Еще немного Киевского авиационного музея. Ил-18А,этот красавец самолет аккуратно притулился в углу на территории музея.Это третий опытный/первый серийный Ил-18.На его борту красуется СССР-75634.В эксплуатации с 26 октября 1957 г.в Аэрофлоте. До 1959 г. носил номер Л5811(или же Л5818?) и название «Москва»
Самолет был передан в Киевский институт гражданской авиации 1 октября 1965 г с налетом 1926ч/3499 пос. Сегодня самолет находится в национальном музее авиации Украины.
Команда ребят восстановивших Ил-14 мечтает получить в свои умелые ручки Ил-18 и поднять его в воздух. А вдруг получиться?
Киевский авиамузей (Жуляны) Киевский авиамузей часть 7 : Ил-14,Ил-18,Ил-76,Ил-86 тут мы уже видели этот самолет
Музей ВВС Китая ч.3: самолеты Мао Цзедуна тут Ил-18 Мао Дзедуна.
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
сайт russianplanesДля меня Ил-18 родной самолет. В качестве пассажира я на нем налетал невесть сколько часов. Рейс Петропавловск-Камчатский-Хабаровск. В самолете разносили зеленые помидоры против укачивания,то ли соленые,то ли маринованные. И реально помогало. Таких воздушных ям над морем как на Ил-18 я не помню более ни на одном самолете:-)))Поэтому все средства в борьбе с укачиванием были хороши,весь салон порой летел склонившись к пакетикам... А уж какой у него благородный звук.После появления Ил-62М постепенно народ перешел на прямые рейсы ПК-Москва и Ил-18 постепенно сошел на нет.
Самолет выпускался серийно с 1959 по 1978 год на заводе № 30 «Знамя труда», расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Заводской номер нашего борта 18.7.0.001.01.Серийный номер 001-01.
Немного истории:
1957.10.26 Ил-18А 001 Россия (СССР) - ВВС летал (2 акдон. Возможно, носил бортовой CCCP-33569.)
1958.01 Ил-18А СССР-Л5818 Россия (СССР) - МАП → ГосНИИ ГА (МАП)
1958.06.18 Ил-18А СССР-Л5818 Россия (СССР) - МАП → КБ Ильюшина
1958.10.11 Ил-18А СССР-Л5818 Россия (СССР) - МАП → ГосНИИ ГА (МАП)
1960.06.23 Ил-18А CCCP-75634 Аэрофлот - МГА СССР → УУЗ - Управление Учебных Заведений → УШВЛП (УЦ ГА СЭВ, УВАУГА) все еще летал
1965.09.04 Ил-18А CCCP-75634 Аэрофлот - МГА СССР → УУЗ - Управление Учебных Заведений → Киевский ИИ ГА (КАИ, КИ ГВФ, КМУ ГА) на хранении
1966 был списан подчистую
2003 Киевский авиационный музей ,на хранении.
На первых самолетах Ил-18 были установлены и опробованы два типа двигателей: НК-4 и АИ-20. Государственные и эксплуатационные испытания проведены с обоими двигателями, в результате был принят двигатель АИ-20 как более надежный.На нашем самолете изначально стоял НК-4 и лишь в 1959 году он был заменен на АИ-20.А вот интересно,НК-4 в итоге где нибудь применялся?
В самолете Ил-18 применили герметичный фюзеляж с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, обеспечивавшими нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полета.Я так понимаю это был первый герметичный пассажирский самолет КБ?
Шасси трехопорное. Основные опоры, расположенные на крыле в продолжении гондол внутренних двигателей, имеют тележки с четырьмя тормозными колесами. Передняя управляемая опора, расположенная в носовой части фюзеляжа под кабиной экипажа, снабжена двумя колесами. Все опоры убираются вперед по полету в специальные отсеки. Для повышения безопасности и разгрузки летчика все операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы: при нажатии кнопки начинают открываться створки отсеков, выпускаются опоры и створки вновь закрываются, защищая отсек от загрязнения при движении по земле.
В носовой части фюзеляжа установлен радиолокатор, предупреждающий о встречающихся препятствиях (горы, высотные здания и пр.), встречных самолетах и грозовых фронтах. При помощи этого локатора можно решать также некоторые навигационные задачи.Из-за характерной формы обтекателя РЛС самолёт среди лётчиков получил прозвище «Дельфин».
Самолет оснащен пилотажно-навигационными системами, позволяющими выполнение полетов и посадки в условиях плохой видимости и в сложных метеоусловиях. Ил-18 - первый отечественный самолет, на котором была отработана система автоматического захода на посадку, созданная на базе директорной системы и автопилота, обеспечившая дальнейшее повышение безопасности полета и способствующая появлению бортовой системы автоматического управления, которой в дальнейшем были оснащены и другие самолеты Аэрофлота, а самолет Ил-18 первым из отечественных самолетов получил сертификат на посадку в условиях посадочных минимумов первой категории (высота принятия решения 60 м, дальность видимости на ВПП 800 м);
Надежная и эффективная электротепловая противообледенительная система обеспечивает безопасность полета в условиях обледенения. От обледенения защищены носки крыла и оперения, обтекатели и лопасти винтов, воздухозаборники двигателей и радиаторов системы кондиционирования, стекла кабины экипажа
Крыло не стреловидное с удлинением 10 и сужением 3. Аэродинамическая компоновка крыла обеспечила высокие для того времени скоростные характеристики самолета и хорошие характеристики устойчивости, безопасности полета на больших углах атаки. При уменьшении скорости полета до скорости срыва (171... 185 км/ч в зависимости от полетной массы 52...61 т) самолет опускает нос и вновь набирает скорость, при этом обеспечена достаточная эффективность органов управления.
Герметичная часть фюзеляжа имеет длину 28 м (включающая кабину экипажа и пассажирскую кабину) на большей своей части имеет цилиндрическую форму с круглым сечением (диаметр 3,5 мм). Она заканчивается сферическим днищем, а начинается полусферой с встроенным фонарем кабины экипажа, ниже которой расположен негерметичный отсек передней опоры шасси.
Почему на таких достаточно скоростных машинах лобовое стекло стоит почти вертикально? Неужели это не создает лишнего сопротивления или удобство экипажа гораздо важнее или есть еще какие то аргументы за это?
Управление самолетом ручное. Приемлемые для летчиков нагрузки на штурвал и педали достигнуты благодаря тщательному подбору осевой компенсации рулей и элеронов, установке сервокомпенсатора и загрузочных пружин на руле направления. В управление включены рулевые машины автопилота. Управление жесткое, для изготовления тяг использованы трубы из алюминиевого сплава. Гидросистема обеспечивает выпуск и уборку шасси, торможение колес, поворот передней опоры, включение механизмов флюгирования винтов и работу стеклоочистителей. Самолет Ил-18, находился в эксплуатации более 20 лет.
Двигатели АИ-20 снабжены четырехлопастными автоматическими винтами АВ-68И диаметром 4,5 м.
Ил-18А (производства 1957 г.) был рассчитан на 75 пассажирских мест или 12 т коммерческого груза и имел два салона на 10 и 65 мест соответственно, разделенных буфетом с выходными дверями в начале первого и в конце второго салонов. Двери в самолет приоткрыты,тк очень влажно и жарко и цветет плесень.
Модификации :
Ил-18 первая прототипы на 75 пассажиров.
Ил-18А - первые серийные самолёты с двигателями НК-4. Из-за ненадёжной работы двигателя с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А с двигателями НК-4 была прекращена. Позднее все они были переоборудованы в самолёты Ил-18Б.
Ил-18Б - (1958-1959 гг.) отличается от Ил-18А увеличением максимального коммерческого груза с 12 до 14 т и максимальной взлетной массы с 58 до 61,2 т с одновременным усилением элементов шасси и крыла при сохранении компоновки салонов.Самолёты с двигателями АИ-20, стали поступать в Аэрофлот с начала 1959 г. В 1958-1959 гг. построено 64 машины.
Ил-18В (1960-1965 гг.) перекомпонованы пассажирские салоны и перенесены входные двери в вестибюли, разделяющие пассажирскую кабину на три салона с числом мест 20, 55 и 14 соответственно. В переднем вестибюле в зоне винтов размещены гардеробы и туалеты, в заднем - буфет. В 1963-1964 гг. на самолете было установлено дополнительное и улучшенное пилотажно-навигационное оборудование..
Ил-18И самолет с более мощными двигателями АИ-20М, увеличенным запасом горючего и салоном на 122 пассажира.
Ил-18Е - серийный вариант Ил-18И без увеличения запаса горючего. машина с увеличенным числом мест (до 100…110) и доработанной системой кондиционирования, также улучшена отделка салонов. В 1965-1966 гг. было выпущено 23 машины.
Ил-18Д - (1965-1969 гг.) отличается увеличенной максимальной дальностью полета (до 6500 км), полученной вследствие размещения дополнительных емкостей топлива в подфюзеляжной части центроплана и соответственно увеличения взлетной массы самолета с 61,2 до 64 т и замены двигателей АИ-20К двигателями АИ-20М. Одновременно на самолете была установлена бортовая система управления заходом на посадку.было построено 122 Ил-18Д.
Ил-18ДОРР вариант Ил-18Д для разведки рыболовецких промыслов.
Ил-18Т грузовой транспортный вариант.
Ил-20 самолёт РЭБ
Ил-22 летающий командный пункт на базе Ил-18.(выпущено в 1970-1980-х годах около 30 штук)
Ил-24 самолёт ледовой разведки на базе Ил-18Д.
Ил-38 противолодочный
Ил-18 «Салон» - самолёты для специальных перевозок высокопоставленных государственных деятелей. Самолётами этой модификации неоднократно пользовались Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Ил-18 «Салон» (бортовой номер СССР-75717) 14 апреля 1961 г. доставил в Москву Ю. А. Гагарина после его исторического полета в космос. По заказам «Аэрофлота» и зарубежных авиакомпаний были разработаны 10 вариантов компоновок салонов (заводские индексы: «13А», «22А», «29А», «39А»). В 1956-1969 гг. в варианты «Салон» были переоборудованы около 20 самолётов Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
Всего было построено 719 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные - специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38).
ЛТХ:
Модификация Ил-18Д
Размах крыла, м 37.42
Длина самолета,м 35.90
Высота самолета,м 10.17
Площадь крыла,м2 140.0
Масса, кг
пустого самолета 35000
максимальная взлетная 64000
Внутреннее топливо, л 22700 + 7300 опционально в баках на концах крыльев
Тип двигателя 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М
Мощность, л.с. 4 х 4252
Максимальная скорость, км/ч 685
Крейсерская скорость, км/ч 625
Практическая дальность, км 6500
Дальность действия, км 3700
Практический потолок, м 10000
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка: 120 пассажиров или 13500 кг груза