Пикудей. Десятая или Одиннадцатая?

Mar 04, 2008 10:13


В беременный год (именно что беременный, а не високосный) из-за дополнительного месяца Адара главы Ваякхель и Пикудей читают не слитно как в обычный год, а в отдельные Шаббаты, тем самым растягивая чтение книги Шмот на 11 Шаббатов вместо 10. Ну и что с того? Чернобыльский Ребе (Меор Эйнаим) объясняя первую главу книги Шмот даёт возможность понять последнюю недельную главу - завершение книги Шмот.

Книга Шмот начинается с описания первого изгнания - спуска 70 душ из Израиля в Египет. Речь конечно же идёт не только об изгнании народа, но о исчезновении ощущения присутствия Всевышнего в этом мире. Понятно что присутствие Всевышнего из этого мира никто не изгонял - исчезло ощущение этого присутствия. Ведь если это ощущение присутствует, то и изгнание в Египет будет ещё одной гранью проявления Всевышнего в нашем мире.

Итак, в начале книги Шмот даётся описание проблемы - потеря ощущения Всевышнего, а в последней недельной главе (одиннадцатой по счёту) есть намёк на решение проблемы. Как уже говорилось, обычно книга Шмот завершается за 10 недель, но в те годы когда появляется дополнительный месяц Адар, чтение длится одиннадцать недель.

Число десять конечно же указывает на десять сфирот. А на что указывает число одиннадцать? Одиннадцать это сфира Даат. Но ведь в самом старом из каббалистических текстов сказано "Количество Сфирот 10, 10 а не 9, 10 а не 11" (Сефер Йецира 1:4). Дело в том, что когда в числе 10 сфирот считается кетер, то не считается даат, и наоборот. Но полный репертуар Дерева Жизни состоит из одиннадцати сфирот.

Даат это сфира отвечающая за ощущение Всевышнего, другими словами практический опыт. Когда Рамбам в самом начале Мишне Тора пишет "...Основа основ и столп мудрости - знать, что есть Всевышний..." (Мишне Тора 1:1), знание о котором говорит Рамбам это не абстрактные рассуждения, а как раз таки практический опыт.

Так вот, недельная глава Пикудей, которая соответствует сфире Даат, всегда читается в месяц Адар, рядом с праздником Пурим. Одно из первых обвинений которое приводит Хаман царю Ахашверошу звучит так: "...Их законы (дат) не похожи на законы других народов и не соблюдают законов царя ..." (Мегилат Эстер 3:8)

Слово дат на иврите означает религия и поэтому не совсем понятно в чём состоит смысл обвинения Хамана. Ну не похожа у этого народа религия, ну и что? Мало ли какие бывают религии, одной больше одной меньше - какая разница. И тут мы вплотную подходим к потенциальному решению проблемы. Просто сам факт того, что о Торе говорят как просто об одной из религий указывает на глубочайшую проблему.

Слова дат (религия, то есть набор обрядов и ритуалов) и даат (сфира обеспечивающая ощущение присутствия Всевышнего) отличаются всего одной буквой Айн. То есть дат это даат из которого выпал Айн. Числовое значение Айн - 70. Это те самые 70 душ спустившихся в Египет, 70 граней Торы и 70 народов мира.

Получается что есть два варианта: Либо у нас, как обвинял Хаман есть просто одна из религий, либо же у нас есть Тора в которой присутствуют все 70 граней, которая сверкая всей своей полнотой светится внутри нас и делает мир светлее. Хотим ли мы воспринимать Тору во всей существующей полноте или нет - это и есть наш выбор. Тот выбор который мы в первый раз совершили в Пурим - выбрали и получили настоящую Тору во всей ее полноте.

Каббала, Хумаш, Пурим, Хасидут, Время, Пикудей

Previous post Next post
Up