Interstate TDR-1 - беспилотный ударный бомбардировщик-торпедоносец, разработанный по заказу ВМФ США во Второй Мировой Войне. Первый в мире БПЛА ударного назначения, если не считать ФАУ-1. Применялся ограниченно в боевых действиях на Тихом Океане в 1944 году, продемонстрировав сравнительно успешные результаты. Тем не менее, программа была закрыта в 1944 году в связи с рядом выявившихся задержек, технических сложностей и недостаточными характеристиками беспилотных самолётов. Всего было построено 195 беспилотников. Сохранился лишь один и именно его мы можем увидеть в музее.
Naval museum, Pensacola Fl ч1 Naval museum, Pensacola Fl ч2 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это БПЛА Interstate TDR-1 Edna III с регистрационным номером 33529.
Проект радиоуправляемого боевого самолёта был предложен в августе 1936 года лейтенантом американского флота Д.С.Фарни. Идея хотя и получила одобрение, большой поддержки не нашла. В те годы просто не существовало технологий, необходимых для реализации этого замысла. В 1940 году, по заказу Фэрнли, русским инженером-эмигрантом В. К. Зворыкиным, была разработана сверхкомпактная по тем временам телевизионная камера Block-I. Весившая всего 44 кг, телекамера имела разрешающую способность около 350 линий, и могла передавать видеоизображения по радиоканалу со сокростью 40 кадров в секунду. Наличие этой видеокамеры полностью решало проблемы с наведением самолёта-робота на цель. Отсюда в 1940 году были наконец получены два основных компонента: радарный высотомер и телевизионная система управления.
В январе 1942 года, программа разработки беспилотного самолёта получила высший приоритет и кодовое обозначение «Variant». Целью её было создание дешевого и пригодного для массового производства беспилотного бомбардировщика-торпедоносца, который можно было бы использовать для атаки на японские корабли.
Первые опыты, проведенные в 1941 году, оказались успешными, и в начале 1942 года флот США заказал компании Interstate постройку двух прототипов под обозначением XTDR-1 и серии из 100 самолётов TDR-1. в то же время Naval Aircraft Factory получила дополнительный заказа на также 100 машин TDR-1. Испытания системы телеуправления были проведены в апреле 1942 года, в заливе Нарагансет. Управляемый дистанционно с борта летевшего на удалении в 50 км самолёта, беспилотный торпедоносец успешно вышел в атаку на изображавший цель эсминец «Уорд». Хотя эсминец активно маневрировал, телевизионная камера позволила оператору навести торпедоносец достаточно точно, и сброшенная торпеда прошла под самым килем эсминца.
Эта демонстрация произвела сильное впечатление на адмирала Кинга, но его заказ на 2000 самолётов-роботов (когда ещё не существовало даже единственного образца) вызвал недовольство ВМФ, и в итоге, заказ на производство был ограничен 200 экспериментальными самолётами. Заказ был размещен в компании Interstate, гарантировавшей возможность постройки аппарата за минимальную цену.
Конструктивно XTDR-1 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и неубираемым шасси. На нем предусмотрели кабину пилота с простейшим приборным оборудованием, так как вмешательство человека требовалось только в момент потери связи с самолётом. Основное вооружение заключалось в одной торпеде или 900-кг бомбе, подвешенной под фюзеляжем.
В марте 1943 года флот имел планы построить уже 3000 беспилотных бомбардировщиков, но из-за низкого приоритета программы и технических трудностей от этого грандиозного замысла пришлось отказаться. Первую эскадрилью, оснащенную серийными TDR-1, развернули на Тихом Океане в 1944 году.
С 1943 года, лётная группа STAG-I проходила обучение использованию новых машин. Изначально лётчики тренировались на гражданском самолёте Beechcraft, управляя с его борта переоборудованными торпедоносцами Vultee. Впоследствии, в качестве самолёта-управления был выбран Grumman TBF-3 «Avenger». Отрабатывались как запуски дронов с аэродрома, так и палубные старты с борта учебного авианосца USS IX-81 Sable на озере Мичиган.
Практика показала невозможность предполагавшегося прицельного сброса бомб с самолёта. Было решено, что для упрощения и без того затянувшейся программы разработки и обучения, лётчики будут атаковать цели только сбросом торпед либо таранным ударом самолёта в пикировании. Ряд проблем с аппаратурой и с освоением новой техники привел к тому, что интерес к беспилотным самолётам начал падать. Лётная группа была признана боеспособной только в мае 1944 года.
В роли самолётов управления выступали переделанные торпедоносцы Grumman TBF-3. Из 46 посланных на боевое задание бомбардировщиков цели поразили 18, что было очень хорошим показателем для столь несовершенной системы. Остальные из 189 построенных TDR-1\TDN-1 были сданы на хранение и в боевых операциях не участвовали.
Развивая схему в 1944 году был предложен двухмоторный вариант XT2R-1 (XBQ-5). Предполагалось построить два прототипа, но контракт вскоре аннулировали и вместо них приступили к выпуску следующей модификации XT3R-1.
Основное отличие между этими вариантами заключалось в двигателях: на XT3R-1 устанавливались 450-сильные Wright R-975-13A, в то время как более ранний проект оснащался двумя Franklin O-405-2 мощностью всего 225 л.с. Всего успели построить три XT3R-1 и один прототип XT3R-2. Контракт на 40 серийных самолётов аннулировали.
Интерес к TDR-1 проявила и армейская авиация. С апреля по декабрь 1943 года на авиабазе USAF проходил испытаниях один из серийных самолётов, переименованный в XBQ-4. Очевидно, впечатление о возможностях этой машины сложилось не самое лучшее и дальнейших заказов на неё не последовало. Та же участь постигла и BQ-6, оставшийся на проектной стадии.
Несмотря на успех, адмирал Нимиц относился к беспилотным самолётам скептически, и программа TDR-1 была закрыта окончательно в конце 1944 года. Произведенные TDR-1 использовались как опытные и как летающие мишени для тренировки зенитчиков. По некоторым данным, часть машин была переделана в пилотируемые и продана частным лицам.
Interstate TDR-1 был небольшим двухмоторным бомбардировщиком-низкопланом, приводившимся в движение двумя двигателями Lycoming O-435-2, мощностью в 220 л. с. каждый. Его конструкция была максимально дешевой и технологичной - фюзеляж собирался из фанеры, каркас был собран из труб, предназначавшихся для производства велосипедов. Дешевизна предопределила низкие лётные характеристики - скорость машины на испытаниях не превысила 225 км/ч, а дальность - 685 км.
Машина взлетала с обычного аэродрома или с авианосца при помощи колесного сбрасываемого шасси. В носовой его части располагался прозрачный обтекатель, прикрывающий телекамеру управления. Расположенная в носовой части, телекамера Block-I имела угол обзора в 35 градусов.
Управление самолётом осуществлялось по радио с борта следующего за дронами самолёта управления. Оператор с помощью дисковидного экрана видел изображение, передаваемое телекамерой машины. Для контроля направления и угла использовался стандартный джойстик. Высота полёта задавалась дистанционно с помощью наборного диска, как и сброс шасси и отстрел торпеды.
Каждый телевизионный передатчик и приёмник работали на одном из четырёх фиксированных радиоканалов:78, 90, 102 и 114 MHz. Четыре частоты выделялось и для передачи командных сигналов управления БПЛА. Это означало, что только четыре БПЛА могли одновременно находиться в воздухе без риска возникновения взаимных помех.
Для обучения пилотов, и для перегона машины с аэродрома на аэродром была предусмотрена небольшая открытая кабина с примитивными приборами управления. Когда машину готовили к беспилотному вылету, кабину закрывали обтекателем.
Вооружение самолёта составляла одна 900-килограммовая бомба, или одна авиационная торпеда той же массы.
Модификации:
XTDR-1 - два прототипа.
TDR-1 - единственная серийная версия, около 189 выпущено
XTD2R-1 - модель с двигателем Franklin O-805-2 engines, два прототипа заказано, отменено в пользу TD3R.
XTD3R-1 - модель с двигателем Wright R-975 radial engines, три прототипа
XTD3R-2 - улучшенная версия XTD3R-1, выпущен один прототип
TD3R-1 - серийная версия XTD3R-2, размещен заказ на 40 машин но позднее отменен
Армия США также заинтересовалась проектом, и испытывала один образец как XBQ-4. Было разработано несколько армейских модификаций, но ни одна не была изготовлена.
XBQ-4 - армейское обозначение для TDR-1. Один аппарат модифицирован из TDR-1.
XBQ-5 - армейское обозначение для XTD2R-1. Обозначение зарезервировано, но самолет не заказан.
XBQ-6 - армейское обозначение для XTD3R. Не строился.
BQ-6A - армейское обозначение для TD3R-1. Не строился.
ЛТХ:
Модификация TDR-1
Размах крыла, м 15.00
Длина, м 11.30
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого
взлетная 2,676
Тип двигателя 2 ПД Lycoming O-435-2
Мощность, л.с. 2 х 220
Крейсерская скорость, км/ч 225
Практическая дальность, км 685
Полезная нагрузка, кг до 900 кг бомб или одна торпеда
Экипаж: 0-1 (опционально пилот)