Известие о смертном приговоре было по разному встречено осужденными.
Пауэлл внешне остался спокоен - он и не ожидал ничего другого.
Атзеродт пытался выглядеть безразличным, но его лицо побледнело, а ноги подкосились.
На Хэрольда известие подействовало как удар молнии - он надеялся на недолгое заключение.
Мэри Серрат впала в прострацию. Почти все были уверены, что единственная среди заговорщиков женщина будет помилована президентом.
Приговоренным была предоставлена возможность попрощаться со своими близкими.
На последнее свидание с Хэрольдом пришли семь его сестер.
С Атзеродтом простились мать и жена, а потом с ним находился священник.
Пауэлл виделся только со священником, которого он выслушал с особенным вниманием.
Дочь Мэри Серрат и ее священник были с ней в камере до последнего момента.
Суд над заговорщиками и казнь широко освещались в прессе. Газеты того времени не могли печатать фотографии - и газетчики писали репортажи, похожие на сценарии.
Далее - сокращенный вариант классического репортажа газеты National Intelligencer, сопровождаемый фотографиями, сделанными Александром Гарднером.
Смерть под июльским солнцем
День казни был ясным и очень жарким.
Рядом с висилицей, возведенной за ночь, были вырыты четыре могилы, а возле них лежали гробы - и этого зрелища приговоренные не могли избежать при восхождении на эшафот.
По приказу генерала Хэнкока на эшафоте были поставлены четыре стула.
В час дня дверь тюрьмы распахнулась и из нее стали выводить приговоренных.
Первой шла Мэри Серрат, поддерживаемая с обеих сторон офицерами. На ней было черное платье, лицо закрывала вуаль.
Следующим вели Джорджа Атзеродта. Он был одет в ту же самую одежду, что и на суде, и был единственным из приговоренных с непокрытой головой.
Третьим в процессии выступал Дэвид Хэрольд, в клетчатых брюках и черном сюртуке. Он шел нетвердой походкой, иногда даже останавливался, шляпа косо сидела на нем, выглядел он хуже всех приговоренных.
Замыкал шествие Льюис Пауэлл. На нем была соломенная шляпа, брюки синего цвета и кофта. Он шагал с высоко поднятой головой, трезво осознавая свое положение и готовясь встретить неизбежное.
Когда приговоренные взошли на эшафот, они были посажены на стулья. Для защиты от жаркого солнца над Мэри Серрат раскрыли зонт, а голову Атзеродта покрыли носовым платком.
Священики, сопровождавшие приговоренных, приступили к молитве.
Пауэлл устремил взор в небо и с этого момента практически больше не опускал глаз.
Лица Мэри Серрат не было видно за вуалью. Атзеродт был полностью погружен в себя, повторяя слова молитвы. Хэрольд, опустив голову, молча внимал священнику.
В пять минут второго на эшафот поднялся генерал Хартранфт и громким голосом зачитал приказ о приведении приговора в исполнение.
В центре - генерал Хартранфт (с бумагой в руке)
Приговоренные были подведены к свисающим петлям. Каждому связали руки, отведенные назад, и также ноги - возле лодыжек и колен. На головы были надеты "висельные" капюшоны, петли накинуты и стянуты.
Приговоренные (слева направо) - Мэри Серрат (сидит), Льюис Пауэлл (в капюшоне), Дэвид Хэрольд (в клетчатых брюках), Джордж Атзеродт (с непокрытой головой)
Пауэлл все это время стоял неподвижно, подобный статуе. Легкая дрожь была заметна у Атзеродта и Хэрольда. Мэри Серрат шатало, она даже обратилась к рядом стоящим со словами "не дайте мне упасть".
На часах было двадцать одна минута второго, когда капитан Сэрат приказал всем отойти от приговоренных. Это было исполнено, и тогда он трижды хлопнул в ладоши. Солдата выбили балки, платформы тяжело упали, и четыре человеческих создания "повисли между небом и землей".
Контуры тел смазаны - фотокамера запечатлела смертельную агонию.
По телу Мэри Стюарт прошло содрогание, почти сразу же прекратились движения Атзеродта. Долго страдали Пауэлл и Хэрольд - агония первого тянулась более семи минут, в течение которых тело билось в тяжелых конвульсиях. Хэрольд подавал признаки жизни еще пять минут.
Когда на эшафоте все затихло, вокруг установилось тяжелое молчание.
Тела висели двадцать минут, после чего врачи обследовали их и объявили о смерти повешенных. Когда был дан приказ снять тела с виселицы, один из солдат стремительно забрался на эшафот и перерезал веревку над телом Атзеродта, которое упало на землю. Солдата тут же отстранили и наказали, а остальные тела снимались уже с предосторожностями.
С повешенных были сняты наручники и срезаны веревки. Тела поместили в некрашеные деревянные гробы и опустили в могилы.
Покушение - последствия и судьбы
Не испытывая ни к кому злобы, с милосердием ко всем, с непоколебимой верой в добро, как Господь учит нас его видеть, приложим же все усилия, чтобы закончить начатую работу, перевязать раны нации, позаботимся о тех, на кого легло бремя битвы, об их вдовах и их сиротах, сделаем все, чтобы получить и сохранить справедливый и продолжительный мир как среди нас, так и со всеми другими странами.
(Из второй инаугурационной речи Линкольна)
От убийства американского президента больше пострадал Юг, чем Север. Уже в конце войны, когда стало ясно, за кем будет победа, северяне разделились по своему отношению к побежденному югу. Многие воспринимали южные штаты как оккупированную территорию, но доминировало другое отношение, выраженное в словах генерала Гранта Война окончена, и повстанцы снова наши сограждане. Линкольн был настроен на мягкое отношение к Югу. Джонсон же, сам выходец с Юга, не сумел справиться с исторической задачей примирения страны.
Как же сложились судьбы тех, кто имел отношение к печальному событию?
Жена Линкольна, Мэри, так и не оправилась после убийства мужа. В конце жизни она даже попала на короткое время в психиатрическую клинику, причем руку к этому приложил ее сын Роберт.
Майор Рэтбоун и его невеста Клара, бывшие в тот роковой вечер в ложе президента,
поженились через два года. Увы, их брак закончился трагедией. Рэтбоун, страдавший от постоянных головных болей, часто впадал в депрессию. На шестнадцатом году брака, находясь в припадке ревности, он застрелил свою жену и неудачно пытался покончить жизнь самоубийством. Он провел последние годы жизни в психиатрическом заведении.
Госсекретарь Сьюард сохранил свой пост в администрации президента Джонсона. Он знаменит тем, что купил Аляску у России. Современники недооценили эту покупку и долго, до самого начала золотой лихорадки на Клондайке, называли Аляску "холодильником Америки".
Заговорщики, избежавшие смертной казни, были сосланы отбывать наказание в тюрьме на острове Драй-Тортугас, находящемся недалеко от побережья Флориды.
Через два года был пойман сын Мэри Серрат, Джон Серрат. Времена уже изменились и суд оправдал его. Вскоре президент Джонсон помиловал и других заговорщиков, отбывающих наказание на жарком и богом забытом тропическом островке. Увы, помилование пришло слишком поздно к О'Лафлину, умершему от тропической лихорадки.
Преследуемый президент
В жизни Линкольна преследовали образы смерти. Широко известна легенда о сне, увиденном Линкольном за неделю до убийства. В нем ему снился гроб в Белом Доме. На свой вопрос "Кто умер?" Линкольн получил ответ "Президент США, убитый ассасином". Увы, после смерти Линкольна преследовали живые. Через 11 лет после покушения его тело пытались похитить из могилы ради выкупа.
Линкольн - не первый и не последний президент, подвергшийся покушению.
Но он - первый американский президент, убитый в результате покушения ...
Конец
Президенты. Авраам Линкольн. Покушение (1). Черная пятница
Президенты. Авраам Линкольн. Покушение (2). Охота на Бута и аресты
Президенты. Авраам Линкольн. Покушение (3). Суд над заговорщиками Американская история. Президенты. Перечень постов