Оранжереи Посейдона, часть 4-2: Галерея рыб. Фото на паспорт. Ихтиологическое пособие.

Jun 30, 2011 03:53


Однако оказалось настолько не о чем писать, что ЖЖ выдал фразу "post is too large"... Ну что ж, ладно, разбиваем на две части и продолжаем.

Начало 4 части

КУЗОВКИ

Более кургузую рыбу представить себе сложно. За счет чего они до сих пор висят на ветках древа эволюции, словно перезрелые сливы - сказать не берусь. На их месте с такой конституцией я бы вымер много миллионов лет назад. Скорости никакой. Изящества - еще меньше. Одним словом, ни самому кого догнать, ни от хищника удрать. Вдобавок еще и неядовитые, возможно, просто адски невкусные и такие костлявые, что групера или каранкса начинает мутить от одного их вида. Еще вероятнее - от манеры передвигаться. Кузовок может плавать в КАКОМ УГОДНО положении. Чаще всего, конечно, он плавает как все нормальные рыбы. Но порой в этом массивном, но явно пустом черепе что-то клинит, и тогда эта рыбеха плывет или кверху пузом, или лежа на боку, или даже стоя на хвосте. На умственной и физической деятельности рыбы изменение положения ровно никак не отражается - что он делал в нормальном положении, то же делает и в извращенном. А в нормальном положении он, как правило, не делает ничего. Кузовок настолько тугодумен и нерасторопен, что это единственная рыба, которую мне таки удалось ухватить за хвост.

Кузовков в Красном море я видел три вида. Обычный, пятнистый, кузовок:..




...масковый кузовок (на фото) и еще один, самый корявый по форме кузовок, который попадается редко, и снять его мне не удалось. У него над глазами забавные выросты, как у жабы-рогатки, тело оливковое, а по нему разбросаны такие жемчужно-голубые пятна, как у груперов.




КЛЮВОРЫЛЫ

Эдакие колибри или бражники рыбьего мира. Словно питающаяся нектаром нанопташка, порхает клюворыл над рифом и во все удобные и неудобные места засовывает свой любопытный хобот. По сравнению с неотесаными попугаями и спинорогами действует более тонко: не отламывает кораллы с мясом, а выедает обитателей аккуратно. То есть сожрать - сожрал, а поди докажи...
Клюворылов в Красном море минимум два вида, причем я точно знаю, что это не один вид разной возрастной окраски. Мне попадались как большие рыжие клюворылы, так и маленькие черные, и наоборот.




ЗЕБРАСОМЫ

О зебрасомах ничего вразумительного сказать не могу - ну зебрасомы и зебрасомы... Ничем, кроме окраски, не примечательны, поведения выдержанного, особых черт характера не замечено. К зебровым сомам Южной Америки отношения не имеют ни малейшего.

Обыкновенная зебрасома:


...и желтохвостая зебрасома:


ЧЕРНОМОРСКИЕ ТУРИСТЫ

Знаменитый строитель и авантюрист Фердинанд де Лессепс, построивший Суэцкий канал и с большим скандалом принявший участие в строительстве канала Панамского (именно с тех пор слово "панама" является синонимом слову "афера", хотя и подзабылось уже, а самого Лессепса тогда чуть не посадили), открыл дорогу из Средиземного моря в Индийский океан не только судам, но и рыбам. Теперь к многочисленным исконным обитателям Красного моря присоединились некоторые средиземноморские вселенцы, которых можно встретить даже в нашем Черном море. В обратном направлении не мигрировал почти никто - там неприкольно. Рифов нет, холодно, неинтересно... Как говорил Геша Козлодоев, "Нет, уж лучше вы к нам..."

Вот совершенно обычный для Черного моря сарган. В Красном море их полно - они заняли полупустую нишу поверхностных хищников. Обычно ныряльщики сарганов не видят, а их там пруд пруди. На самом деле увидеть их очень просто. Когда вы плывете над рифом или около него, ваш взгляд направлен или вниз, или вперед и вниз, не правда ли? Попробуйте поднять голову так, чтобы увидеть перекатывающиеся над вами (или по вашей стремительно обгорающей спине) волны. Видите, сколько там качающихся под самой поверхностью воды длинных силуэтов? Это все сарганы...


Кефалей меньше, все-таки они у рифов - гости довольно редкие. Я не знаю, средиземноморские это кефали или каким-то неведомым макаром прибывшие сюда нелегально из Юго-Восточной Азии (традиционное поведение для тамошнего населения) пиленгасы, но факт остается фактом - кефаль в Красном море есть.


БАРАБУЛЬКИ

А вот барабульки, которых тоже много в Черном море, в Египте нативные. Их в красноморских водах как минимум три вида (причем красноватой черноморской нет), и все они усердно роются в песке под рифом, вздымая тучи пыли и устраивая миниатюрный подводный Эйяфьятлайёкюдль. Скаты этих пеплово-пылевых туч ничуть не боятся и летают над дном как ни в чем не бывало. Наверное, это потому, что на дне Красного моря нет железных дорог для рыб, и решение об отмене скатьих полетов просто некому пролоббировать.




А это - самая крупная из красноморских барабулек, эндемичный вид, ни в каком другом море, кроме Красного, не встречающаяся. Она самая крупная из всех барабулек, которых мне доводилось видеть (сантиметров сорок), и уж если роется - так роется! Если бы хвостокол не боялся почесать своим ядовитым шипом репу, он бы ее наверняка почесал - стоит ли приближаться к барабулькиному извержению или лучше облететь десятой дорогой...


РАЗНЫЕ РЫБЫ, ПОДДАЮЩИЕСЯ КЛАССИФИКАЦИИ

Ниже представлены обладатели хвостов и плавников, которых я, в силу своих весьма скудных рыбологических познаний, не смог сгруппировать, хотя и знаю (с вероятностью, стремящейся к 80%) их точное название. Оставим классификацию и систематику специалистам-ихтиоведам. Итааак...

Это некий ночной окунек, которого разные источники называют то рыбой-белкой, то рыбой-солдатом, то красным снеппером (red snapper). Распространенная жертва прибрежных закусочных, отелей и прочих увеселительных заведений. Наверное, именно поэтому такой грустный.


Еще более грустный бычеглаз (или хамрур). Мало того, что его тоже едят, так еще днем, когда надо спать, всякие му...жики со вспышками жизни не дают...


А это красноморский морской петух. Тьфу... Еще бы назвали "красноморский красный морской петух". Но в омывающих Европу морях морским петухом традиционно именуют триглу (это, знаете ли, такая рыбина, которая может "ходить" по дну, перебирая пальцами своих грудных плавников...нет, я не принимаю никаких таких препаратов), а это совсем другая рыба. Характер у петуха действительно наглый, задорный и петушистый. Я бы его назвал "морским фокстерьером" - при виде любого, достойного или недостойного, противника, он тут же топорщит плавники и опрометью бросается в атаку. А когда сойдутся два петуха, они иногда сражаются довольно забавным способом: вместо того, чтобы таранить друг друга, разевают свои непомерно огромные пасти (челюсти у них более складные, чем у селедки, и почти такие же жуткие, как у глубоководных рыб) и беззвучно орут друг на друга.


А это вовсе не красноморский желтый морской петух, это малыш красноморского красного морского петуха... Как ангелы, спинороги и прочие рифовые рыбы, юные петухи здорово отличаются по цвету от взрослых.


Это красноморский карась, который с карасями имеет ненамного более тесное родство, чем предыдущая рыба - с петухами. Рыба достаточно крупная, очень флегматичная и, судя по количеству соблазнительно обложенных льдом трупов этих карасей на рынках и в ресторанах, вкусная.


Еще одна жертва кулинарных пристрастий египтян и гостей страны - крапчатый ворчун. Ворчунами этих рыб прозвали за то, что, сидя под рифом, они умудряются издавать зубами скрипяще-скрежещущие звуки, которые звучат как аккорд плохо смазанной двери. Если ворчунов под коралловым навесом много (они вечно ищут "крышу"), и все они в настроении поболтать друг с другом, на рифе стоит настоящий скрежет зубовный.


Иглобрюх, проклятие голодной акулы (я о нем писал в предыдущей части). Здесь лишь добавлю, что то ли эта рыба, то ли ее ближайший родственник, и есть тот зловещий и легендарный "фугу", историями о которых пугают изголодавшихся гостей Японии. По дурацкой, но популярной легенде, отведать суси или сасими из фугу - неземное наслаждение для вкусовых рецепторов, но и жуткий риск - можно отравиться до смерти, если - внимание! - повар его не приготовит надлежащим способом, а секрет этой обработки хранится в большой тайне и передается в семье поваров чуть ли не из поколения в поколение. Честно говоря, всегда удивлялся, какой может быть секрет приготовления сасими, если это просто кусок сырой рыбы... По правде говоря, ситуация с ядовитостью фугу немножко другая. Дело в том, что у этих рыб съедобное и даже очень вкусное мясо, а вот икра, молоки и черная пленка, выстилающая брюшную полость, действительно очень ядовиты. Если умение вырезать кусок филе из спины, не затронув брюшной полости, передается из поколения в поколение, то легенда вполне справедлива... Будете в Японии - обязательно попробуйте, потому что в Египте иглобрюхов не готовят и сасими не едят. А отравиться не бойтесь, грош цена тому японскому повару, который не умеет разделывать рыбу. Все, которые не умели, давно уже сделали себе харакири, у японцев с этим строго...


Кудрепер. Одно из самых дурацких названий, как по мне. Ничего кудрявого в его перьях нет. "Царь горы" к нему бы подошло больше. Подобно молодым козлятам, кудреперы залегают на всех торчащих коралловых образованиях, стараясь забраться на самую вершину. Так же, как и козлята, они периодически друг друга оттуда сталкивают, чтобы залечь самому. Встречаются в большом количестве на мелководьях Акабского залива (Набк, Дахаб, Абу Галум).


А это морской лещ. Тут уже совсем другое дело - против названия не попрешь, лещ вылитый. Пока усеянную зубами пасть не откроет. А тут уж ничего не поделаешь - они все зубастые, эти коралловые рыбы... Не подумайте, что радуга поперек спины этого морского леща является элементом его родной окраски или, еще того хуже, каким-то образом сигнализирует о его альтернативной сексуальной ориентации - это на него преломленный волной солнечный лучик попал. А он, как и все нормальные лещи, однородно серый, и он самый натуральный натурал.


Красноморская цезия. Кстати, довольно редкий кадр получился. Цезий там куча, но к рифу они приближаются очень и очень редко, цезия - чисто пелагическая рыба, то есть плавающая в толще воды и кушающая там планктон. Признаюсь честно, это я ее на риф загнал. Не то, чтобы специально ради кадра, просто так получилось, что она решила там от меня спрятаться.


Здоровенная рыба-напильник. Не знаю, чем так разозлила Творца эта мирная рыба, что он оделил ее столь крохотным ртом при довольно внушительных размерах (напильники бывают больше метра в длину). Представьте, каково было бы вам, если бы пришлось всю жизнь не только пить коктейли, но и есть всю еду через трубочку, на конце которой были бы расположены ваши зубы, чтобы все тщательно пережевать. Нет, мне определенно не хотелось бы в одной из следующих реинкарнаций стать рыбой-напильником... Бедняга всю жизнь только и делает, что шарится в поисках пищи. Я видел штук 10 напильников, и все они были озабочены одним - кусали, жевали и судорожно глотали какие-то микроскопические кусочки. Времени на традиционно рыбье созерцание и транс с вялым пошевеливанием плавниками у них просто не остается...


К стыду своему, забыл, как называется эта рыба, хотя английское название у нее есть. Рыба эта редкая, попалась мне всего два раза в заповеднике Рас Мохаммед и, поскольку это было примерно в одном месте в разные дни, возможно, что это одна и та же пара. Поразила исключительная привязанность этих рыб. Они то ли отрабатывают приемы синхронного плавания, то ли очень любят друг друга, то ли боятся потерять и не найти, но только больше чем на полметра они друг от друга не удалялись. Брачный сезон, скорее всего, ни при чем - время было диаметрально противоположное нерестовому периоду красноморских рыб, ноябрь.


Метлохвостый хейлин - еще одно очень удачное название. Я о нем в прошлой части писал, там и фотка есть совсем "метлохвостая".


Царь красноморских рифов - рыба-наполеон. По слухам, иногда вылазит на риф, однако все наполеоны, которых видел я, плавали на солидной для человека с трубкой глубине - метров от семи и глубже. Наполеон действительно очень большой, самые крупные достигают размеров коровы. Врагов у него на рифе нет, потому он очень вальяжен, добродушен и любопытен. Некоторые особо дружественные наполеоны специально подходят к дайверам поиграться и блаженствуют, пока ныряльщики чешут им спинку. Если на вас будет надвигаться такая туша - не пугайтесь, он совершенно безобидный и очень забавный со своим напыщенным видом, надутыми губами и характером лабрадора. 
Что еще интересно - громадный наполеон является близким родственником крошечного губана-чистильщика, признанного мастера подводных косметических процедур.


Луциан или лютианус - небольшой стайный хищник, по поведению примерный аналог нашего обыкновенного окуня.


Морская собачка. Если бы у морского царя были стильно-гламурные доченьки (а вдруг таки есть?), они наверняка бы выбрали в качестве модного аксессуара такую собачку, наподобие того, как таскают в муфтах йоркширов и тойтерьеров их наземные коллеги. Посмотрите на фотографию - ах-ах-ах, до чего все плюшево и симпатично... Правда, кораллы эти жесткие как черт знает что, а собачка ядовитая. Но это ведь неважно, главное - look...


Единственная красноморская рыба, для которой не потребовался подводный бокс. Я ее снял не под водой, а на берегу. Назовем эту рыбку "каменным прыгуном" по аналогии с илистым прыгуном, живущим в мангровых зарослях азиатских тропиков. Передвигается эта рыбешка так же, как и его илистый коллега - прыгает и ползает по камням на своих сросшихся грудных плавниках. Снуют они невероятно быстро, как тараканы, и чего-то с прибрежных камней сгрызают, наверное, водоросли. Долго они воздухом дышать не могут, поэтому то и дело прыгают в воду, чтобы перевести дух. А потом опять на воздух - прыг да скок, скок да кусь... Словно крохотные галапагосские игуаны с точностью до наоборот.


Рыба- ящерица. Про них уже писал, но Delete не повернулся убрать отсюда эту фотку. Крайне забавные товарищи.

ТАИНСТВЕННЫЕ, НЕ ПОДДАЮЩИЕСЯ КЛАССИФИКАЦИИ РЫБЫ

Рыб, которых вы увидите ниже, я не знаю совсем. Не попадались они мне ни в одном описании или определителе. Более того, всех их и под водой я видел только в каком-то одном месте, значит, они не слишком распространены. Каждому оболтусу вроде меня, который понырял месяц-другой в разных точках Красного моря или недельку побродил по джунглям, хочется верить, что он сфотографировал неизвестную науке рыбу или поймал неведомого доселе жука. Безусловно, это крайне маловероятно. Наверняка у всех этих рыб есть свое название, и все они отлично изучены. Могу гарантировать только одно: русских названий у них нет! Если только... это не подростковые формы хорошо известных и широко распространенных рыб. Такое тоже возможно.

Маленькая рыбешка с расчленяющей окраской (Абу-Галум):


Еще одна кроха, которая так и просится в аквариум (Dolphin's House, Рас Мохаммед):


Совсем малюсенькая рыбешечка (чуть больше ногтя), которую удалось более или менее убедительно снять примерно с тридцатой попытки (тренировался в подводном супер-макро-режиме). Хорошо она хоть совершенно меня не боялась, иначе получились бы только жутко смазанные голубые полоски на темном фоне. (Рас Мохаммед, Мангровая роща)


...никаких чертовых мыслей по поводу видовой принадлежности... (Дахаб)


Этих рыб много, особенно у побережья Хургады. Я просто не знаю, как она называется...


И этих много, но уже в заливе Тала-Бэй (самый север Акабского залива, с иорданской стороны):


Это, как мне кажется, желтый кардинал (названия такого нет). Красных кардиналов там полно, они вьются у каждого отдельно стоящего рифа, а этот попался лишь один раз (увы, не помню, где именно): 


А эта рыбка явно ночная (судя по размеру глаз) и может быть распространена весьма широко. Просто днем не попадается. За ней пришлось нырять довольно глубоко, метра на четыре, где она спряталась в коралловой пещерке. Для таких условий, когда приходится постоянно бороться с нехваткой кислорода и архимедовой силой, изо всей мочи выпихивающей тебя наверх, фотография получилась на удивление хорошей.


И НА ЗАКУСКУ: СТРАШНАЯ КАРКАДИЛЯ

Однажды, когда я в первый свой визит в Египет по молодости и неопытности имел дурость отправиться на общедоступную экскурсию на кораблике по рифам (в дальнейшем я брал машину напрокат), нам попались очень веселый египтянин в составе группы сопровождающего персонала. Облачившись в трухлявые ласты, этот дядя (уже далеко не парень - дядя!) бороздил околорифовые воды еще до того, как туда запускали туристов. Наверное, на предмет опасных обитателей. Найдя на рифе Магавиш здоровенную раковину с отростками, растопыренными еще сильнее, чем огрызки его ласт, дядя пулей вылетал из воды и размахивал раковиной над водой, скаля ослепительно белые на темном фейсе зубы и дурным голосом вопя: "Акуляяя!!! Каркадиляя!!! Стрррашная каркадиля!!!" Потом он клал моллюска на место (это не пустая раковина была, там сидел законный и негодующий хозяин), трубка его шныряла над рифом туда-сюда еще пару минут и - опять! - "Акуляяяя!!! Каркадиляяя!!!" Четвертая "каркадиля" не вызвала у народа ровно никаких эмоций, кроме вялого зевания и выразительного посматривания на часы. Тогда разведчик дал добро на спихивание в воду купальщиков, но проделок своих не оставил - периодически то там, то сям среди стройных рядок трубок наблюдался нездоровый ажитаж и брызги: перед носом ничего не подозревающего туриста возникала "каркадиля" и дикое взбудораженное лицо, перекошенное маской, усами и нездоровой подводной улыбкой. Что пугало любителей (или жертв?) организованного снорклинга больше - я сказать не берусь, но дядя явно провел день с пользой для себя.


Но это, так сказать, преамбула. Переходим к настоящим крокодилам Красного моря. Ну, то есть, относительно настоящим... это не ужасная рептилия, а вполне безвредная рыба, которую с крокодилом роднит лишь отдаленное поверхностное сходство, но ни в коем случае не характер. Может быть, ночью красноморский крокодил и опасен, да и то только для рыбешек. Днем же этот хищник мечтает только об одном - чтобы его оставили в покое. А еще лучше, чтобы вообще не заметили, потому что днем он спит. Вместо того, чтобы забиться под риф и там спокойно отдыхать, рыба-крокодил избрала другую тактику: ложится на самом видном месте, но... его никто там не видит! Много на красноморских рифах признанных мастеров мимикрии, но крокодил - явно в первых рядах. На фотографии, ни от кого не скрываясь, на метровой глубине преспокойно спит почти метровая рыбина. Дело происходит часа в три дня напротив большого отеля Coral Beach Tiran в Шарм-эль-Шейхе. За день над крокодилом проплыло несколько сотен (если не тысяч, если считать каждый проплыв) человек. Никто крокодила не заметил, иначе бы (согласитесь) не преминул чем-нибудь его ткнуть или ухватить за хвост. А вы заметите, даже зная, что крокодил там есть?


Заметили? Ну поздравляю! А если бы я не сказал, что он там есть? Ну согласитесь, проплыли бы мимо, разве нет? Я и сам-то его только с третьего прохода нашел... Зато когда крокодил валяется не на коралловом подносе, а на песке под рифом, его видно прекрасно - вот, пожалуйста. Теперь уже, зная, кого искать, и на первой фотографии "каркадилю" найдут все, но замаскировался он отменно, правда?


В НАЧАЛО

Окончание...

подводная фотография, Египет, Красное море

Previous post Next post
Up