змей добился частичного осуществления своего замысла, и побочным эффектом контакта Хавы со Змеем стала зухама - так называемая духовная грязь, которой стало "пропитано" человеческое тело (Йевамот 103-Б). Выполнение разных заповедей по разному очищает тело от этого яда, но единственным средством перманентного извлечения яда из тела является смерть и последующее возвращение в землю во время похорон. Во время оживления из мертвых тело, прошедшее через такой процесс очищения, будет готово к возвращению к жизни.

Сама форма, в которой дан запрет, указывает на связь между татуировкой и смертью: "И надрезов по умершему не делайте на теле вашем, и надписи наколотой не делайте на себе. Я Всевышний" (Ваикра 19:28). Надрез по умершему - нанесение вреда собственному телу -расcматривается как отрицание факта того, что смерть имеет свой смысл и является исправлением, а не моментом, которого нужно бояться всю жизнь.

Реб Натан Штернхарц объясняет, что наносящий на себя татуировки опускает себя до уровня животного, тем самым убивая в себе уровень человека. Дело в том, что тело человека - это уровень животного, и его исправление заключается в подъеме с уровня животного до уровня человека. Интересно, что нанесение букв на кожу животного (как это делается в случае написания мезузот, тфилин и свитков Торы) позволяет поднять уровень животного до уровня человека (Ликутей Алахот, Кетовет Каака, 2). В случае же нанесения татуировок на кожу человека просходит обратный процесс.

Рав Натан Маймон обращает внимание на быстрый рост популярности татуировок в наше время. Татуировки для достижения эстетического эффекта в последнее время стали распространены настолько, что такая вещь как перманентая косметика, воспринимается уже как прямая необходимость. Несмотря на кажущееся отличие между нанесением себе увечий и татуировками для эстетических целей, внутреннее наполнение этих двух действий чрезвычайно похоже - отрицание жизни после смерти и попытка создать иллюзию того, что в этом мире можно закрепиться навсегда, оставаться молодым вечно. В общем, опуститься до уровня животного.

В связи с этим интересно отметить, что в современной истории нацисты Германии впервые начали использовать массовые татуировки в концентрационных лагерях. Важно помнить, что одной из целей, которую преследовали нацисты было опустить людей до уровня животных; а татуировки были одним из инструментов достижения этой цели. Если помнить об этом, то можно попробовать избежать содействия в спуске с уровня человека до уровня животного.

Хумаш, Хасидут, Бреслов, Смерть, Берешит

Previous post Next post
Up