У императрицы Марии Александровны была чудесная парюра из изумрудов. В дневниках ее сына Сергея есть описание мамы в этой парюре. Она состояла из тиары, ожерелья, серег и броши.
После ее смерти изумрудная парюра досталась ее сыну Сергею.
В 1884 году 4 июня, когда Сергей женился на гессенской принцессе Элле, в России она стала великой княгиней Елизаветой Федоровной, он ее подарил своей невесте в качестве свадебного подарка.
В русских коронных драгоценностях ювелиры всегда предусматривали возможность смены больших камней на другие. И они крепились в тиарах часто на винтах, чтобы можно было их изменить.
Эту тиару кокошник, которую Элла часто одевала как придворное украшение, украшают семь крупных изумрудов входивших в изумрудную парюру императрицы Марии Александровны.
Придворный ювелир Болин сделал эту тиару кокошник из золота и серебра с семью кабашонами-изумрудами обрамленными изысканным плетением из бриллиантов, которые она получила в подарок от жениха и которые были украшениями его обожаемой матери. Орнамент из стилизованных бриллиантовых лилий символизировал любовь и счастье.
После смерти своего супруга, когда она раздавала все свои драгоценности, она отдала эту тиару из драгоценностей Марии Александровны брату мужа Павлу. Брошь, которая изображена на картинке досталась ее брату Герцогу Эрнсту-Людвигу Гессенскому. Он ее подарил позже своему младшему сыну герцогу Людвигу Гессенскому и Рейнскому. а тот в свою очередь подарил ее своей двоюродной кузине Доротее Гессенской. В 1996 году брошь была продана с аукциона как всегда неизвестному покупателю.
Таким образом после смерти брата Павел стал обладателем парюры матери. Она состояла к тому времени из тиары кокошника, роскошного колье, где семь огромных кабашона изумруда соединялись в орнамете из ромбов и с них свисали изумруды капли крепящиеся к бриллиантам, и серег в том же стиле - огромные капли изумрудов крепились к большим бриллиантам, и броши, где огромный редкий изумруд кабашон был вставлен в орнамент из бриллиантов, а от него свисал кабашон в виде капли.
Всю эту красоту Павел подарил своей дочери Марии Павловне-младшей на свадьбу с шведским принцем Вильгельмом в 1908 году.
Во время революции великой княгине Марии Павловне-младшей удалось бежать в Румынию. Там она продала тиару и колье сербскому королю Александру, впоследствии ставшем королем Югославии Александром I, который подарил это своей невесте румынской принцессе Марии (Mignon)в качестве свадебного подарка.
Таким образом фамильные драгоценности оказались у правнучки их владелицы императрицы Марии Александровны.
В 1923 году Мария заказала Карьте переделать колье в абсолютно новый впечатляющий платиновый sautoir(я не знаю как это переводится на русский). Експерты считали его выдающимся произведением этого рода у Картье.
Королева могла носить эту, я бы сказала цепь, в разных вариантах, как длинное цепь из соединенных бриллиантами изумрудов, как большую подвеску и т.д.
В последний раз тиару и sautoir Мария одевала в 1944 году, на свадьбу сына Петра II с греческой принцессой Александрой в Лондоне.
Королева Александра одевала их в 1947 г. на приеме-балу в честь свадьбы принцессы Елизаветы Английской с греческим принцем Филиппом Маунтбеттеном.
Пять лет спустя тиара и sautoir были проданы парижскому ювелирному дому Van Cleef & Arpels.
Исторические изумруды были вынуты из тиары и проданы по отдельности.
Тем не менее из-за своего исторического происхождения тиара сохранилась до наших дней. Проданные изумруды были заменены на искусственные и она сейчас экспонируется в штаб-квартире компании на Вандомской площади в Париже.
Что произошло с sautoir можно только догадаться, как драгоценность такого масштаба в настоящее время она не может носится. Так что весьма вероятно она была демонтирована. И возможно продана по частям или пошла на изготовление других драгоценностей.
Так закончилась история этой парюры (тиары и комплекта к ней), которые за 90 лет своей истории принадлежали пяти представительницам королевских династий.
источник:
http://www.royal-magazin.de/russia.htm