Первый день в Архангельске ознаменовался тренировочным полетом над Северодвинском. Надо было пристреляться к площади, над которой будет проходить представление в день ВМФ.
Пилотажная группа "Первый полет" А пока мы готовимся к полету на аэродроме Уйма, что на берегу Северной Двины.
Ангары на аэродроме.
Наконец сюда прибыл на машине Александр Чеснейший.
Но вот время тренировки. Дмитрий Самохвалов уехал в Северодвинск, чтобы руководить нами с земли. Мы же вылетаем с Уймы на ИАРе вместе с Константином Боровиком.
Летим над Северной Двиной.
Мне удается немного пофотографировать, пока самолетом управляет Костя.
Дорога на Северодвинск?
Подходим к Краснофлотскому мосту («новый мост») - автодорожному мосту через Северную Двину в Архангельске. Мостовой переход проходит через левую протоку Северной Двины, остров Краснофлотский и затем правую протоку Северной Двины.
Протока Северной Двины.
Регион-лес.
Перед нами открывается Архангельск.
Он остается у нас справа.
Ломоносовский округ, центральная часть города.
Набережная и отель, в котором мы живем.
Крупнее.
Справа виден огромный песчаный пляж.
Более общий вид.
А мы продолжаем движение в сторону Северодвинска.
Вот он перед нами прямо по курсу. Вот и попробуйте сходу определить куда лететь и главное так, чтобы выйти в точно назначенное время, с нужной скоростью и высотой?
Пространства между Архангельском и Северодвинском.
Занимаем зону ожидания над озером Забориха.
Северодвинск (до 15 сентября 1957 года - Молотовск) - город в Архангельской области России, административный центр муниципального образования «Северодвинск». Основан в 1936 году как рабочий посёлок Судострой, рядом с Николо-Корельским монастырём, получил статус города в 1938 году.
В 2016 году получил статус «Города трудовой доблести и славы» присвоенным Межгосударственным Союзом Городов-Героев. Также носит государственное почётное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести», согласно Указу президента Российской Федерации от 20 мая 2021 года № 304 «О присвоении почётного звания Российской Федерации „Город трудовой доблести“».
Распоряжением правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года № 668-р «Об утверждении перечня моногородов» город Северодвинск включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией». Северодвинск официально отнесён к районам Крайнего Севера.
А мы по команде начинаем заход на центральную площадь города, где будет проходить парад. По проспекту Ленина мы выходим на площадь Победы.
Слева дом Корабела.
Проспект Ленина является центральной улицей города. Здесь на пересечении с еще одной центральной улицей Северодвинска - улицей Советской,- расположилась площадь Победы, которая с трех сторон очерчена четким каре величественных «сталинок».
На площадь выходит здание Дома корабела (ранее - Дворца культуры имени Ленинского комсомола), в котором располагается спортивный корпус с бассейном, клубный корпус и зрительный зал на 660 посадочных мест. Здание строилось во второй половине 50-х - первой половине 60-х годов, находится в ведении судостроительного завода «Севмаш».
Два его фасада, выходящих на площадь, украшают витражи, которые в вечернее время благодаря подсветке играют множеством оттенков. Эти витражи были выполнены в рекордно короткие сроки -за несколько месяцев 1977 года. Для их установки на белорусском заводе «Неман» было заказано 12 тонн хрустального стекла, которые затем заключили в бетонную и металлическую оправу по эскизам художников-монументалистов г. Москвы, работавшим под руководством Владимира Петровича Горюшкина. Витражи на каждом фасаде занимают около 100 кв.м.
В центре площади в 1988 году (одним из последних в Советском Союзе) был установлен памятник В.И. Ленину работы скульптора Э.М. Агаяна и архитекторов С.И. и Н.А. Соколовых. Когда задумывали этот памятник, хотели сделать его монументальным, достаточно помпезным: только площадь основания закладывалась в 500 кв.м. Ее предполагали сделать из гранита, но этот план упростили - наступило время «перестройки».
Площадь Победы на протяжение многих десятилетий является местом для проведения всех основных городских праздников:здесь ставят городскую новогоднюю елку, 9 мая по ней проходит торжественное шествие личного состава войск Северодвинского гарнизона. Тут назначают встречи, любят гулять жители и гости города. В утренние часы по проспекту идет рабочая смена на завод. Еще в 1970-е годы проспект Ленина в районе площади получил народное название «брод» (от англ. «brodwey»).
Мы делаем вираж над площадью.
Крупнее.
Фото 53.
А там уже Белое море.
Вид на Никольское устье.
Парк культуры и отдыха.
В Северодвинске живет порядка 157 тыс человек.
Общий вид.
Такая вот тут застройка в центре.
Поскольку город располагается на болотистой местности, на которую был намыт песок с моря, то при строительстве домов здесь активно проводится осваение площадок для фундаментов.
Жилые дома до 16 этажей (частные - 1 этаж); крупнопанельные, кирпичные, деревянные, монолитные; плотность застройки высокая, в том числе современные дома северодвинской серии 5- и 9-этажные.
В настоящее время в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России», для города стало актуальным малоэтажное (4-, 6-этажное) строительство домов как наиболее дешёвых по себестоимости и быстровозводимых.
Проходим над верфями.
Крупное судно.
Другой ракурс.
Еще.
И еще более общий.
Проспект Ленина, по которому нам и надо заходить на площадь.
Но вот тренировка завершена и мы снова на аэродроме Уйма. Следующий этап, это тренировочный полет с печатанием слов дымами. для меня это первый такой полет. Як-54 Ирины Марковой.
Пилотажная группа Первый полет представлена тут четырьмя самолетами: три Як-52 и один Як-54.
Общий вид.
Легкий брифинг.
Вид на самолеты с другой стороны. На улице 23 градуса тепла при 90 процентной влажности.
Анна Кацан, техник пилотажной группы и также пилот, но пока не в группе:-))
Константин Боровик готовит самолет к полету.
На Костю ложиться ответственность за правильность работы оборудования по печати слов дымами. Вот у него в руках основные мозги этой системы. они полетят со мной в самолете тк я полечу ведущим, как наименее опытный пилот в таких вопросах.
Антон Беркутов отдыхает полной грудью.
Винты.
Отдыхает и Александр Чеснейший.
Олег Шполянский, Антон Беркутов и Ирина Маркова.
Ждать ответственного полета тоже непростое дело....
После печатания слов я отхожу в сторону, а пилотажная группа тренирует свою пилотажную программу. А пока пешим по летному.
Непростое это дело.
Видео такой тренировки:
Click to view
Но вот тренировка в воздухе для меня завершена и я уже с земли пытаюсь сфотографировать заходящие на посадку самолеты.
А пока Як-52 и Як-54 Олега Шполянского и Ирины Марковой проносятся над нами.
Як-52 заходят на посадку один за одним.
Крупнее.
И еще.
Быстро и тренировано освобождают полосу.
Всем этим процессом руководит Александр Чеснейший.
Константин Боровик в кабине Як-52.
Очередной Як-52.
Под управлением Антона Беркутова.
Антон Беркутов в кабине Як-52.
Третий Як-52 на прямой.
Без шлема.
Олег Шполянский.
Костя контролирует весь процесс.
Олег Шполянский в кабине Як-52.
И наконец самое сложное: заход на посадку Ирины Марковой на Як-54.
Но все хорошо: опыт это великая вещь.
Фото 122.
Константин Боровик докладывает о закрытии плана.
Як-54.
Управление самолетами на земле порой похоже на танец.
Фото 127.
Еще немного. Полоса идет вдоль стоянки самолетов, поэтому всех надо поставить очень плотно и правильно.
На сегодня тренировки завершены, все прошло удачно....