Начну, пожалуй, повествование про законность полетов коптеров, дронов, авиамоделей и всей этой нашей микроавиации.
Итак, новость вчерашнего дня:
Пермская транспортная прокуратура оштрафовала жителя Перми за запуск дрона с видеокамерой. За несогласованный полёт дрона над эспланадой пермяк заплатит штраф Новость прошла по всем местным СМИ, без ссылки на что либо, видимо была рассылка от транспортной прокуратуры с эдаким пресс-релизом. И была тут же скопипасщена новостными сайтами.
На самом деле такие новости о привлечении к административной ответственности, дело, к большому сожалению, обыденное. Такое попало в местный топ Яндекса только из-за провинциального новостного голода.
Однако я сейчас о другом. Для затравки выдам более информативную новость, за 2016 год.
Пермяка оштрафовали за запуск беспилотника на «Небесной ярмарке»:
В ведомстве сообщили, что пермяк снимал происходящее с помощью беспилотника без разрешения на использование воздушного пространства. Это, как выяснилось, нарушение по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ - «летательный аппарат создавал угрозу безопасности людей и их имуществу».
Весьма показательно, что гражданина прокуратура привлекла, вот серьезно, по понятиям (!). По мнению транспортной прокуратуры, он «создавал угрозу безопасности людей и их имуществу», но если бы получил разрешение на использование воздушного пространства, то сразу же никакой угрозы бы не было. Про мнимость угрозы (меньшей, чем от езды на велосипеде) и не говорю. Кроме того, статья 11.4 говорит о нарушениях правил использования воздушного пространства, но никак не об угрозе наземным объектам. А привлекают по ней, ссылаясь при общении со СМИ на выдуманные угрозы.
А теперь, собственно, о процедуре привлечения, как она выглядит.
1. Выявление.
Представитель правоохранительных органов, например помощник транспортного прокурора, при поиске фото-видео в соцетях, сотрудник полиции, непосредственно находящийся в месте проведения массового мероприятия увидел что некто летает-снимает на дроне. Составляется рапорт или иной документ, если на месте - то опрашивается «пилот» коптера, кто он такой, где летал, что делал и вообще. На этом этапе правоохранителям в рапорте, либо непосредственно транспортному прокурору нужно:
а) получить ФИО (опционально - домашний адрес) «пилота»
б) сведения о месте, времени, ну и обстоятельствах произошедшего.
По поводу времени, если сбор информации проиходит заочно, онлайн так сказать, важно чтобы произошедшее укладывалось в общий срок давности привлечения к административной ответственности, равный двум месяцам. Но еще в этот срок нужно собрать данные, отправить письма, и прочее прочее. Практика показывает, что спустя месяц после полетов никто заморачиваться не начнет, поищут более свежие правонарушения.
В общем то все, если удалось установить «виновника», можно возбуждать дело об административном правонарушении. И не забыть, конечно, направить заказное письмо подозреваемому:
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 11.4 КоАП
Вот такое первое «письмо счастья» для пилота. В данном случае весь сбор данных проведен заочно, по материалам то ли инстаграма, то ли вк. При съемке к гражданину никто не подходил, документов не справшивал, претензий не предъявлял.
После первого письма, начинается следующий этап.
2. Сбор доказательств и назначение административного наказания.
По идее это два разных пункта, однако правоохранители, как говориться, не парятся. Почему - потому что если бы данные, см. пункт выше, не собрали бы - дела бы не было. Здесь только добавляют в дело (предварительно запросив, конечно), информацию о выданных разрешениях на полеты беспилотных воздушных судов от ОВД (органов управления воздушным движением) в районе события. Далее, транспортная прокуратура отправляет материалы в орган, который в соответствии с КоАП привлекает граждан и юрлиц по
статье 11.4 КоАП. Это - органы Ространснадзора (кстати, это тот же орган, который
взимает штрафы за Платон), но области авиации. Для Перми ближайшее подразделение находится в Самаре.
Постановление по делу об административном правонарушении по ст. 11.4 КоАП "Нарушение правил использования воздушного пространства".
Что обращает внимание в постановлении?
- Не важно на чем вы летали, то есть вообще. Все регистрации коптеров, авиамоделей, воздушных змеев и вообще является ли летавшее устройство именно беспилотным воздушным судном, и каким именно - не важны. Летали - получите, распишитесь здесь. Высота, скорость, масса, также никакой роли не играют, как и действительность опасности полета для воздушного движения.
- Доказательства что событие имело место быть, кем именно совершено традиционно «в материалах дела», которое где-то там. Кто, как собрал эти материалы - не указано. Возможно, что в них указано, что пилот еще и матерился, и общественный порядок нарушал опасным способом, но решили, в этот раз, не наказывать дважды... По идее надо идти и запрашивать материалы дела в транспортной прокуратуре, чтобы понять что и как ты нарушил, в уведомлении и постановлении этого не будет.
- Решение вынесено заочно,пришло лишь «письмо счастья» (два письма счастья, одно по поводу возбуждения, второе по поводу назначения наказания). Так что забирайте с почты и письма, а не только посылки из Китая, для того чтобы быть заранее готовым к противодействию.
Но об этом, и о том, как не попасть под административную ответственность за полеты - в одном из следующих выпусков. Как говориться - не переключайтесь.
ЗЫ. В данном деле я должен был быть представителем, однако из-за пропуска сроков и полной занятости клиента (лето, выезды-командировки, съемки все такое), обжаловать не стали. Можно было попробовать восстановить сроки, но клиент плюнул и заплатил штраф (хотя я не уверен).
ЗЫЫ. Уважаемые пермские летуны, если получите постановление, и готовы тратить время на юридические процедуры - пишите звоните, как минимум проконсультирую, при заинтересованности выступлю представителем.