"И очень важный критерий - чтобы в монастыре царил дух свободы. Не забитости, зашуганности, запуганности, а именно свободы, но соединенной со страхом Божиим, с порядком, с миром внутренним."
А разве есть такие монастыри? Не во многих, конечно, была, но в тех, куда довелось какими-то судьбами попадать на пару дней - атмосфера чисто человеческих отношений, та, что из мира дольнего, очень узнаваема - советского пионерлагеря с купанием по свистку, с принудительным мертвым часом, с надзирателем по этажу и прочими с детства ненавидимыми гадостями. И не только - а еще это безошибочно распознанный моим носом, вымуштрованным многочисленными начальственными зуботычинами по поводу и без, климат российской государственной структуры: чувствуешь себя в своем родном московском ведомстве, только декорации другие. Одним словом - глубокий совок. Простите за грубость.
Помню, как я смотрела на одну девушку-послушницу и все думала, ну почему игуменья не видит, что она шатается от усталости как былинка, ведь мама этой девушки далека, ведь больше не кому о ней подумать, почему я, чужой, посторонний человек это вижу, а хозяин этого общежительства - нет. Думала, о том, как страшно оказаться вот в таком месте, где никто, никто о тебе не позаботится, никто не защитит. Ведь нормальная жизнь, настоящая, возможна только в семье. А семья - это где есть тот, кто тебя убережет. Разве не так?
Отец Софроний и прп. Силуан очень любили монашеский институт как святое учреждение Церкви, как дар Христа человечеству, «высшую благодать»[1]. «Монашество, - пишет отец Софроний, - есть полнота человеческого бытия по своей цели»[2]. Этот дар в Церкви устоялся в святых внешних формах, которые нам всем хорошо знакомы
( ... )
Спасибо о. Нектарий. Очень мудро написали. Проблемы в монастырях есть, нужно об этом честно сказать. Но, Россия восстаёт из руин, образно говоря. Поэтому ошибки неизбежны. И чем дольше мы будем отрицать, что проблемы в монастырях и православной среде есть,( а они есть), тем дольше мы будем наступать на грабли и колечить души, тем дольше мы будем получать отзывов, подобно тем, что в книге Марии Кикоть. Главная причина проблем в монастырях - это отсутствие приемственности. Последние 25 лет - это времена физического возрождения православия и монастырей. Что видят будущие игумении перед собой? Пример хозяйствования, потому что чтобы как- то наладить жизнь в монастыре, нужно создать физические условия для проживания, чем и занимаются игумены и игумении в последние 25 лет. Потому и будущие игумении выходят хозяйственниками, а не молитвенниками и духовно зрелыми людьми. Но этого не надо бояться, стыдиться и отрицать. Это нормально и естественно. Нужно учитывать это и исправлять по мере сил и возможностей, корректировать так сказать.
( ... )
Это беда не только монастырей, это беда всех, живших в СССР, а потом переживших его развал. Представьте, мы жили в стране, где государство решало все за нас, мы лишь отдавали под козырек. Люди разучились думать, принимать решения, жить, брать ответственность, потому что нас лишили этих возможностей, эти функции выполняло государство. Потом образовался вакуум, мы были беззащитны и уязвимы перед тем образом жизни, который пришел взамен предыдущего, у нас не было ни малейших знаний и опыта как жить в новых условиях. Это была такая трегедия, которую мы до конца еще не осознали. Теперь приходится сейчас учиться практически с нуля. 25 лет слишком малый срок, чтобы ожидать высот во многих сферах жизни, включая монашество. Нужно аккуратно все чинить и править и делать это нужно с любовью и милосердием.
Мне думается, что многое определяется еще и тем, что все мы вышли из Советского Союза, и настоящие монастырские начальники - это бывшие советские граждане, которые усвоили с молоком именно такое представление о "нормальных" человеческих отношениях, в частности к тем, над кем ты властен, когда личность - ничто, ее просто не существует, а есть система, и она - все. И по сути - это вопрос отсутствия внутренней культуры, интеллигентности, если хотите. Интеллигентный человек никогда не станет насиловать волю другого человека, тем более издеваться над ним.
Comments 19
А разве есть такие монастыри? Не во многих, конечно, была, но в тех, куда довелось какими-то судьбами попадать на пару дней - атмосфера чисто человеческих отношений, та, что из мира дольнего, очень узнаваема - советского пионерлагеря с купанием по свистку, с принудительным мертвым часом, с надзирателем по этажу и прочими с детства ненавидимыми гадостями. И не только - а еще это безошибочно распознанный моим носом, вымуштрованным многочисленными начальственными зуботычинами по поводу и без, климат российской государственной структуры: чувствуешь себя в своем родном московском ведомстве, только декорации другие. Одним словом - глубокий совок. Простите за грубость.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment