Hawker Siddeley HS 121 Trident (изначально de Havilland D.H.121 и Airco DH 121) - британский реактивный авиалайнер для линий малой и средней протяженности.Это был первый самолет с Т образным хвостовым оперением и задним расположением трех реактивных двигателей. Разработан предприятием «de Havilland», серийно производился предприятием «Hawker Siddeley» в середине 1960-х - начале 1970-х. Выпуск составил 117 самолетов в пяти модификациях. Самолет был оборудован весьма передовой для своего времени авионикой и стал первым авиалайнером, способным выполнить полностью автоматическую посадку (с 1965 года в оценочном режиме, а с 1966 - и на регулярных рейсах). Следующий лайнер («Локхид Тристар») был допущен к автоматическим посадкам только к середине 70-х годов.
Всего 12 бортов было поставлено в Китай
Airshow China 2012Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
В этом музее мы увидим два таких самолета,первый: 2188,DH-121 TRIDENT Srs.2E, 50055,CHINA AIR FORCE B-269
Основными эксплуатантами самолета были авиакомпании «British European Airways», «British Airways», «CAAC», «Cyprus Airways». Самолет был выведен из эксплуатации на линиях «Бритиш Эйруэйз» в начале - середине 1980-х. В Китае самолеты «Трайдент» авиакомпании «Эйр Чайна» эксплуатировались до 1990-х годов.
В июле 1956 года, авиакомпания «British European Airways» объявила конкурс на разработку ближне- и среднемагистрального реактивного пассажирского авиалайнера второго поколения. К самолету предъявлялись следующие требования: скорость 975-990 км/ч, пассажировместимость 70 человек при дальности порядка 1600 км и массе около 46 т; самолет должен был иметь возможность эксплуатации с ВПП длиной 1800 м и иметь больше двух двигателей.
Прототип D.H.121, предложенный компанией «de Havilland», был выбран «British European Airways» как победитель конкурса в феврале 1958 года. Прототип имел три двигателя (каждый со своей автономной гидравлической системой), что удовлетворяло требованиям конкурса, пассажировместимость 111-140 человек, и дальность до 3330 км.
Впоследствии, однако, по ряду причин (в основном маркетингового плана), заказчик изменил свои требования в сторону уменьшения потребных характеристик самолета. Окончательный вариант самолета получил пассажировместимость 75-90 человек, дальность до 1500 км, массу 48 тонн. В таком виде 24 августа 1959 года, 24 первых экземпляра машины были заказаны компанией «British European Airways». Название «Трайдент» (трезубец) было обнародовано на авиасалоне в Фарнборо в сентябре 1960 г. и отражало трёхдвигательную конфигурацию самолета и гидравлическую систему с тройным резервированием.
Произошедшее в конце 1950-х годов укрупнение и слияние ведущих британских авиастроительных компаний привело, в частности, к поглощению «de Havilland» компанией «Hawker Siddeley». В серийном выпуске самолету было присвоено обозначение «Hawker Siddeley HS 121 Trident».
Самолет «Trident» был выполнен по схеме цельнометаллического низкоплана со стреловидным (35°) крылом, и тремя двигателями «Rolls-Royce Spey» в задней части фюзеляжа (два из них по бокам фюзеляжа, третий - в хвостовой части с воздушным питанием от S-образного воздуховода с заборником у киля). В одной из модификаций устанавливался дополнительный четвёртый двигатель (бустер) с отдельным воздухозаборником.
Самолет был одним из самых быстрых дозвуковых авиалайнеров, регулярно выполняя рейсы с крейсерской скоростью 965 км/ч. Допустимая скорость снижения в штатных условиях была установлена в 23 м/с; при необходимости аварийного снижения имелась редкая для коммерческих самолетов возможность включать реверс тяги в воздухе (модель 1С) - и использовать реверс (на полной его мощности) вплоть до касания и полной остановки самолета на полосе, что значительно сокращало пробег.
Приборное оборудование самолета было весьма совершенным для своего времени и включало в себя систему автоматической («слепой») посадки. Система обладала возможностью автоматического управления самолетом на всех стадиях посадки (подход к ВПП, выравнивание, касание, уход с полосы на рулежную дорожку). Первая посадка в таком режиме была выполнена 10 июня 1965 года, а первая такая посадка в условиях нулевой видимости на регулярном пассажирском рейсе - 4 ноября 1966 года. Кабину подобного самолета мы рассмотрим на примере борта из Даксфорда чуть позже.
Возможность слепой посадки была особено важна в Великобритании, где в аэропортах часты туманы. С появлением самолетов «Trident» аэропорты, оборудованные системой ILS, получили возможность принимать эти самолеты независимо от видимости в аэропорту.
на фоне нашего Ил-18
Второй борт: 2130, DH-121 TRIDENT Srs.2E,50051,CHINA AIR FORCE B-232
Среди других нововведений в приборном оборудовании, на самолете (в кабине пилотов) была установлена подвижная карта, на которой отображалась трасса полета и текущее положение самолёта (вычисляемое из данных курса полета и показаний доплеровской навигационной системы).
общий вид
ниша уборки носовой стойки
необычная конструкция носовой стойки,которая смещена в сторону от оси самолета
выглядит это так
Основные производственные серии
Trident 1C - первая серия для British European Airways, построено 24
Trident 1E - модель с увеличенной пассажировместимостью, улучшенными двигателями, были установлены предкрылки. Построено 15.
Trident 2E - аналогична модели 1Е, с установленной системой автоматической посадки Triplex, построено 50
Trident 3B - удлинённый вариант 2Е,с увеличенной пассажировместимостью до 180 пассажиров, с дополнительным двигателем 1 RB.162, построено 26
Super Trident 3B - с увеличенной на 692 км дальностью, построено 2
Единиц произведено 117
Летно-технические характеристики (модификация 2Е)
Экипаж: 3
Пассажировместимость: 115
Длина: 35 м
Размах крыльев 28,9 м
Высота: 8,3 м
Масса пустого: 33 475 кг
Максимальная взлетная масса: 64 636 кг
Силовая установка: 3 × Rolls-Royce RB.163-25 Spey 512, тяга 53,1 Кн каждый
Крейсерская скорость: 959 км/ч
Дальность: 4345 км
Практический потолок: до 11 000 м.