СОКО J-20 Крагуй (ястреб-перепелятник) - югославский и сербский лёгкий штурмовик, спроектированный в Авиационно-техническом институте в 1962 году и производившийся на заводах СОКО в Мостаре. Состоял на активной военной службе с 1964 по 1989 годы, ныне используется в качестве учебного и участвует в показательных полётах. Строился для борьбы с авиацией противника в условиях партизанской войны, проектировался также и для борьбы с вертолётами. Всего было построено 85 самолетов.
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum. Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum. Самолет в постоянной коллекции это SOKO Kraguj/J-20 с номерами 30104/004. Самолет был списан в 1985 году, после чего попал в музей. В музее на хранении есть еще несколько экземпляров этого самолета.....
В годы Холодной войны в Югославии возникла потребность в создании специального самолёта, который мог бы себя эффективно проявлять в условиях партизанской войны. В случае потенциального военного конфликта и возможного уничтожения аэродромов ВВС Югославии подобный самолёт мог бы взлетать с короткой импровизированной травяной ВПП.
В начале 1960-х годов югославский Военно-технический институт (VTI) разработал для этих целей самолет P-2 Крагуй (P-2 Kraguj). Первый полёт самолёта состоялся 21 ноября 1962 года. Серийное производство началось в 1964 году. Производился в двух сериях на заводе фирмы SOKO в Мостаре: итого был собран 41 самолёт (14 в первой серии и 27 во второй). В ВВС Югославии самолет получил обозначение J-20.
J-20 - это цельнометаллический низкоплан с фиксированным шасси и высокорасположенной кабиной экипажа, обеспечивающtq хорошиq обзор пилоту. Силовая установка самолета состоит из одного шестицилиндрового двигателя Lycoming GSO-480-B1A6 мощностью 340 л.с. (254 кВт), приводящего в движение трехлопастной металлический ВИШ Hartzell HC-B3Z20-1/10151C-5.
Вооружение самолёта, которое по качеству значительно уступает современному вооружению, тем не менее, полностью отвечало требованиям технического проекта и предназначению самого самолёта. J-20 был вооружён двумя пулемётами калибром 7,7 мм, на подвесках ставилось ракетно-бомбовое вооружение. В состав последнего могли входить две неуправляемые ракеты калибром 127 мм, 24 ракеты калибром 57 мм (две пусковые установки), две зажигательные бомбы массой 150 кг или многочисленные малые бомбы массами по 2, 4 или 16 кг.
Всего компания SOKO построила около 85 самолетов, которые после 20 лет службы в югославских ВВС были списаны в 1990 году. Несколько уцелевших машин передали Национальной гвардии Словении. Но в июне 1991 года они были конфискованы ВВС Югославии после выхода Словении из состава федерации. Милиция боснийских сербов использовала Kraguj в ходе гражданской войны.
Пилот размещается в закрытой, отапливаемой и вентилируемой кабине с регулируемым креслом. Фонарь кабины сдвигается назад.
В настоящее время оставшиеся на службе самолёты используются в качестве учебных или участвуют в показательных полётах. J-20 являлись неотъемлемой частью авиации Территориальной обороны Югославии. Эти же самолеты были задействованы в съёмках фильма "Партизанская эскадрилья".
Самолет был специально разработан для полетов на малой высоте против видимых днем и ночью наземных целей на большой площади. Он был легко доступен для загрузки вооружением и снабжения через гибкую систему вспомогательных аэродромов, не требующих специальной подготовки, особенно в горных районах.
Под лобовым стеклом установлен прицел.
Югославские военные планировщики предполагали, что потенциальный агрессор сначала выведет из строя аэродромы. Поэтому J-20 Kraguj был разработан для взлета с коротких неподготовленных взлетно-посадочных полос, даже покрытых глубоким снегом, на лыжах. Его также называли «Партизанским самолетом».
Поток охлаждающего воздуха двигателя усиливается с помощью двух эжекторов специальной конструкции.
Втулка ВИШа.
Лобовое остекление кабины.
Kraguj P-2 предназначался для непосредственной поддержки наземных войск и мог использоваться для обучения пилотов визуальным дневным и ночным полетам, прицеливанию, стрельбе ракетами и бомбометанию наземных целей.
Удаление запотевания и обледенения лобового стекла осуществляется обдувом горячим воздухом.
Для выполнения боевых задач предусмотрена возможность внешней подвески бомб и двух 57-мм и двух 128-мм (ХВАР-5) реактивных систем залпового огня. С помощью переходников на подкрыльевых пилонах можно изменить конфигурацию вооружения с свободнопадающих бомб на многоствольные пусковые установки с двенадцатью 57-мм ракетами класса «воздух-земля». Могут быть установлены кассетные или грузовые бомбы или 128-мм ракеты класса «воздух-земля».
Постоянное вооружение состоит из двух крыльевых 7,7-мм пулеметов Colt-Browning Mk II с боезапасом по 650 патронов и коллиматорного прицела в кабине.
Это и есть эжекторы.
Всякие воздухозаборники на борту. Электропитание 28 В постоянного тока осуществляется от генератора мощностью 1,5 кВт и аккумуляторной батареи.
Фото 14.
Топливо общим объемом 240 литров содержащееся в двух резиновых баках, обеспечивало дальность полета в 350 морских миль в полностью вооруженной конфигурации самолета.
Общий вид.
Хвостовая стойка.
Фото 99.
Законцовка крыла.
Общий вид слева.
Фото 166.
Хвостовое оперение.
Хвостовая стойка вид сбоку.
Руль высоты.
Вид сзади снизу.
Отверстие для палки, которой можно двигатель самолет.
Из-под фюзеляжа.
Фото 175.
Узлы крепления закрылков и элеронов.
Общий вид из-под крыла.
Весовой компенсатор.
АНО отсутствует.
А что это такое?
Крепление для вооружения.
Основные стойки.
Пулемет 7.7 mm Colt-Browning Mk.II.
Общий вид.
Выхлопные эжекторы.
Колесо основной стойки.
Фото 192.
Описание самолета.
Крупнее текст.
Трехлопастной виш.
Фото 196.
ПВД и посадочная фара.
Вид слева от крыла.
Фото 199.
ЛТХ:
Модификация J-20
Размах крыла, м 10.64
Длина самолета,м 7.93
Высота самолета,м 3.00
Площадь крыла,м2 17.00
Соотношение сторон: 6:1
Профиль: NACA 4415
Масса, кг
пустого самолета 1130
нормальная взлетная 1317
максимальная взлетная 1624
Внутренние топливо, л 240
Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming GSO-480-B1A6
Мощность, кВт 253.3 (340 лс)
Пропеллер: 3-лопастной ВИШ Hartzell HC-B3Z20-1, диаметр 2,44 м (8 футов 0 дюймов).
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1500 м 295
на уровне моря 275
Крейсерская скорость, км/ч 280
Скорость сваливания: 88 км/ч (55 миль/ч, 48 узлов) (закрылки опущены)
Практическая дальность, км 800
Максимальная скороподъемность, м/мин 480
Разбег до 15 м (50 футов): 189 м (620 футов)
Посадочный пробег с 15 м (50 футов): 324 м (1063 фута)
Экипаж, чел 1
Боевая нагрузка - 400 кг на 6 узлах подвески
Орудия: 2 × 7,7-мм пулемета Colt-Browning Mk.II (по 650 патронов)
2 100- или 50-кг бомбы или 2 кассетные бомбы или 2 150-л напалмовых бака, или 2 ПУ 12х55-мм НУР
4 ПУ 5х127-мм НУР.