Pima air museum: вертолет Kaman OH-43D Huskie (он же HOK-1)

Mar 15, 2016 16:42

Kaman HH-43 Huskie - американский многоцелевой вертолёт производства Kaman Aircraft. Выполнен по схеме синхроптера. Использовался с 1950 по 1970 годы для поисково-спасательных операций, а также как пожарный вертолёт. Выпускался более чем в десяти модификациях. Основные операторы - ВВС и ВМФ США. Экспортировался в Бирму, Колумбию, Иран, Марокко, Таиланд.
Представленный вертолет это HOK-1, версия для United States Marine Corps оснащенная радиальным поршневым двигателем мощностью 600 hp R-1340-48 Wasp, в 1962 году переименована в OH-43D,построен 81 вертолет.


Pima air museum,Tucson,Arisona.
все,что есть о HH-43
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш вертолет это Kaman OH-43D BuNo 139974,серийный номер его неизвестен.
Построен как HOK-1.
поступил на службу United States Navy с BuNo 139974.
переименован в OH-43D.
передан в Military Aircraft Storage and Disposal Center (MASDC) с инвентарным номером 5H0003 на хранение.
в 1991 передан в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, AZ.
вертолет несет цветовую схему USMC. Идейно он принадлежит National Naval Aviation Museum,но передан на хранение сюда.
Справа от него стоит его более крупный собрат с турбовальным двигателем: HH-43F,но о нем будет отдельный разговор.


Общий вид ряда с вертолетами в музее.


Charles Kaman учредил компанию Kaman Aircraft Corporation в декабре 1945 года для изготовления спроектированных им нового винта и системы управления вертолета.


Первый полет экспериментального вертолета Kaman K-125 состоялся 15 января 1947 года.


Он был взят за основу сначала для вертолета К-190, поднявшегося в воздух в 1948 году, а затем для трехместного вертолета общего назначения К-225.


Два экземпляра вертолета К-225 были приобретены Военно-морским флотом США в 1950 году для оценочных испытаний, которые привели к контракту на 29 учебно-тренировочных вертолетов НТК-1. В 1962 году эти вертолеты получили новое обозначение ТН-43Е.


Одновременно с производством НТК-1 Kaman разработал вертолет К-600, заказанный Корпусом морской пехоты США и флотом соответственно под обозначениями НОК-1 и НUK-1.


** схема вертолета с указанием основных узлов


в 1962 году они получили новые обозначения OH-43D и UH-43C. Восемнадцать вертолетов, аналогичных аппаратам HUK-1 флота США, были приобретены ВВС и получили обозначение H-43A Huskie. Рядом с UH-1,сравните размеры...


Один вертолет НОК-1 использовался в качестве экспериментального аппарата с турбовальным двигателем Avco Lycoming XT53. Это привело к появлению вертолета Н-43В, первый полет которого состоялся 13 декабря 1958 года. Но о судьбе тех вертолетов расскажем отдельно.


Подобная схема называется синхроптер или синхрокоптер, (Synchropter; Intermeshing rotor helicopter, нем. Flettner-Doppelrotor) - вертолёт двухвинтовой поперечной схемы с большим перекрытием перекрещивающихся несущих винтов.


В такой схеме втулки винтов расположены на небольшом расстоянии, малом в сравнении с диаметром винтов. Винты вращаются в противоположных направлениях, при этом оси вращения валов расположены под углом друг к другу, а плоскости вращения пересекаются.
** схема


Вращение винтов синхронизировано при помощи жёсткой механической связи между их валами для гарантированного предотвращения столкновения лопастей.


Снова общий вид ряда с вертолетами и самолетами.Но с другого конца....


Схема синхроптера была разработана Антоном Флеттнером в Германии в конце 1930 годов. Впервые применена в вертолёте, разработанном по заказу Кригсмарине Fl 265 (первый полёт в мае 1939 года, построено около 6 машин) и его преемнике - Fl 282 «Колибри» (октябрь 1941, примерно 24 машины).


В 1945 Чарльз Каман, основатель Kaman Aircraft, построил первый американский вертолёт-синхроптер Kaman K-125. Впоследствии Kaman Aircraft выпускала серийные синхроптеры и в настоящее время является единственным серийным производителем подобных вертолётов.


Считается, что использование данной схемы упрощает управление летательным аппаратом в режиме висения или полета на малой скорости, а также позволяет экономить горючее за счет отказа от передачи вращения на хвостовой винт.


Такая схема позволяет избавиться от автомата перекоса лопастей, как технически сложного и капризного элемента. Соответственно изменением шага одного ротора относительно другого можно управлять креном только по одной оси - если винты поперечные, то это крен. По второй оси управление приходится делать альтернативными средствами - например, общим наклоном осей винтов, или аэродинамическими плоскостями, или струйными рулями в выхлопе ТРД.


Здесь прекрасно видно, что машина не имеет не только автоматов перекоса лопастей, но даже не имеет механизма изменения шага винтов - втулка является цельной деталью на обе лопасти, то есть лопасти имеют жестко заданный при изготовлении угол атаки, который ничем не изменяется.


** схема для иллюстрации этого


На вертолете установлена лебедка для спасательных операций.


Летающих вертолетов этой модификации не осталось,да и в музеях вы можете увидеть лишь пять бортов OH-43D Huskie (он же HOK-1).


Вертолет несет на себе название Marine Helicopter Squadron One (HMX-1), это вертолетное подразделение United States Marine Corps отвечающее за транспортировку президента США,вице-президента,кабинета министров и других ВИП персон.


Это особенно актуально для вертолетов подобной схемы:подходить к ним только спереди.


Широкая сдвижная дверь по бокам кабины. Впереди стандартно два места для пилотов,сзади пассажирская кабина также рассчитанная на двух человек.


Антенна. И система фиксации сдвижной двери?


Общий вид лебедки и тут же видимо заправочная горловина. Максимальный вес для лебедки 600 фунтов.


Шасси четырехопорное,колесное.


А это собственно сам двигатель R-1340-48 Wasp,9 цилиндровый,поршневой,радиальный и при этом карбюраторный. Мощность 600 лс.


Насколько я понял максимальное количество топлива на борту вертолета 102 гал, используется авиационный бензин.


При этом расход топлива в зависимости от загрузки и внешних условий от 200 до 370 фунтов в час.


**схема трансмиссии


Крейсер у него при этом в пределах 80-90 узлов.


Черный это видимо маслобак?


Общий вид сзади. Расстояние от земли до хвостового оперения чуть больше двух футов...


Выхлоп вынесен за хвост - в те годы еще не было ПЗРК с самонаведением на источник тепла, и разработчик просто старался увести выхлоп от высадочной двери в задней части кабины.


Виден угол разлета осей винтов


Самих лопастей нет,но еще раз посмотрим на место их крепления.


С другой стороны


Привод лебедки


Здесь есть некое подобие руля высоты.


Огни


Общий вид справа.


Выхлопная система двигателя


Маслорадиатор


С этой стороны тоже большая сдвижная дверь и выпуклые стекла


Горловина топливного бака общей емкостью 102 галона. Тут же заземление,чтобы при заправке не забыли:-)))


Носовая стойка,на ней подножка для пилотов. Носовые стойки поворачиваются,похоже самоориентирующиеся.


Основная стойка.


Для чего такое массивное хвостовое вертикальное оперение.


Фото 120.


Двигатель в пыли,но в общем покрашен и выглядит как новый...


Фото 123.


Фото 124.


Заземление


Внизу видна внешняя подвеска. В РЛЭ написано,что вертолет может перевозить на внешней подвеске груз в 2000 фунтов с перегрузками не более 2 G и 1300 фунтов с перегрузками не более 3 g.


Швартовать здесь...


Фото 128.


** схема размещения антенн


А что это за бак впереди?


Антенна AT-454/ARC для укв радиостанции


Общий вид спереди.


Вертолет спасательный,но ни дворников,ни резаков не вижу....


Фото 134.


Носовая стойка


Общий вид в ряду вертолетов


Фото 139.


** опасные зоны вокруг вертолета


Модификации:
XHTK-1 два двухместных вертолета для испытаний
HTK-1 трехместная серийная версия для United States Navy,позже переименованная в TH-43A, 29 построено
HTK-1G один вертолет для испытаний United States Coast Guard
HTK-1K один вертолет для статических испытаний как дрон
XHOK-1 прототип версии для United States Marine Corps, два построено
HOK-1 версия для United States Marine Corps с радиальным поршневым двигателем 600 hp R-1340-48 Wasp; позже стал OH-43D, 81 построен
HUK-1 версия HOK-1 для United States Navy с радиальным поршневым двигателем R-1340-52; позже стал UH-43C, 24 построено
H-43A версия HOK-1 для USAF; позже стал HH-43A, 18 построено
HH-43A обозначение H-43A после 1962
UH-43C обозначение HUK-1 после 1962
OH-43D обозначение HOK-1 после 1962
TH-43E обозначение HTK-1 после 1962
QH-43G один OH-43D конвертированный в дрон(беспилотник)


ЛТХ HOK-1
длина фюзеляжа- 25 футов
ширина- 8 ф 2д
размах по лопастям-50 ф 5,4д
диаметр лопастей-47ф
высота по хабу винта-12ф
двигатель R-1340-48 Wasp поршневой,радиальный 9 цилиндров,карбюратор
мощность-600 лс
макс вес 5924 фунта
макс внешняя нагрузка 2000 фунтов и не более 2 g или 1300 фунтов и 3 g
топливо 102 гал
скороподъемность вертикальная на уровне моря 600 фт в мин
скороподъемность на уровне моря 870 фт в мин
статический потолок 5300 футов
потолок 15300 футов

** далее описание органов управления и приборов в кабине


** верхняя панель


** панель инструментов


** центральная панель-консоль.


** приборы контроля двигателя и квадрант: шаг винта,наддув и качество смеси.


hok-1, pima, hh-43, oh-43d, kaman

Previous post Next post
Up