Социально-политический смысл мифа о Павле Морозове.

Aug 13, 2011 13:36

Наконец-то я нашел то, что давно искал: изложение истории о Павле Морозове в СМИ 1930-х гг. Теперь можно предметно проанализировать социально-политический смысл этого мифа в 1930-е гг, понять то значение, которое придавалось советской пропагандой этой трагической истории.( Read more... )

Павел Морозов, антимиф, 1932, идеология и пропаганда, "голодомор", кулаки

Leave a comment

Comments 75

maxwaxevgen August 13 2011, 09:40:56 UTC
А разве Бушин не прекрасно всё это описал?

Reply

ihistorian August 13 2011, 09:44:13 UTC
Мне нужен был источник - текст 1930-х гг, из которого были бы видны акценты. а не современные пересказы той истории.

Reply

maxwaxevgen August 13 2011, 09:46:56 UTC
Так ведь и у Бушина стоят акценты. Кстати, немного другие, чем у вас.
На мой идиотский взгляд.

Reply

ihistorian August 13 2011, 09:48:24 UTC
Нормально, что другой человек по-другому анализирует одно и то же))

Reply


ryurikov August 13 2011, 09:50:56 UTC
Да, один из совсем немногих в русской/российской/советской традиции героичных источников-инициативников. В тех же США сейчас аналогичные действия (в том числе в сфере налогов и сборов) усиленно пропагандируются.
"Благословенна будь, агентура" (С, Н. Филатов)

Reply

ihistorian August 13 2011, 09:57:28 UTC
Это убийство превращает типичнейший социальный конфликт начала 1930-х гг., конфликт отцов-антисоветчиков и детей-пионеров в конфликт абсолютных Зла и Добра. Без этой мученической смерти детей никакого мифа бы не появилось. Поведение мальчика в мифе важно чтобы понять, что его жертва не случайна, но главное в мифе - нравственное падение кулачества.

Т.е. ничего общего с обычной чиновной пропагандой в США нет.

Reply

intatin August 13 2011, 10:57:53 UTC
В Штатах такие мотивы тоже есть, просто их относят к временам более ранним. Но там столько намешано всего, что и Патрик Клиберн и Нат Форрест числятся героями, причём героями для одной и той же стороны - хотя по взглядам и образу жизни они сильно отличались.

Reply

ryurikov August 13 2011, 11:34:42 UTC
Да все общее. В США линия та же - добро в образе "государства и права" против зла "преступности и незаконности". Только трупов пока нет, и культового персонажа нет.

Кстати, советский миф потому и получился настолько удачным (а он очень удачен, коль до сих пор спорят), что неоднозначен. Т.е., кроме пропагандируемой нормы "сдай преступника", тут есть морально неодобряемая часть - сдал Морозов все же отца. Что, как ни парадоксально, сделало именно эту пропаганду яркой - нет плакатной 100%-й "хорошести", есть этический конфликт, муки совести vs правильный выбор и т.д.

Reply


kojemyakin August 13 2011, 09:53:57 UTC
Очень интересный взгляд. Думал про это примерно также, Вы подтвердили мои мысли.

Reply


Социально-политический смысл мифа о Павле Морозове. pingback_bot August 13 2011, 10:06:16 UTC
User tomtimtom referenced to your post from Социально-политический смысл мифа о Павле Морозове. saying: [...] Оригинал взят у в Социально-политический смысл мифа о Павле Морозове. [...]

Reply


ansobol August 13 2011, 11:05:52 UTC
Напишу, вероятно, очевидную для Вас вещь, но на всякий случай пусть будет. Существенную роль в становлении мифа о Павлике Морозове сыграл написанный в 1936 году по заданию ЦК ВЛКСМ сценарий Александра Ржешевского "Бежин луг" (http://4screenwriter.wordpress.com/2010/06/30/bezhin-lug/), фильм по которому взялся снимать Сергей Эйзенштейн. По замыслу авторов сценария и фильма всю историю перенесли с Урала в тургеневские места Орловщины ( ... )

Reply

ihistorian August 13 2011, 11:26:13 UTC
Спасибо.

Reply


Leave a comment

Up