Год назад я провёл
анализ статистики авиаперевозок российских пассажиров за 2012 год. Целью анализа было вычислить, сколько граждан России реально пользуются услугами авиакомпаний. Дело в том, что по официальной статистике число перевезённых пассажиров практически достигло уровня лучших лет в СССР, но реальное положение дел и мой личный опыт подсказывали, что цифры официальной статистики, мягко говоря, не отражают действительности. Поработав с доступной статистикой, я сделал следующий вывод:
Далее, нигде не указано, сколько пассажиров летает многократно и насколько часто. Этой информации вообще нигде нет. Хотя, казалось бы, посадочные талоны все именные, и составить точную базу данных поголовно не представляет труда. Думаю, такая база данных всё-таки есть, но публично её никто никогда не покажет, т.к. цифры будут шокирующие...
Таким образом, мы можем ещё убрать дубли из общей цифры и получим около 11 млн.
Итак, исходя из полученной цифры, в России с населением в 143 млн., авиатранспортом в личных целях пользуется только около 8% населения.
Сегодня же я наткнулся на статью, в которой таки прозвучали данные о том, сколько реальных россиян фактически воспользовались авиатранспортом за 2012 год. Эти данные основываются на подсчёте пассажиров по паспортам, а не по посадочным талонам. И, собственно, читаем:
... если считать по паспортам, то количество пассажиров в России в 2012 г. составляет всего около 4 млн чел. Рост перевозок в гораздо большей степени связан с увеличением частоты полетов уже летающих пассажиров, а не с добавлением новых.
Источник Таким образом, мои расчёты оказались почти в 3 раза оптимистичнее, чем есть на самом деле. А на самом деле из 143 миллионов граждан России авиатранспортом пользуется только 2,8% россиян. Для сравнения. В СССР подсчёт перевезённых пассажиров производился по проданным билетам. К концу 1980-х годов Аэрофлот перевозил около 140 млн пассажиров в год. Делим эту цифру на 2 (т.к. чаще всего пассажир летит туда и обратно - его считают дважды) и получаем 70 млн. Только вдумайтесь в эти цифры. Сегодня, в XXI веке, при капитализме, Боингах и Эйрбасах, доступность авиаперелётов в России в 17 раз ниже, чем в советское время, при "нищем совке".