Майское выездное. Часть 2: Тоно

May 21, 2015 17:00

продолжение... начало здесь...

Из преданий старины:
Когда-то давным-давно явилась в высокогорье местности Тоно некая богиня в сопровождении трех дочерей. Остановились они на ночевку в селе Райнай (来内), где сейчас расположен храм (сборного буддийско-синтоистского) божества Идзу-гонгэн (伊豆権現). И сказала мать дочерям: «Той из вас, кому нынешней ночью приснится лучший сон, я подарю самую прекрасную гору». Дочери улеглись. Настала ночь, и с небес опустился чудесный «спиритуальный цветок» (霊華), он упал на грудь старшей сестры. Но самая младшая сестра еще бодрствовала и заметила этот дар Неба. Она тайком забрала цветок и, положив его себе на грудь, заснула. В результате она увидела чудесный сон и получила во владение самую красивую из «трех гор Тоно» - гору Хаятинэ-сан (早池峰山).
Старшим же сестрам достались гора Роккоуси-сан (六角牛山) и Исигами-сан (石神山). Сестры обосновались каждая на своей горе и начали править ими. Потому-то женщины местности Тоно, боясь гнева и ревности (видать, уже немолодых) богинь, до сих пор воздерживаются от походов в эти горы.



Так гласит самая первая легенда, записанная в замечательном фольклорном сборнике «Тоно моногатари» («Повести земли Тоно» 遠野物語). Этот сборник принес славу известному краеведу-фольклористу Янагита Кунио (柳田國男), которого часто называют отцом японской этнографии. На самом деле Янагита Кунио изначально пытался заниматься написанием стихов и других литературных произведений, но на этой стезе не очень сильно преуспел. Сборник «Тоно моногатари» и его последующие работы в сфере фольклористики и этнографии стали результатам знакомства Янагиты (в то время, благодаря удачной женитьбе, достаточно высокопоставленного госчиновника) с молодым студентом по имени Сасаки Кидзэн (佐々木喜善), уроженцем Тоно. Именно Сасаки Кидзэн рассказал Янагите истории и легенды из Тоно, которые последний бережно и записал. Книга (1910 г.) быстро получила популярность и внесла свой вклад в распространение в Японии «бума привидений». Сборник высоко ценил и Акутагава Рюносукэ. Считается, что именно Сасаки Кидзэн первым понял ценность народных сказаний, легенд и преданий, не случайно знаменитый японский лингвист и этнолог Киндаити Кёсукэ даже назвал Сасаки «японским Гриммом» (в смысле по аналогии с братьями Гримм). Он и сам занимался литературной и исследовательской деятельность. Также Сасаки состоял в дружбе с замечательным писателем-сказочником Миядзава Кэндзи (впрочем, отношения были интересно-сложные, особенно горячие дискуссии велись по религиозным вопросам). Ради справедливости упомяну еще одного фольклориста-этнографа из Тоно -- Ино Канори (伊能 嘉矩), который, впрочем, больше занимался Тайванем.

Местность Тоно и сегодня популярна у туристов, главным образом, в связи с этими легендами и сказаниями. Ну и конечно, -- природа! Гора Хаятинэ известна альпийской растительностью, в частности как место произрастания японского эдельвейса -- хаятинэ-усуюкисо (早池峰薄雪草) и как самая южная точка в Японии ареала произрастания аянской ели (эдзомацу -- エゾマツ). Гора также является объектом религиозного поклонения, что отражается и в религиозном танце Хаятинэ-кагура (видео у меня где-то было, потом выложу, когда руки дойдут).

Да, так вот... Приехали мы в Тоно часу в седьмом вечера. Прежде всего забросили вещи в гостиницу.



На входе встречает примечательная маска лешего (если вы обнаружили какие-либо аллюзии с частями человеческого тела -- знайте, что вы не ошиблись!;;))



Не то, чтобы гостиницу мы подбирали под стать местности -- так, чтобы с привидениями (о дзасики-вараси см. у Вики). Просто на майские праздники уже оставалось мало вариантов, схватили то, что уже оставалось. Впрочем, фотка кошака на сайте заведения тоже к себе располагает (сайт здесь). Нас заселили в две комнаты напротив номера, где, по слухам, ночами озорничает беспокойный дух. В связи с возможными проказами потусторонних сил, решили заночевать все вместе в одной комнате, в тесноте... Забегая вперед отмечу, что лично меня привидение особенно не потревожило. Правда, по дороге в ванную или назад потерялся пояс от легкого халатика юката, да еще на улице я обронил бумажник со всеми документами, кредитками и около 50 тыс. иен наличными, чего даже не заметил, думал, что оставил бумажник в машине (бумажник нашелся -- вечером позвонили из полицейского управления, куда его доставила одна местная дама; мы ее потом, по приезде домой, отблагодарили бутылями сакэ из наших мест). А вот супруга моя под утро подверглась магическому влиянию, называемому японцами канасибари -- человек вроде как бодрствует, но не может ни двигаться, ни говорить; считается, что это связано с проказами потусторонних существ, якобы улегшихся на грудь человека и обездвиживших его таким образом. Были еще какие-то происшествия по мелочам (с замками, потерянным носком и т.п.), но в целом мы обошлись малой кровью.

Взрослые ужинать не хотели, но девчонки потребовали "чтонитьфкусненькое", за коим мы и сгоняли в торговое заведение по соседству.





Я под шумок тоже пивка уговорил (к пиву прилагалась картошка-фри, но это уже дитятям пошло)...



Утром нас разбудил заглядывающий с веранды в комнату кошак, с которым мы благополучно и поиграли.





Бабушка этого кошака обитала на стойке в столовой.



На постоялом дворе предлагался и простенький завтрак (на фотке отсутствует суп-мисо и рис).



Но главная достопримечательность гостиницы -- ее хозяин! В свободное время он охотно общается с посетителями, рассказывая им настоящие страшилки "коих вы не найдете в путеводителях или книгах, настолько действительность страшнее". По его словам, он даже периодически водит желающих с крепкими нервами по тайным тропам ночами... Бррр...

Первым делом отправились в местный городской музей. Кстати, очень неплохая экспозиция. Конечно, было бы приятно задержаться там подольше, но у нас был всегод один день. Так что отметились мельком. Главным образом, девчонки задержались в видеозале, где демонстрировались мультики по мотивам "Тоно моногатари".



А меня, как обычно, интересовали разные мелочи.... Вот, например, подборка традиционных каменных памятников.





Следующая точка -- "500 архатов". Более 200 лет тому назад (в 1765 году) в Тоно разразился великий голод, унесший множество жизней. В память об умерших настоятель буддийского храма Дайдзи-дзи  по имени Гидзан-осё (大慈寺の義山和尚) выбил на естественных камнях рельефы, изображающие архатов (почитание архатов вообще характерно для Иватэ, тому тоже есть своя история, отдельная...;))

Но прежде, у начала дороги в гору к архатам, мы обнаружили небольшой синтоистский храм, божество которого в простонародье почитается как "Унэдори-сама".  Считается, что божество помогает людям найти "свою другую половинку".



Вот описание соответствующей легенды для японочитающих...



Уплотив 100 иен в баночку, страждущие могут взять один красный лоскуток (ведь всем известно, что влюбленных связывает именно красная, хотя и невидимая, нить!) и написать фломастером на нем свое пожелание (обычное для девушек -- "встретить прЫнца"), затем лоскуток привязывается к священным веревкам симэнава, либо к ветвям деревьев.

Здесь уже отметилась незамужняя младшая сестра моей супруги...





По соседству с  храмом -- огородик с теплицей...





А мне в храме понравились корни... В сочетании с красными ленточками они действительно напоминали кровеносные сосуды...



И двинулись мы в гору к архатам...



Вот первый попавшийся на глаза рельеф...



Точно ли их 500 -- не считал. Но камней было много...

















Сонька несколько подустала...



Но не отставала от старшей -- они даже ринулись на крутую лестницу к другому храму (а вот у взрослых не хватило на это сил, поэтому договорились с девчонками, что они взберутся до первого "пролета", пофотографируют там, что хотят, и опять к нам спустятся).





Следующая точка -- знаменитая "Пучина водяных" (каппабути 河童淵). Точка очень популярна у туристов, а потому и "окультурена".

Забавно было уже на автостоянке (кстати, если вздумаете рвануть, советую оставлять авто на стоянке в буддийском храме Дзёкэндзи по соседству, но прогуляться и на эту стоянку по другую сторону надо обязательно!)

Поситетелей встречают такие вот композиции...







И собственно "пучина"...







Всем известно, что водяные "каппа" просто обожают свежие огурцы, на которые их и можно ловить...



Но сначала надо приобрести... лицензию на лов! (Кажется, что-то около 200 иен, за которые выдается удочка и огурец, причем огурец можно не возвращать.)

Мы заранее семейно (я и дочери) приобрели вот такие права на лов водяных. Если отмечаться там каждый год в течение 5 лет, то так же как и с водительскими правами, эта лицензия станет "золотой".



На обороте приведены правила отлова мифических созданий...



Стоили такие права, кажется, что-то около 1000 иен на человека, фотографируют на месте, сама карточка высылается где-то через неделю по почте...



Кстати, меня несколько заинтриговало, что водяные каппа везде фигурировали в зеленом цвете, хотя по легендам отличительной чертой местных водяных должен быть красный цвет кожи...

Ой... Извиняюсь, надо бежать... Продолжение следует...

Историческое, Из нашей жизни, Туризм, Цветы жизни

Previous post Next post
Up