Золотой ключик - подготовка к школе - занятие3

Nov 30, 2011 23:21

Это занятие мы начали с подвижных игр и игр-пантомим.
Мы играли в "где мы были мы не скажем - а что делали - покажем". Мне нравятся все игры с пантомимами, потому что (я писала раньше чуть подробней), через такие игры развивается как разнообразная произвольность и переключение внимания, так и коммуникативная сфера, и творческая часть, и проще себя предъявлять на публике.
Вообще, мне нравится, когда дети начинают активно и осознанно использовать все разные способы коммуникаций, и в том числе не вербальный - и для того, чтобы выразить себя, и для того, чтобы лучше понять окружающих, замечать их настроение и состояние.
Еще в начале занятия мы играли в очень известную игру "поменяйтесь местами те, кто..." (и дальше звучит любой признак - у кого есть братья; у кого есть кошка; у кого карие глаза. Эта игра мне нравится как игра для знакомства, игра-командообразование и разрядка атмосферы (мы использовали ее в работе в школвх). И одновременно - это игра и на внимание - потому что после я люблю спрашивать: а вы заметили, кто кроме вас любит мороженое? У кого кроме вас дома есть рыбки?
И это для меня как вход в важную тему сходств и различий между людьми. Это важно, потому что легче устанавливать отношения тогда, когда тебе человек симпатичен, а симпатия часто рождается из нахождения общего и сближающего. И такая игра может быть одним из способов научить искать такие сходства. И одновременно - и различия. И то и другое важно в равной степени - потому что различия помогают понять: ну а я какой? Чем я другой? Где я отличаюсь? Где мои границы?

Потом мы играли в игру "повтори ритм" - один человек задает ритм (хлопки в ладоши и по коленям), другие должны его повторить. Потом новый водящий придумывает свой ритм, и также все повторяют. Повторение ритма на слух помогает развивать аудиальный канал восприятия информации, который очень полезен в школе. Часто детям очень-очень сложно придумывать и удерживать свой собственный ритм, они сбиваются, и помогает предложить вслух отсчитывать: 3 хлопка частых руками, 1 по коленям, теперь опять 3 руками, 1 по коленям.

Следующая игра была направлена на тренировку памяти. Я выложила кучку игрушек (от киндеров и подобных), и просила на минуту отворачиваться, и искать то, что изменилось. В какие-то ходы я убирала одну из игрушек, в какие-то другие меняла их местами. Ребята отлично справлялись, все мои изменения в результате были обнаружены.

С этими же игрушками мы играли в чудесную игру - "роботы". В паре родитель-ребенок, один на время становился "роботом", второй им голосом мог управлять. По залу каждая пара в разных местах раскладывала свои игрушки, и задача "робота" была их собрать. Но "робот" сам не может двигаться, для каждого его действия нужна соответствующая команда: сделай 3 шага вперед. Протяни вниз правую руку. Возьми со стула машинку. Сделай шаг влево - и т.п.
Для некоторых детей было проще выполнять инструкции, для некоторых - управлять своим "роботом". Каждая часть этого упражнения очень полезна - особенно для гиперактивных детей. Важно и полезно в "управлении" роботом научиться давать правильные и четкие инструкции - это требует и некого уровня абстрактного мышления, и тренирует навыки планировать действия и конкретные операции. Планирование и озвучивание планов - очень важный навык. В школьной жизни есть много сложных действий, требующих от ребенка некого мысленного плана в голове - например, если речь идет о том, что придя в школу, надо к первому уроку переодеться в спортивную форму. Казалось бы - ну что тут такого? А на самом деле надо удерживать в голове цельную цепочку действий: сесть на скамейку - снять уличную обувь - снять теплую одежду - достать спортивные штаны и кроссовки - одеть их - убрать уличную одежду и обувь - все повесить на место - взять портфель. Если в середине этой цепочки происходит сбой, и в одном кроссовке уйти поговорить с приятелем, второй кроссовок за это время может нечаянно оказаться под скамейкой, и его будет трудно потом найти.
Идею игры в "инструкции" и "роботов" похожи, и мы продолжили эту тему, внеся новые правила в игру с резиночками и звонком (Pick-a-ring). Суть игры обычно такова: есть картинки, где нарисовано, как на пальчиках должны быть одеты цветные резиночки (такие, как для волос). И есть звоночек, в который должен позвонить первый, кто все правильно одел. Мы убрали соревновательный элемент, и в звоночек звонили все, кто успешно справился с резиночками. А потом в парах мы играли также, как с "инструкциями" - один придумывал, как он оденет резиночки (их ведь можно не на один, а сразу на несколько пальцев одевать), и его задача была объяснить свою идею партнеру. Мне кажется, что таким образом гораздо приятней учить "право-лево", или - если про "роботов" говорить - выше-ниже, ближе-дальше и т.п. А с резиночками еще хорошо то, что любые такие действия развивают и мелкую моторику, и речь (т.к. на нее всегда позитивно влияет такого рода стимуляция, ведь пальчики связаны с речевыми зонами в головном мозгу).
Еще мы играли в простую и веселую подвижную игр "гав-мяу". Эта игра тренирует внимание. Суть очень простая - ведущий говорит мяу, мяу-мяу, мяу-мяу-мяу и аналогично гав, гав-гав, гав-гав-гав. Первая команда обозначает движение вперед, вторая назад. Количество "гавов" или мяу - количество шагов в соответствующем направлении. Команды правильно быстро чередовать.

игры, обучение, дошкольники, дети, младшие школьники, развитие, СДВГ, идеи, Золотой Ключик, школа, группы

Previous post Next post
Up