Музей Воздухоплавания в Белграде: планер 20.Maj Čavka.

Jun 16, 2023 10:35

«Чавка» - одноместный учебный планер смешанной конструкции - в основном из дерева и ткани с неубирающейся амортизирующей лыжей для посадки. Он строился на заводе Utva в Панчево. Всего было построено более 200 планеров.


Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum.


Планер в музее это 20.Maj Čavka с номером YU-2227.


Во второй половине тридцатых годов прошлого века в Югославии произошло массовое развитие планеризма, но вместе с этим возникла проблема подготовки планеристов из-за нехватки планеров, взлетавших с помощью лебедки. Именно поэтому знаменитый конструктор Иван Шоштарич построил в 1939 году этот планер, который взлетал с помощью лебедки и буксировщика. До начала войны в 1941 году на авиазаводе «Утва» в Панчево было изготовлено десять экземпляров, а после Второй мировой войны серийно производился на нескольких авиазаводах, ремонтных центрах и аэроклубах Югославии.


«Чавка» представляла собой легкий планер смешанной конструкции (деревянно-тканевый). Его корпус имел форму деревянной балки, на переднем конце которой находилась кабина пилота с плексигласовым лобовым стеклом в гондоле. На другом конце фюзеляжа (балке) располагались горизонтальный и вертикальный стабилизаторы с рулями высоты и направления. Гондола, в которой располагалась кабина пилота, представляла собой деревянную конструкцию, обшитую деревянной фанерой. Исполнительные органы управления самолетом приводились в движение стальными тросами. Под гондолой находилась неподвижная лыжа с резиновыми амортизаторами, служившая шасси планера.


Центральная часть крыла была прямоугольной, а концы трапециевидными со скругленными концами, размещенными на верхней кромке фюзеляжа, так что планер являлся высокопланом. Несущая конструкция крыла была деревянной, с передней стороны покрыта деревянной фанерой, а задние кромки крыла и руль обтягивались пропитанным полотном. Профиль крыла Clark Y. Крыло поддерживается подкосами, один конец которых упирался в гондолу кабины пилота. Дополнительное усиление крыла прикрыто проволочными натяжителями. Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы сконструированы так же, как и крыло.


Этот планер выпускался в Утве до начала ВОВ и было изготовлено 4 экземпляра. После войны это был один из наиболее широко используемых планеров в аэроклубах Югославии. В Югославии он производился на следующих заводах: Utva Pančevo, LETOV Ljubljana, 20.Maj Skoplje, VTC Jastreb из Вршаца и в некоторых аэроклубах самостоятельной сборкой. Только в Федеральном авиационном центре во Вршаце (VTC Jastreb) было изготовлено 30 из 200 экземпляров этого планера. Хотя он был очень прост в изготовлении, но отличался исключительно хорошими летными характеристиками и простой техникой управления, на нем можно было выполнять элементарные элементы пилотажа. Особенно интересно оригинальное решение Шоштарича привязать стойку к крылу с помощью карданного подвеса, которое оказалось гораздо лучшим решением, чем жесткое соединение, которое до этого использовалось на других типах планеров.


В 1947 году планер «Чавка» принял участие в первом Югославском фестивале планерного спорта в Брежицах и занял 7-е и 9-е места в соревнованиях планеров: Комар, Соко, Саламандра, Орлик, Ястреб и Ждрал, что подтверждает его качество.


В течение 1955 года пять планеров этого типа были экспортированы в Грецию для нужд местных аэроклубов, чтобы начать планерное дело в этой стране. В период 1956-60 гг. они использовались в аэропорту Триполи на Пелопоннесе и запускались исключительно лебедкой, и неизвестное количество экземпляров было построено на их заводе KEA в Фалироне


Два экземпляра этого планера хранятся в Музее авиации в аэропорту «Никола Тесла» в Белграде, один экспонируется U-2227 производства 20 мая из Скопье, а другой находится в депо U-2127, изготовленный в Федеральном Авиационном центре из Вршаца.


В Словении в 1997 году одна Чавка регистрационный U-2183, изготовленная в Утве в 1954 году, восстановлена ​​и приведена в летное состояние, получила СЛГ и зарегистрирована под номером S5-1183 и находилась в Постояне


Одна Чавка сохранилась в Греции и находится в ангаре Афинского планерного клуба.


Хвостовое оперение.


ЛТХ:
Качество 1:16,5 при скорости 56,50 км/ч
максимальная скорость 110-120 км/ч
минимальная скорость 41,7 км/ч
Макс. скорость буксировки 110 км/ч
Макс. скорость лебедки 100 км/ч
минимальное снижение 0,90 м/с при скорости 52 км/ч
Размеры
размах крыла 12,70 м
длина 6,60 м
высота 2,00 м
площадь крыла 16,70 м²
удлинение 9.70
аэродинамический профиль крыла Clark Y
Макс. нагрузка на крыло; 12,30 кг/м²
масса
пустого 115 кг
полная 205 кг
водный баланс: не имеет

cavka, белград, планер, muzej yugoslovenskog ratnog vazduhoplovs, 2023

Previous post Next post
Up