Leave a comment

Comments 47

kedrovy_ruchey August 11 2016, 06:24:01 UTC
когда Малевич показал свой "шедевр" друзьями - на попойке - они дождались когад мэтр уснёт, и нарисовали ещё пять таких же "шедевров". Утром мэтр не определил где его картина.

Reply

ilya_yu August 11 2016, 06:29:00 UTC
Мне кажется, это анекдот. Но не в этом дело: эта работа не претендует на образец живописного мастерства, её замысел - вообще закрыть тему как мастерства, так и живописи.

Reply

kedrovy_ruchey August 11 2016, 06:40:28 UTC
Это не анекдот.
Работа претендует на живописную хуцпу, не более. в этом плане эссе Толстой показывает, что хуцпа тут коллективная, даже целый хэппенинг на тему "интелихенция гадит в мозг народу"

Reply

oleggureev August 11 2016, 08:07:25 UTC
О замыслах можно рассуждать.
Например, мне в свое время она показалась способом показать не "закрытие", а "отсутствие" искусства.
То есть, показать, что отдельная форма может состоять не только из отдельного элемента (рассмотренного под увеличительным стеклом), но и из почти полного отсутствия элементов. Всё-же, квадрат это не круг, например. Следовательно, работа с формообразующими средствами, всё-же, идёт.

Правда, она сведена к минимуму.

(это я к тому, что смысл этой работы может быть не столь радикальным, ЗАКРЫТИЕ, всё-же, претендует на некую окончательность "во веки вечные")

Кстати, минимализм в музыке наступил тоже, лишь после 4'33" Кейджа.

В общем, действительно, как писал Пастернак:

"... и тут кончается искусство..."
и начинается дизайн
(... это уже я от себя :-)))

Reply


pybikon August 11 2016, 06:38:58 UTC
Когда читаешь статьи "искусствоведов" о "Чёрном квадрате", не знаешь, плакать или смеяться...
Скорее, последнее.

Reply

ilya_yu August 11 2016, 07:02:49 UTC
Много прочитали? Ссылками поделитесь?

Reply

Первое попавшее... pybikon August 11 2016, 10:07:11 UTC
... Искусствоведы, рассуждая о Чёрном квадрате, пускаются к такие мудрствования, что возникает сомнение - понимают ли они сами, что пишут. Например, у Сарабьянова можно прочесть: «(квадрат) концентрирует в себе бесконечное мировое пространство, несёт выражение «всего» в непроницаемой чёрной поверхности». На что Я. Ушаков замечает: «Вообще, все ужимки и прыжки вокруг Чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля ( ... )

Reply

Re: Первое попавшее... ilya_yu August 11 2016, 12:05:15 UTC
И что смешного написал Сарабьянов? Замысел художника он, скорее всего, выразил корректно. А бесконечные отсылки к "Голому королю" как раз забавны: во-первых, это трюизм, во-вторых, факт необычайного влияния "ЧК" на мировую культуру надо как-то хотя бы прокомментировать - и желательно в контексте художественной жизни 1910-х гг. Это не обязательно делать комплиментарно в отношении Малевича. Но, ей-богу, что некорректного или смешного в суждении, что Малевич силился выразить идею абсолюта? Суждение Бенуа всем известно - оно тоже смешное? По-моему, вполне себе глубокое - и ничем не противоречащее (а даже подтверждающее) устоявшейся в искусствознании метафизической трактовке "Квадрата".

Reply


olom1980 August 11 2016, 06:55:06 UTC
+

Reply


rickardonavarro August 11 2016, 07:06:22 UTC
Любопытная точка зрения, но на мой взгляд в ней многое "притянуто за уши", ну а сама тема наверняка "тянет на диссертацию" :)
Мне всё-таки кажется, что в 30-е годы авангардистов в большей степени терпели, чем поощряли, давая им какое-то время на "переосмысление классического наследия".
Фотография нерасчленима на пятна и линии? Этого вообще не понял.

Reply

ilya_yu August 11 2016, 07:26:15 UTC
Нерасчленима как процесс: она не пишется, а, как я понял, является. Авангардистов не то чтобы терпели, их довольно методично вычищали. Гипотеза в том, что именно волна авангарда (веерная смена авангардистских проектов в поисках нового языка культуры) привела в итоге к формированию соцреализма, которому отдали дань и Филонов (см. портрет) и, например, Каменский.

Reply

rickardonavarro August 11 2016, 07:38:18 UTC
Спасибо вам за ответ! Да, теперь мне более-менее понятно, что за нерасчленимость фотографии имеется в виду.
Я почти не знаком с ситуацией той поры в живописи и литературе, но что касается архитектуры, то авангардистов перевоспитывали и вычищали быстро и уверенно, пинками.

Reply


redsoviet August 11 2016, 07:12:29 UTC
Очень интересная заметка!
По Малевичу, я воспринимаю "Черный квадрат" как попытку художника выразить Ничто в форме художественного образа, как “некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда солнце угаснет, как вечное безмолвие без будущего и надежды” (это слова Кандинского).
Вообще, считаю, "Черный квадрат" это действительно гениальная вещь. Но мое мнение, больше картин такого типа не надо, "Черный квадрат" сказал все)))

О соцреализме как авангардном проекте, думаю, так это и есть. К сожалению, мы знаем так мало о советском наследии! Ничего мы не знаем, по сути.

Reply

ilya_yu August 11 2016, 07:28:50 UTC
С поправкой на то, что затруднительно говорить об образе в "ЧК". Это же без-образное искусство.

Reply


Leave a comment

Up