Shenyang J-6 (кит. трад. 殲撃六型, упр. 歼撃六型, пиньинь: Jiān jī liù xíng, палл.: Цзянь цзи лю син или 歼-6, Jiān-6, J-6, буквально Истребитель модель 6; экспортное обозначение - F-6, Код НАТО: Farmer) - истребитель МиГ-19, производившийся по лицензии в Китае. Самый массовый истребитель ВВС Китая.
Airshow China 2012 все,что у меня есть о Shenyang J-6 Музей ПВО: памятник МиГ-19 , и в музее Дейтона Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Shenyang J-6 ,бортовой номер 60549 заводской 60606 и никакой другой информации об этом самолете я не нашел...
Крупнейшим производителем МиГ-19 стала КНР. По ряду оценок, Китай до 1986 года построил более 4000 таких машин, включая учебно-тренировочные.
Китайские инженеры смогли доработать истребитель, сделав его надежным и неприхотливым. Самолет широко поставлялся на экспорт, стал одним из самых распространенных сверхзвуковых истребителей планеты и заслужил отличную репутацию в многочисленных локальных конфликтах.
А началась история китайского МиГ-19 в 1957 году, когда между СССР и КНР был подписан договор о лицензионном выпуске МиГ-19П (J-6) и его двигателя РД-9Б (WP-6).
Чуть позже стороны заключили аналогичное соглашение по МиГ-19ПМ, а в конце 1959 года, перед самым разрывом отношений между странами - по МиГ-19С. СССР передал техдокументацию пять разобранных МиГ-19П. Участие в производстве советских специалистов не предусматривалось.
В марте 1958 года авиазавод в Шеньяне приступил к сборке истребителей. Первый самолет, пилотируемый Ван Юхаем, взлетел 17 декабря 1958 года. Из-за низкого уровня производства первый J-6 полностью китайской постройки летчик By Кемин поднял в воздух лишь 30 сентября 1959 года.
Особенно большим количеством дефектов отличались двигатели WP-6, технологически слишком сложные для авиапромышленности КНР.
Лишь в конце 1960 года их качество довели до приемлемого уровня. В мае 1958 года в КНР провозгласили политику большого скачка, что подразумевало в том числе и резкое увеличение выпуска вооружений. МиГ-19П был слишком сложной машиной, поэтому его сборку перевели на менее мощный Наньчаньский авиазавод, а освободившиеся цеха в Шеньяне отвели под постройку более простого МиГ-19С (также обозначавшегося J-6).
Однако в Наньчане ни один МиГ-19П так и не собрали, сосредоточив усилия на освоении МиГ-19ПМ (J-6A). Из СССР в марте 1959 года доставили пять комплектов для сборки лидерных машин, первую из которых Ван Юхай облетал 28.09.1959 года.
Освоение на заводе самолета шло тяжело, за два года в Наньчане выпустили всего 7 перехватчиков, после чего программу заморозили. В 1974 году работы по J-6A возобновили, возможно, используя албанские МиГ-19ПМ. Испытания завершились в 1976 году и, начиная с 1977 года, была построена малая серия перехватчиков, вооружение которых состояло из четырех ракет PL-1 (китайский аналог РС-2УС).
С декабря 1963 года в Шеньяне началась поточная сборка J-6. По данным зарубежных источников, до завершения выпуска в 1986 году ПВО КНР получила около 800 таких машин, ВВС - более 1200, а авиация ВМФ - более 300.
J-6 первых серий почти не отличались от поздних МиГ-19С (с увеличенным форкилем), разве что пилоны для блоков НУРС переместили на переднюю кромку крыла, резервный ПВД у козырька фонаря кабины - с левого на правый борт (на некоторых машинах сохранилось исходное расположение) и уменьшили до двух с каждого борта количество воздухозаборников на фюзеляже под ГО.
Самолеты поздних серий имели своеобразную визитную карточку -контейнер тормозного парашюта в основании киля. Экспортные варианты J-6 обозначались F-6 и по желанию покупателя комплектовались различным оборудованием.
Например, заказанные Пакистаном F-6 оснащались двумя направляющими для ракет класса воздух-воздух А1М-9 Sidewinder и катапультными креслами Martin-Baker k.PKD 10. На пакистанском авиаремонтном заводе в Камра для них разработали подфюзеляжный конформный ПТБ, использование которого позволило освободить для вооружения крыльевые пилоны.
В 1966 году на базе J-6 был создан фронтовой разведчик JZ-6. С 1967 года он выпускался небольшой серией. В 1971 году два самолета переоборудовали в высотные разведчики, а в 1976 году появился универсальный вариант для высотной и низковысотной разведки, оснащенный дополнительными камерами для съемки в инфракрасном диапазоне.
В середине 60-х гг. максимальная скорость 1450 км/ч считалась уже недостаточной. Улучшая J-6, китайские инженеры создали истребитель J-6III. Его прототип поднялся в воздух 6.08.1969 г. самоолет оснастили усовершенствованными двигателями WP-6A, крылом меньшего размаха с более широкой хордой и воздухозаборником с центральным конусом, диапазоне средних высот J-6III имел преимущества над J-6 в скорости полета и маневренности.
Было выпущено несколько сотен таких машин, которые в эксплуатации проявили себя с самой худшей стороны, результате заводу-изготовителю пришлось вводить огромное количество доработок, в серийной постройке остался лишь J-6.
В СССР спарка МиГ-19 если и существовал, то лишь в эскизах и чертежах, а для подготовки пилотов использовались МиГ-15УТИ. В КНР J-6 стал основной машиной ВВС, и вопрос о его учебном варианте приобрел особую остроту.
В октябре 1966 года Минавиапром КНР сформулировал задание на постройку учебно-боевого истребителя JJ-6. 6 ноября 1970 года такой самолет выполнил первый полет, и с декабря 1973 по конец 1986 Шеньянский авиазавод выпустил 634 JJ-6 (включая экспортные FT-6).
Наиболее радикальной модификацией J-6 стал ударный самолет Q-5 (А-5), имеющий боковые воздухозаборники, доработанное вертикальное оперение, крыло увеличенной площади и новую носовую часть. Изменился состав вооружения и целевого оборудования.
F-6 и его учебно-тренировочный вариант FT-6 широко экспортировались в страны третьего мира.
Первой из них стал Пакистан, получивший с декабря 1965 по март 1966 60 F-6 и в 1978 году еще - 125 (40 самолетов передано ВВС Бангладеш).
40 машин получили ВВС ДРВ, 100 - КНДР, 16 - Кампучии, 40 - Ирака (при посредничестве Египта), 24 -Ирана, 12 поставлено в Танзанию, 12 - в Замбию, 9 -в Судан, 70- в Албанию, около 50 - в Сомали, еще около 100 F-6 закупил Египет, которые поступили в две авиабригады.
В КНР, КНДР, Албании, Египте, Иране, Ираке, Пакистане и Бангладеш F-6 продолжают оставаться на вооружении, и не исключено, что эта версия МиГ-19 еще встретит полувековой юбилей своей карьеры.
С середины 1960 годов J-6 стали основным средством защиты воздушных границ КНР. С 1964 по 1971 год летчики ВВС и авиации ВМФ Китая на J-6 уничтожили 21 нарушителя, в том числе: два А-6 Intruder, два RF-101 Voodoo, по одному F-104C Starfighter и A-3 Skywarrior.
В период ухудшения обстановки на советско-китайской границе J-6 неоднократно залетали на 1 -1,5 км вглубь территории СССР.
Своеобразной боевой деятельностью летчиков КНР стало их дезертирство в соседние страны. С J-6 связано шесть таких инцидентов: пять на Тайвань и в Южную Корею и один в СССР.
Если в первых случаях беглецы получали политическое убежище, денежное вознаграждение до 1,2 млн. USD и воинское звание гоминьдановских ВВС на ступень выше, чем в НОАК, то перелетевший в СССР летчик был выдан властям КНР.
Крупнейшим конфликтом с участием F-6 стала индо-пакистанская война декабря 1971 года. К ее началу эти самолеты состояли на вооружении 15-й, 19-й и 25-й эскадрилий ВВС Пакистана. Истребители применялись как для ударов по наземным целям, так и в воздушных боях.
Всего, по официальным пакистанским данным, на F-6 были сбиты: 1 МиГ-21, 6 Су-7Б, 2 Хантера и повреждено еще четыре индийских самолета.Признавалась потеря четырех F-6: одного в воздушном бою и трех от наземной ПВО (одного из них от своей). ВВС Индии заявили об уничтожении восьми F-6 и не признали сбитым в схватках с истребителями ни один Су-7Б.
Ну и рассматриваем детали этого самолета.
Общий вид слева
Одноместная кабина с катапультным креслом
Носовая стойка и серийный номер на створке.
Регистрационный номер на борту.
30-мм пушка Type 30-1 (HР-30)
Это видимо связано с двигателем.
Крыло
И общий вид красавца...
ЛТХ:
Модификация J-6
Год принятие на вооружение 1961
Размах крыла, м 9.20
Длина, м 14.90
Высота, м 3.88
Площадь крыла, м2 25.00
Тип двигателя 1 ТРД Liming (LM) Wopen-6 (Р-9БФ-811)
Тяга , кН
нефорсированная 1 х 25.49
форсированная 1 х 31.87
Топливо во внутренних баках, кг 1687 кг
в ПТБ 2 ПТБ 1140 или 760 л
Максимальная скорость, км/ч 1700 (М=1.59)
Крейсерская скорость, км/ч 950
Практическая дальность с ПТБ, км 2200
Боевой радиус действия, км 685
Максимальная скороподъемность, м/мин 9150
Практический потолок, м 17900
Вооружение: три 30-мм пушки Type 30-1 (HР-30)
Боевая нагрузка - 500 кг на 4 узлах подвески
2 УР воздух-воздух PL-2 (PL-7)
2х 250 кг бомбы или
8х 212-мм НУР или 2 ПУ 8(16) х 55 мм НУР