продолжение...
начало здесь...
Из преданий старины:
Когда-то давным-давно явилась в высокогорье местности Тоно некая богиня в сопровождении трех дочерей. Остановились они на ночевку в селе Райнай (来内), где сейчас расположен храм (сборного буддийско-синтоистского) божества Идзу-гонгэн (伊豆権現). И сказала мать дочерям: «Той из вас, кому нынешней ночью приснится лучший сон, я подарю самую прекрасную гору». Дочери улеглись. Настала ночь, и с небес опустился чудесный «спиритуальный цветок» (霊華), он упал на грудь старшей сестры. Но самая младшая сестра еще бодрствовала и заметила этот дар Неба. Она тайком забрала цветок и, положив его себе на грудь, заснула. В результате она увидела чудесный сон и получила во владение самую красивую из «трех гор Тоно» - гору Хаятинэ-сан (早池峰山).
Старшим же сестрам достались гора Роккоуси-сан (六角牛山) и Исигами-сан (石神山). Сестры обосновались каждая на своей горе и начали править ими. Потому-то женщины местности Тоно, боясь гнева и ревности (видать, уже немолодых) богинь, до сих пор воздерживаются от походов в эти горы.
Так гласит самая первая легенда, записанная в замечательном фольклорном сборнике «Тоно моногатари» («Повести земли Тоно» 遠野物語). Этот сборник принес славу известному краеведу-фольклористу Янагита Кунио (柳田國男), которого часто называют отцом японской этнографии. На самом деле Янагита Кунио изначально пытался заниматься написанием стихов и других литературных произведений, но на этой стезе не очень сильно преуспел. Сборник «Тоно моногатари» и его последующие работы в сфере фольклористики и этнографии стали результатам знакомства Янагиты (в то время, благодаря удачной женитьбе, достаточно высокопоставленного госчиновника) с молодым студентом по имени Сасаки Кидзэн (佐々木喜善), уроженцем Тоно. Именно Сасаки Кидзэн рассказал Янагите истории и легенды из Тоно, которые последний бережно и записал. Книга (1910 г.) быстро получила популярность и внесла свой вклад в распространение в Японии «бума привидений». Сборник высоко ценил и Акутагава Рюносукэ. Считается, что именно Сасаки Кидзэн первым понял ценность народных сказаний, легенд и преданий, не случайно знаменитый японский лингвист и этнолог Киндаити Кёсукэ даже назвал Сасаки «японским Гриммом» (в смысле по аналогии с братьями Гримм). Он и сам занимался литературной и исследовательской деятельность. Также Сасаки состоял в дружбе с замечательным писателем-сказочником Миядзава Кэндзи (впрочем, отношения были интересно-сложные, особенно горячие дискуссии велись по религиозным вопросам). Ради справедливости упомяну еще одного фольклориста-этнографа из Тоно -- Ино Канори (伊能 嘉矩), который, впрочем, больше занимался Тайванем.
Местность Тоно и сегодня популярна у туристов, главным образом, в связи с этими легендами и сказаниями. Ну и конечно, -- природа! Гора Хаятинэ известна альпийской растительностью, в частности как место произрастания японского эдельвейса -- хаятинэ-усуюкисо (早池峰薄雪草) и как самая южная точка в Японии ареала произрастания аянской ели (эдзомацу -- エゾマツ). Гора также является объектом религиозного поклонения, что отражается и в религиозном танце Хаятинэ-кагура (видео у меня где-то было, потом выложу, когда руки дойдут).
Да, так вот... Приехали мы в Тоно часу в седьмом вечера. Прежде всего забросили вещи в гостиницу.
На входе встречает примечательная маска лешего (если вы обнаружили какие-либо аллюзии с частями человеческого тела -- знайте, что вы не ошиблись!;;))
Не то, чтобы гостиницу мы подбирали под стать местности -- так, чтобы с привидениями (
о дзасики-вараси см. у Вики). Просто на майские праздники уже оставалось мало вариантов, схватили то, что уже оставалось. Впрочем, фотка кошака на сайте заведения тоже к себе располагает (
сайт здесь). Нас заселили в две комнаты напротив номера, где, по слухам, ночами озорничает беспокойный дух. В связи с возможными проказами потусторонних сил, решили заночевать все вместе в одной комнате, в тесноте... Забегая вперед отмечу, что лично меня привидение особенно не потревожило. Правда, по дороге в ванную или назад потерялся пояс от легкого халатика юката, да еще на улице я обронил бумажник со всеми документами, кредитками и около 50 тыс. иен наличными, чего даже не заметил, думал, что оставил бумажник в машине (бумажник нашелся -- вечером позвонили из полицейского управления, куда его доставила одна местная дама; мы ее потом, по приезде домой, отблагодарили бутылями сакэ из наших мест). А вот супруга моя под утро подверглась магическому влиянию, называемому японцами канасибари -- человек вроде как бодрствует, но не может ни двигаться, ни говорить; считается, что это связано с проказами потусторонних существ, якобы улегшихся на грудь человека и обездвиживших его таким образом. Были еще какие-то происшествия по мелочам (с замками, потерянным носком и т.п.), но в целом мы обошлись малой кровью.
Взрослые ужинать не хотели, но девчонки потребовали "чтонитьфкусненькое", за коим мы и сгоняли в торговое заведение по соседству.
Я под шумок тоже пивка уговорил (к пиву прилагалась картошка-фри, но это уже дитятям пошло)...
Утром нас разбудил заглядывающий с веранды в комнату кошак, с которым мы благополучно и поиграли.
Бабушка этого кошака обитала на стойке в столовой.
На постоялом дворе предлагался и простенький завтрак (на фотке отсутствует суп-мисо и рис).
Но главная достопримечательность гостиницы -- ее хозяин! В свободное время он охотно общается с посетителями, рассказывая им настоящие страшилки "коих вы не найдете в путеводителях или книгах, настолько действительность страшнее". По его словам, он даже периодически водит желающих с крепкими нервами по тайным тропам ночами... Бррр...
Первым делом отправились в местный городской музей. Кстати, очень неплохая экспозиция. Конечно, было бы приятно задержаться там подольше, но у нас был всегод один день. Так что отметились мельком. Главным образом, девчонки задержались в видеозале, где демонстрировались мультики по мотивам "Тоно моногатари".
А меня, как обычно, интересовали разные мелочи.... Вот, например, подборка традиционных каменных памятников.
Следующая точка -- "500 архатов". Более 200 лет тому назад (в 1765 году) в Тоно разразился великий голод, унесший множество жизней. В память об умерших настоятель буддийского храма Дайдзи-дзи по имени Гидзан-осё (大慈寺の義山和尚) выбил на естественных камнях рельефы, изображающие архатов (почитание архатов вообще характерно для Иватэ, тому тоже есть своя история, отдельная...;))
Но прежде, у начала дороги в гору к архатам, мы обнаружили небольшой синтоистский храм, божество которого в простонародье почитается как "Унэдори-сама". Считается, что божество помогает людям найти "свою другую половинку".
Вот описание соответствующей легенды для японочитающих...
Уплотив 100 иен в баночку, страждущие могут взять один красный лоскуток (ведь всем известно, что влюбленных связывает именно красная, хотя и невидимая, нить!) и написать фломастером на нем свое пожелание (обычное для девушек -- "встретить прЫнца"), затем лоскуток привязывается к священным веревкам симэнава, либо к ветвям деревьев.
Здесь уже отметилась незамужняя младшая сестра моей супруги...
По соседству с храмом -- огородик с теплицей...
А мне в храме понравились корни... В сочетании с красными ленточками они действительно напоминали кровеносные сосуды...
И двинулись мы в гору к архатам...
Вот первый попавшийся на глаза рельеф...
Точно ли их 500 -- не считал. Но камней было много...
Сонька несколько подустала...
Но не отставала от старшей -- они даже ринулись на крутую лестницу к другому храму (а вот у взрослых не хватило на это сил, поэтому договорились с девчонками, что они взберутся до первого "пролета", пофотографируют там, что хотят, и опять к нам спустятся).
Следующая точка -- знаменитая "Пучина водяных" (каппабути 河童淵). Точка очень популярна у туристов, а потому и "окультурена".
Забавно было уже на автостоянке (кстати, если вздумаете рвануть, советую оставлять авто на стоянке в буддийском храме Дзёкэндзи по соседству, но прогуляться и на эту стоянку по другую сторону надо обязательно!)
Поситетелей встречают такие вот композиции...
И собственно "пучина"...
Всем известно, что водяные "каппа" просто обожают свежие огурцы, на которые их и можно ловить...
Но сначала надо приобрести... лицензию на лов! (Кажется, что-то около 200 иен, за которые выдается удочка и огурец, причем огурец можно не возвращать.)
Мы заранее семейно (я и дочери) приобрели вот такие права на лов водяных. Если отмечаться там каждый год в течение 5 лет, то так же как и с водительскими правами, эта лицензия станет "золотой".
На обороте приведены правила отлова мифических созданий...
Стоили такие права, кажется, что-то около 1000 иен на человека, фотографируют на месте, сама карточка высылается где-то через неделю по почте...
Кстати, меня несколько заинтриговало, что водяные каппа везде фигурировали в зеленом цвете, хотя по легендам отличительной чертой местных водяных должен быть красный цвет кожи...
Ой... Извиняюсь, надо бежать... Продолжение следует...