В Ханты-Мансийске проходит научно-практический семинар "Обработка черных и цветных металлов на территории Югры в железном веке и этнографическое время" 10-14 сентября.
Сегодня 11 сентября был первый день мастер-классов. Затра-послезавтра продолжение практики.
Мероприятие проходит в музее под открытым небом "Торум-Маа" (ул.Собянина 1)
Вход свободный. С 10 до 17 часов.
Сегодня было интересно. Я бляху отлил из бронзы, завтра буду ее обрабатывать.
Работает миникузница - можно ковкой заняться.
2
Здесь нагнетали воздух по старинке чтобы раскалить железные заготовки.
Делали тесло (которым делают лодки-долбленки из цельного дерева), наконечники стрел.
В оригинале, аборигены Западной Сибири выплавляли железо из болотной руды (рыжая окись на болотах) и получавшийся металл был весьма посредственного качества. И под кувалду.
3
Рядом плавили бронзу. Воздух нагнетали пылесосом. Топливо - древесный уголь.
4
Заливка заранее подготовленной формы. Тигиль (ковшик) из нержавейки. Обжимные части жипцов наварены из тракторного клапана для огнестойкости.
5
На выходе рыбки. Отливка делалась по формам из графита. Вторая половинка формы плоская - из кирпича.
6
Вверху - получившиеся заготовки, которые надо доводить до ума. Круглые "колеса" - это нарядные бляшки обских угров и самодийцев - мегапопулярный аксессуар на мужской ремень. Когда-то они несли мощную символическую нагрузку - сегодня просто дань традиции.
Огрехи изделий объясняются недостаточно ловкими руками неофитов. Процесс заливки на первый взгляд чрезвычайно прост, но все надо делать быстро, точно и ровно.
Внизу - мой ремень. Так выглядит конечное изделие. Купил пряжку 4 года назад у мастера Рязанцева Леонида Дмитриевича, который сегодня и показывал мастер-класс по литью.
7
У меня кроме пряжки на ремне ничего нет. На традиционном же поясе чего только не навешено, потому что карманов на меховой одежде нет. Фактически, пояс - самый важный мужской атрибут северного охотника/оленевода. Не дай бог женщине через него переступить!
Обхват пояса меняется не у пряжки, как мы привыкли, а за счет складок кожи в задней части (там где висит коготь).
8
Минимум два ножа для разного вида работ. Один из них обычно как стемеска по виду: узкий, толстый, заточен с одной стороны. Рукоятки обычно делаются из капа (гриб-нарост на березе в прикорневой части) - кап ценят за красивую текстуру древесины. На фото простая рукоятка.
Некоторые умудряются бриться ножом. Но не в этот раз.
9
На ремне - модернизированная застежка, "антивыстегивающая".
Еще одна работа Рязанцева. Серебряные серьги, 999 проба, ручная работа. Смотрятся обалденно. Он совершенно непонятно для меня рассказывал как их делать, из чего я понял, что скорее укушу себя за локоть, чем пойму технологию.
10
Шлем - тоже работа Рязанцева.
11
"Ах ты моя, Жанна ДАрк" - отвесил комплимент Леонид Дмитриевич и водрузил шлем на голову студентки. А сначала надел ей подшлемник - свою шапку "адидас" (см.заглавное фото).
Местные князья, летописные "богатыри", в средневековье могли себе позволить такие дорогие доспехи, выменивая их на меха у купцов Волжской Булгарии или сибирских татар. Это была мегастатусная вещь (как личная яхта, майбах сегодня), и уже во втором смысле - защита. В реалиях таежных войн (партизанских по сути) дело не часто доходило до сечи, и тяжелые доспехи только мешали: всё решала внезапность и меткий глаз лучника. Осадные действия были не в чести.
Алексей Павлович Зыков, к.и.н., с.н.с. Института археологии УрО РАН, рассматривает шлем, в реконструкции которого принимал участие.
12
Также он помог восстановить облик древней кузницы. В углу чувал (обмазанные глиной прутья ивняка), фунционально схожий с привычным нам камином. Их использовали до появления металлических печек. В центре камнями обложена площадка на которой происходила плавка металла. Рядом горн. Не хватает лишь наковальни. Ну и понятно, что пол был земляной (в лучшем случае из колотых плах), света (окна) не было - кузнице он не нужен. Рязанцев, например, работает без света - лучше видно температуру (цвет) заготовки.
13
В общем, музей "Торум-Маа" обогатился новым экспонатом. Гостям города этот музей можно рекомендовать в первую очередь.