Когда мы переехали в Нью Провиденс, Йонька записался в
STEM клуб. Зимой они ездили на соревнования штата в Ньюарк, и даже что то там выиграли. Это им позволило записаться на аналогичные соревнования в TSA. В это году они проходили в Нэшвилле, Тенесси. Соревнования проходили по нескольким категориям (програмирование, робототехника, ...), и школьники средних и старших классов соревновались отдельно. Все участвовало несколько сот студентов с 30 штатов, а также из Турции и Германии. За неделю перед началом, команда должна была написать и сдать эссе на тему "Синтетическая нейробиология", а также подготовить презентацию и соответствующий постер на тему "Как превратить человечество в межпланетную цивилизацию". Оксана
описала в своем посте подготовку.
От школы поехали 5 студентов, учитель и родители (полетел я, Оксана с Даной было бы тяжело там). Мы прилетели в Нэшвилл под вечер (чудом успев вылететь перед ураганом, который обрушился в тот вечер на Нью Джерси). Дети пошли записываться на соревнования, а мы получать номера. Как выяснилось, наши комнаты были в другом конце этого гигантского комплекса, и путь туда был очень извилист со сложной топологией. Впрочем, уже назавтра мы ориентировались там легко.
Утром дети еще раз отрепетировали презентацию и пошли к жюри. В комнату допускались только дети, учитель и родители, поэтому мы не видели, как выступали другие команды. Презентация была минут 5, а потом судьи задали еще 3 вопроса, вполне тривиальных. На этот день соревновательная часть была закончена и мы пошли делать фотосессию.
Вот так выглядит команда - 2 китаянки, 2 индуса и Йонька. При том что азиатов городе около 13%. Правда, все дети кроме Йоньки, родились в Америке. Однако их родители нет, и мотивация у них, такая же как у евреев в 20-м веке...
Мы еще немного походили по залам, но почти везде были закрытые выступления, вроде нашего, и мы с Йонькой поехали в даунтаун Нэшвила (мы жили за городом).Таксист привез нас на местный Бродвей. Я посмотрел окрестные достопримечательности, и увидел Cash Museum. O, классно - подумал я - давно не бывал в музее денег. Мы зашли вовнутрь, и... (мои образованные френды уже поняли мой конфуз) увидели кучу пластинок, гитар, дисков и ни одной купюры. Что за черт, подумал я и более внимательно прочитал название музея. Оказалось, что это музей
Johnny Cash, "иконы" кантри-музыки. Я подумал, и решил, что в Нэшвилле лучше послушать живую музыку, чем ходить по музею музыканта. Мы зашли в приличный бар, заказали пожрать и слушали трех музыкантов, игравших весьма недурно.
Однако, я, хоть и люблю кантри, но не настолько, чтобы обойти все пабы в городе, а Йонька к музыке так совсем спокойно относится. Зато любит военную технику и историю. Так как Нэшвилл столица штата, то можно было ожидать приличного музея в городе. Так и оказалось. Было интересно там ходить и смотреть экспозиции поселений индейцев, первых поселенцев, периода Гражданской войны и первой половины прошлого века. Про музей надо отдельный пост писать, пока что просто пара фоток. А вот военный музей был менее интересен своих аналогов.
Потом мы поднялись на капитолийский холм и попали в законодательное святилище штата. Сенаторы и Палата Представителей, приемная Губернатора. Особенно понравилась библиотека, реставрированная под образец 150-летней давности.
Обратно взяли Юбер, вышло ровно в 2 раза дешевле, чем такси - 13 баксов (я как раз утром послал письмо конгрессмену штата с просьбой продлить им рецензию). Отмокали в воде полчаса, а потом пошли на ужин.
Гостиница очень красивая и заслуживает отдельной подборки фотографий. Фактически, это 4 здания каплевидной формы, каждая с внутренним двором, под стеклянным куполом. Двор больше всего напоминает оранжерею с водопадами и декоративными бассейнами. На территории есть куча магазинов, кафешек и даже внутренняя речка.
Кстати о еде. Несмотря на высокую цену, отель не давал даже завтрака. Впрочем, был магазинчик с готовыми салатами и бутерами по относительно нормальной цене. Так мы салатами с курицей и яйцом и питались утром и вечером. А чтобы, нидайбох, не похудеть - вечером лакировали шариком мороженного ;)
На третий день было настоящее соревнование, не приготовленное заранее. Команды должны были решить за полтора часа 2 страницы мат задач и построить практическое решение задачи, о которой ничего не было известно заранее, за исключением смутного намека в первый день, что задача будет связана косвенно с телескопом Хаббл.
Они заранее разделили обязанности - кто решает математику, а кто строит. От каждого по способностям. Йонька, ожидаемо, вошел во вторую группу. Детей запустили в большой зал, где на каждом столе уже лежали задания и подсобные материалы для постройки.
Через пару минут и мы вошли и встали у одной из стен. Тут началось развлечение для родителей - по лежащему на столах и действиям студентов попытаться угадать, что же за задание им дали. Через полчаса до меня дошло, что они должны были соорудить из листа фольги, стаканчиков, картона, резинок и палочек отражатель, который направит свет от лампы на камеру телефона под лампой. Дополнительное условие - вся конструкция должна полностью умещаться в тубус ("типа телескоп посылают в ракете в космос.."). Чтобы жюри смогли протестировать задание, надо записать подробные инструкции постройки решения с момента извлечения из тубуса. Задание, мягко говоря, нетривиальное. Как решение должно выглядеть я примерно себе представлял, но вряд ли смог бы его имплементировать с помощью данных материалов.
Интересно, что старшеклассникам дали точно такую же задачу. И там тоже было весьма мало толковых решений.
Не совсем обычное разделение обязанностей в команде - все таки чаще я видел девочек, занятых математикой...
Отражатель построили, но как иногда бывает, слегка переругались. Йонька себя чувствовал наиболее опытным в подобного рода проблемах (что правда), и продавил свое решение. Слегка грубо, наверное, потому что следующие полдня его друг с ним не разговаривал. Так или иначе, я был очень рад, что Йонька проявил лидерские способности, кои он вряд ли смог взять у своих родителей...
И еще замечательно, что Йонька абсолютно раскованно общался со всеми - с товарищами по команде и студентами из других школ, родителями, персоналом в гостинице/аэропорту. Вот здесь он шутит шутки с жюри. Я так точно не умел в 14 лет ;)
Все, после этого оставалось только расслабиться до вечера в ожидании результатов. Повели детей на обед в мексиканский ресторан, а потом они плавали в бассейне.
И вот к 7 часам мы пришли в большой зал на заключительный вечер. Награждения проводились по 4 категориям:
- постер и презентация
- эссе
- решение проблем
- общий зачет
Особенных ожиданий ни у кого не было. Тем приятнее оказались результаты. Они вошли в первую десятку по всем категориям, причем в общем зачете заняли 4-е место!. А по решению проблем взяли 3-е!! Значит, решение было верным, офигеть!
Аналогичные награждения проводились для 9-10 и для 11-12 классов. Интересно, что в общем зачете школы из Нью Джерси взяли 2 золотые и серебрянную медали.
В последний день мы еще посмотрели на соревнования по механике/робототехнике...
А также зашли на лекцию об изучении "вышки" в религиозном колледже. Там лектор ввел Христа в определение интеграла (под видом С константы). Бар Илан нервно курит в сторонке ;)
Следующие несколько часов мы провели в разных заботах (бассейн, подарки, каньон), а потом поехали в аэропорт. Днем в Джерси прошел ураган, но нам относительно повезло - наш рейс не отменили, как предыдущий, а всего лишь перенесли. Хорошо хоть были не одни, а с компьютером соучастниками и время пролетело довольно быстро.
Я кратко описал эти насыщенные 4 дня, если время появится, то нарисую еще один пост...