Немного вернемся в лето. Именно тогда мне удалось побывать в музее Shuttleworth и увидеть регулярное авиашоу,где они по кругу выгуливают свои самолеты. Если я правильно понял,то все самолеты этого музея летающие..Этим постом начинаю серию рассказов об этом музее. Сегодня посмотрим на Dhc-1 Chipmunk на земле и в воздухе.
Музей в Шаттлворте. Ошкош 2010 ч.26:Jim Maroney и его DHC-1сайт музея в ShuttleworthВначале я рассмотрел все самолеты в ангарах музея,а на следующий день приехал на авиашоу. На сайте музея можно найти даты подобных летных дней.
Наш самолет с бортовым номером WB671 это De Havilland DHC-1 Chipmunk T.10 (c1/0778) был построен в 1952 году как WP905 и зарегистрирован как G-ROYS 1 августа 1978, после чего перерегистрирован как G-BNZC 11 ноября 1987. Это Chipmunk 22 был приобретен у David Horsley в марте 2000 на средства пожертвованные Shuttleworth Veteran Aeroplane Society. Сейчас он несет на себе ливрею учебного самолета Royal Canadian Air Force.
Наш самолет Chipmunk Mk 22 это модель T.10 конвертированная для гражданского использования. Модернизация коснулась замены двигателя Gipsy Major 8 (который является военным:-))) на модель Gipsy Major 10-2 (которая имела электрический стартер).
А Chipmunk T.10 (Mk 10) это версия построенная в Великобритании с двигателем de Havilland Gipsy Major 8 для Royal Air Force,построено 735.
Фирма "de Havilland Aircraft of Canada Ltd", также известная как DHC или "de Havilland Canada", была создана в марте 1928 года для сборки, технического обслуживания и ремонта импортированных самолетов британской компании "de Havilland".
К концу Второй мировой войны "de Havilland Canada" приступила к проектированию собственных машин. Первым появился DHC-1 Chipmunk, разработанный под управлением В. Якимука (Wsiewołod Jakimiuk) для замены биплана DH.82 Tiger Moth.
22 мая 1946 года прототип DHC-1 впервые взлетел в Даунсвью, Торонто. Это был двухместный моноплан с работающей обшивкой и перевернутым рядным мотором de Havilland Gipsy Major 1С мощностью 145 л.с. (108 кВт).
Самолеты Chipmunk, построенные по спецификации прототипа, получили обозначение DHC-1B-1, а машины с моторами Gipsy Major 10-3 стали называться DHC-1B-2.
Большинство Chipmunk имело закрытый фонарь. Завод в Даунсвью построил 218 машин, последнюю из них изготовили в 1951 году.
Два самолета испытывались в британском НИЦ в Боскомб-Дауне. В результате фирме "de Havilland" заказали пилотажную версию Chipmunk по спецификации 8/48 в качестве учебно-тренировочного самолета
Всего в Великобритании были построены 1014 Chipmunk, 735 из них поступили в ВВС. Первые Chipmunk с эмблемами британских ВВС передали в оксфордский аэроклуб в феврале 1950 года.
Затем этот самолет заменил бипланы Tiger Moth во всех 17 эскадрильях университетов и многих летных школах добровольного Резерва ВВС.
Военные пилоты проходили начальное обучение на Chippie (прозвище "Chipmunk") в колледже ВВС в Крэнвеле. Несколько Chipmunk из 114-й эскадрильи использовались на Кипре в интересах служб безопасности в ходе волнений 1958 года.
Наш самолет выруливает на исполнительный для показательного выступления.
По соглашению между фирмой "de Havilland" и португальской "General Aeronautical Material Workshops" (OGMA) для ВВС Португалии с 1955 года были собраны 60 Chipmunk по лицензии. Эти самолеты также применялись в авиации Бирмы, Цейлона, Чили, Колумбии, Дании, Египта, Ирака, Ирландии, Иордании, Ливана, Малайи, Саудовской Аравии, Сирии, Таиланда и Уругвая.
Вместе с Persival Provost,но об этом самолете в другой раз.
К 2011 году в лётно-пригодном состоянии находились порядка 500 самолётов.
поскакал
летит
вокруг гуляли грозовые тучи и я очень боялся,что шоу не будет,но британские летчики не из пугливых..
на фоне темных облаков
здесь он взлетал с чистым крылом,а на закрылках 15 дистанция до препятствия 15 метров составляет 411 метров,посадочная дистанция чуть больше
Народу было немного,а билеты по моему порядка 20 фунтов,хотя могу и ошибаться.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
самолет неплохо летал для своих 145 сил
Фото 27.
сваливается самолет на скоростях от 43 до 49 узлов соответственно при диапазоне закрылков от полных до убранных
основные фигуры самолет делает на скоростях от 110 до 130 узлов
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
атакует
Фото 35.
Фото 36.
Фото 37.
шасси как вы успели заметить не убираемые
если летает один пилот,то он из соображений центровки должен работать в передней кабине
Фото 40.
Фото 41.
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
Немного полетов парой
это они собрались в кучу и делают вираж
на земле был достаточно сильный,порывистый ветер
самолет летает на бензине с октановым числом 80
собрались
на двигателе установлен двухлопастной винт фиксированного шага
запас топлива у 22 модели всего 18 галлонов
ограничения по перегрузкам 6g при полной массе не более 2100 фунтов
сгруппировались
эти самолеты использовались в том числе и для буксировки планеров
Фото 55.
Фото 56.
максимальная разрешенная скорость: 173 узла
Фото 58.
Фото 59.
тут и птичка хотела пристроиться
Фото 61.
Фото 62.
Фото 63.
Фото 64.
Фото 65.
Фото 66.
Фото 67.
Фото 68.
ну и заход на посадку
на прямой,
закрылки выпускают:
до (l5°): на 93 knots
между половиной и полными (30°) на 71 knots
на прямой скорость 64 узла
Фото 72.
касание
Фото 74.
и после посадки разворот и проезд мимо зрителей
я еще поищу,но пока имя пилота установить не удалось
Фото 77.
Фото 78.
Модификации :
DHC-1A-1 самолет, построенный в Канаде с двигателем Gipsy Major 1С, частично годный для высшего пилотажа; получил обозначение Сhipmunk T.Mk 1 в канадских ВВС.
DHC-1A-2 самолет с двигателем Gipsy Major 10, частично годный для высшего пилотажа.
DHC-1В-1 самолет с двигателем Gipsy Major 1С, полностью годный для высшего пилотажа.
DHC-1В-2 самолет с двигателем Gipsy Major 10, полностью годный для высшего пилотажа.
DHC-1В-2-S1 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для египетских ВВС.
DHC-1В-2-S2 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для ВВС Таиланда.
DHC-1В-2-S3 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для канадских ВВС и под обозначением Сhipmunk T.Mk 2.
DHC-1В-2-S4 самолет, построенный в Канаде для Чили.
DHC-1В-2-S5 самолет с двигателем Gipsy Major 10 для канадских ВВС.
Сhipmunk T.Mk 10 самолет, построенный в Британии, с двигателем Gipsy Major 8; выпущено 735 машин.
Сhipmunk Mk 20 экспортный вариант самолета Сhipmunk T.Mk 10 с двигателем Gipsy Major 10 второй серии (выпущено 217 машин).
Сhipmunk Mk 21 гражданский вариант самолета Сhipmunk Mk 20, (выпущено 28 машин).
Сhipmunk Mk 22 модификация самолета Сhipmunk T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20.
Сhipmunk Mk 22А модификация самолета Mk 22 с дополнительными топливными баками.
Сhipmunk Mk 23 два одноместных модифицированных самолета Сhipmunk T.Mk 10 с силовой установкой от Mk 20 и с сельскохозяйственным разбрызгивающим оборудованием.
Aerostructures Sundowner один модифицированный в Австралии самолет Сhipmunk с двигателем Avco Lycoming O-360 мощностью 180 л.с., топливными баками на концах крыла, фонарем кабины улучшенного обзора и металлической обшивкой крыла.
Masefield Variant вариант компании Bristol Aircraft самолетов Сhipmunk Мк 20, 21, 22 и 22А со сбрасываемым фонарем, багажным отсеком в крыле, обтекателями шасси и увеличенным запасом топлива.
Sasin SA-29 Spraymaster несколько австралийских модификаций Сhipmunk Mk 23.
Super Сhipmunk самолет для высшего пилотажа с двигателем Avco Lycoming GO 435 мощностью 260 л.с., модифицированными несущими поверхностями и убирающимся шасси.
Turbo Сhipmunk Сhipmunk Mk 22A с турбовинтовым двигателем Rover 90 мощностью 116 л.с.
ЛТХ
Экипаж: 2, курсант и инструктор
Длина: 25 ft 5 in (7.75 m)
Размах крыла: 34 ft 4 in (10.47 m)
Высота: 7 ft in (2.1 m)
Площадь крыла: 172 ft² (16.0 m²)
Вес пустого: 1,517 lb (646 kg)
Загруженный вес: 2,014 lb (953 kg)
Макс взлетный вес: 2,200 lb (998 kg)
Двигатель: 1 × de Havilland Gipsy Major 1C, 145 hp (108 kW)
Макс скорость: 120 kn, 138 mph на уровне моря (222 km/h)
Крейсер: 90 kn
Дальность: 225 NM (445 km)
Высота: 15,800 ft (5200 m)
Скороподъемность: 900 ft/min (274 m/min)
Нагрузка на крыло: 11.709 lb/ft² (57.82 kg/m²)
Тяговооруженность: .072 hp/lb (.113 kW/kg)
Фото 185.