Часть 3. Почему иногда лучше не открывать детские школы искусств
Давайте попробуем разобраться, что же это за проект, кто за ним стоит, для чего и для какой аудитории его раскручивают.
Сначала посмотрим на официальном сайте,
для чего создан ГЦСИ (заявлено прямо и без стеснения). Цитаты снабжаю своими краткими комментариями:
"Миссия и цели
Миссия:
Поддержка, развитие, продвижение и популяризация современного искусства в интересах человека и общества"".
Почему-то маленькая кучка авторов идеи решила за всё общество, что их проект жизненно необходим аж всему миру.
"Цели:
Формирование благоприятной среды для развития российского современного искусства.
Интеграция российского современного искусства в международный культурный контекст.
Развитие платформы для сотрудничества с российскими и международными институциями, художниками, кураторами, теоретиками и критиками и другими специалистами в сфере современного искусства".
Конечно, если большая часть нашей элиты толкает нас в Европу, считая ее за образец, то, как и в случае с системой образования, именно наше искусство должно изуродовать себя согласно западному образцу.
"Создание устойчивого интереса к современному искусству как необходимого условия повышения качества жизни и развития современного гражданского общества".
Вот это замахнулись! Аж на качество гражданского общества! И впрямь настоящая миссия. Неудивительно, что такой проект развернулся по всей стране. Вот только формат ГЦСИ пока не соответствует цели повышения качества жизни и развития современного гражданского общества, но это, видимо, не за горами, судя
по заявлениям В. Суркова о создании ДНК-центров (Решения подобного плана приняты и в проекте реализации
Многофункциональных культурных центров в малых и средних городах России. В Самарской области МФКЦ будет построен в г. Кинель). На каком основании организаторы решили, что гражданское общество не сможет полноценно развиваться, будучи не просвещённым в области современного искусства? Ответ очевиден, если учесть, что понимание развития у части нашей властной элиты сопряжено с непременным вхождением в Европу.
Однако в информационно-справочной базе нормативных документов в по культуре в
Приказе Министерства культуры Российской Федерации от 01.06.2011 №629 (Об утверждении устава Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центр современного искусства») в новой редакции цели обозначены гораздо скромнее:
«20. Целями деятельности Центра являются:
а) выявление, комплектование, хранение, изучение и популяризация произведений современного искусства;
б) приобщение граждан к культурным ценностям;
в) популяризация современного искусства в Российской Федерации и за рубежом;
г) поддержка и развитие художественных процессов в России или поддержка творческих проектов деятелей современного искусства».
О финансировании ГЦСИ и степени подчинения Минкульту РФ в этом приказе сказано следующее:
«15. Центр осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ассигнованиями из федерального бюджета и средствами, полученными от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности...»
16. Центр выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности.
Центр не вправе отказаться от выполнения государственного задания».
С чьей же помощью будет выполняться такая масштабная миссия? Заглянем на страницу
спонсоров ГЦСИ в Москве. Среди партнеров видим небезызвестный Фонд Михаила Прохорова и Благотворительный фонд В. Потанина (проект «Меняющийся музей в меняющемся мире»). Эти же организации поддерживают центры и в некоторых других городах. В Калининграде ГЦСИ сотрудничает в том числе и с Фондом Форда.
О самарском же филиале
на сайте ГЦСИ читаем, что проект создан при поддержке Самарского регионального общественного благотворительного фонда "Центр Современного Искусства",
учредителями которого являются Роман и Неля Коржовы. Неля Коржова вместе с Константином Зацепиным курирует проект "Волга. Ноль". Подробнее о семейной паре упомянем ниже. Пока скажем, что именно эта чета сыграла значительную роль
в борьбе за возвращение здания фабрики-кухни городу.
Почему нам так важно сейчас заняться проблематикой антикультурной направленности проектов в Самаре, связанных с упорным проталкиванием в массы современного искусства? Причина первостепенной важности, на мой взгляд, указана вот в этом абзаце, где говорится
о будущем здания фабрики-кухни: «В Средневолжском филиале ГЦСИ планируется представлять творчество как молодых начинающих авторов, так и признанных мастеров, коллекции современного искусства российских и зарубежных институций, проводить открытые лекции, кино-видео показы и концерты для широкой аудитории, конференции и семинары для профессионалов. После ремонтно-реставрационных работ в здании разместятся выставочные залы, кино-видео просмотровый и театрально-концертный залы, детская школа современного искусства (здесь и далее выделено ilirei), резиденция художников, медиатека, кафе-клуб, книжный и сувенирный магазины».
Видите, на что замахнулись самарские проектировщики? Зрят в корень! Организаторы проекта решили не останавливаться на приобщении к современному искусству взрослых людей, они берутся за обработку детей чуть ли не с пелёнок. Работники Треста Д.Е. (даёшь Европу!) действуют согласно восточной мудрости: хочешь победить врага - воспитай его детей. Самарских современных художников давно тревожит тот факт, что их актуальное «искусство» малопопулярно в России вообще и в Самаре в частности, даже среди молодежи, не говоря уже о старшем поколении. В отличие от Запада, где более толерантному отношению к безнравственному и аморальному поведению учат с детства. Похоже, наши «передовики» от contemporary art решили перенять этот заграничный опыт. Именно в случае повального заражения молодежи вирусом деструктивизма в искусстве возможно извлечение максимальной материальной выгоды из данного проекта. Считаю, что не стоит забывать и о таком факторе, как банальная жажда наживы и славы: слишком уж соблазнительны гранды фондов Потанина и Прохорова и других. Чуют кураторы веяние новой эпохи, в которой совриск будет востребован больше, чем какое либо другое направление: сверх меры велика его популярность на Западе, на который многие равняются, особенно в сфере культуры, и поэтому инвестиции будут идти, скорее всего, именно в этом направлении. Тем более в наше время за редким исключением всё, что не приносит прибыль, сворачивается. Похоже, это и правда долгосрочный проект отнюдь не меценатского толка.
Представьте себе следующую ситуацию: заработала эта детская школа современного искусства (скорее всего на наши же с вами деньги и в ситуации, когда финансирование классических муниципальных школ урезают всё больше и больше, и уж куда там до открытия новых школ искусств!), кого же будут брать за образец на уроках, ведь в контексте открытия школы в здании ГЦСИ не обойдется без отсылки к представителям современного искусства в Самаре. А это Владимир Логутов и
Сергей Баландин со своими скандальными видеосюжетами, Евгений Бугаев с идеями гностицизма, чета Коржовых с их циничными Ширяевскими биеннале, список можно продолжить...
В Москве, к примеру, на базе ГЦСИ уже функционируют
платные детские мастерские. Вы бы хотели, чтобы в подобных мастерских или школах ваших детей обучали, как снять видео а-ля «Made in Куйбышев» или творить в духе работ, описанных в статье
«Искусство на остановке: приехали?!» в Ульяновске:
«Вот позирует перед зрителями экстравагантный красавец. с расстегнутой ширинкой; вот чистит зубы девушка на фоне московского Кремля (?), вот два мужчины сначала поедают (о, ужас!) стеклянные елочные украшения, затем из них (фу!!!) фонтаном бьет кровавая рвота».
Я для себя уже решила, а вы?
Click to view
Made in Куйбышев (В. Логутов;
первоисточник)
Заметка после написания статьи: похоже, Логутов переживает, как бы не подмочилась его репутация за подобные видео, снятое в студенческие годы, ведь он теперь "звезда" (выставки в Москве и заграницей с именитыми "художниками" и пр.), поэтому видео с источников были заблокированы совсем недавно. В связи с этим даем ссылку на другой
источник.
Продолжение следует
Часть 1. Проект «Волга. Ноль» и его участники. Часть 2. Проект выставок совриска на транспортных остановках Часть 4. Ответ г-ну Мидлину, гендиректору ГЦСИ