Як-28ПП это самолёт РЭБ («изд. 28ПП») он же постановщик помех Як-28ПП, предназначен для подавления радиотехнических средств ПВО противника, в том числе при групповых действиях бомбардировщиков. Прикрытие осуществлялось при помощи активных и пассивных помех, создаваемых самолётом Як-28ПП. Создавались комплексные радиопомехи наземным РЛС и РЛС самолётов противника. Заглушалась также радиосвязь. Начал службу в 1970 году. В фюзеляже «ПП» разместили комплекс средств РЭБ (станции «Букет», «Стрела», «Фасоль-1», «Сирень») и доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-ЗА «Стрела» с доработанным под него навигационно-вычислительным устройством НВУ-ВИ2. Также на борт устанавливались системы постановки пассивных помех: АСО-2И (отстрел ИК-патронов), КДС-19 (дипольные отражатели). На подкрыльевых БД подвешивались два блока УБ-16-57УМ с 57-мм НАР С-5П (ПАРС-57). Испытать Як-28ПП в боевых условиях не довелось: в Афганистане подавлять радары не требовалось, а на экспорт ни одна модель Як-28 не поставлялась. Модификация Як-28ПП последней была снята с вооружения. Всего было построено 84 самолета.
Авиамузей в Минске (Боровая) Все, что у меня есть по Як-28 Самолет в музее это Як-28ПП с заводским номером 9970404 и бортовым номером "01" красного цвета. Самолет был построен в 1969 году на Иркутском авиазаводе. В Беларуси Як-28ПП с августа 1989 года, когда в город Щучин, на новое место дислокации, из Польши прибыл 151-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы. В составе 2-ой аэ имелось около 26 самолетов Як-28ПП. Полк был расформирован в 1992 году, а технику перегнали на 558-й авиаремонтный завод в Барановичи. Поступил в музей с 558-го авиаремонтного завода. Передан Министерством обороны (Постановление Совета Министров РБ от 16 января 2001 года.
Предложение А.С. Яковлева сделать легкий сверхзвуковой постановщик помех на базе тактического бомбардировщика Як-28 встретило горячий интерес командования ВВС. В короткий срок были разработаны тактико-технические требования (ТТТ), и в дальнейшем начальник управления заказов генерал Архипов и его подчиненные из отдела систем радиопротиводействия обеспечили "зеленую улицу" КБ в решении вопросов, связанных с созданием фронтового самолета РЭБ.
Як-28 был к этому времени хорошо освоен и промышленностью, и строевыми частями ВВС. Поскольку основные параметры будущей машины были заранее согласованы, работа над проектом началась в ОКБ в инициативном порядке еще до окончательного его утверждения. В начале 1965 года конструкторская бригада прицельного и специального оборудования под руководством Ю.И. Зайцева и В.Ф. Ивашкевича занялась вопросами общей компоновки радиотехнических систем. Первым ведущим по самолету РЭБ был заместитель главного конструктора Ч.Г. Гадзаов.
С обычного серийного Як-28И было снято бомбардировочное и пушечное вооружение, РЛС "Инициатива" и прицелы. Объем бомбоотсека использовали для размещения комплекса помеховых станций и оборудования, которое обеспечивало их работу. Однако из-за малого расстояния от бомболюка до земли от обычных створок пришлось отказаться: в открытом положении они почти касались земли и перекрывали доступ к аппаратуре.
Поэтому спецоборудование и обеспечивающие системы установили на специальной опускаемой платформе. На ее силовой раме монтировались радиоэлектронные блоки помеховых станций групповой защиты "Букет" и "Фасоль", преобразователи тока, силовые и распределительные электрощитки. Станции были ламповыми и при работе выделяли огромное количество тепла, посему здесь же разместили турбохолодильную установку и бачок охлаждающей жидкости.
В нижней части платформы расположили излучающие антенны станции "Букет", закрытые радиопрозрачным обтекателем, в передней части снизу - заборник охлаждающего воздуха, по бокам - радиаторы охлаждающей жидкости (сотового типа) в обтекателях. Платформа, называемая "спецконтейнером", с помощью подъемников вставлялась снизу в бомбоотсек, как обойма в пистолет, и фиксировалась десятью откидными болтами. Подобное конструктивное решение имело много плюсов (удобство обслуживания, легкая замена варианта (литера) станций противодействия и т. п.) и один существенный минус - все операции нужно было производить в ТЭЧ , "полевые условия" практически исключались.
Гораздо более удобным был доступ к станции индивидуальной защиты самолета "Сирень". Ее основные блоки разместили в нише справа в носу фюзеляжа (там, где была пушка), а передатчик - в передней части кабины штурмана. Ниша закрывалась съемной крышкой с укрепленным на ней маленьким воздухозаборником (впереди внизу)..
По сравнению с бомбардировщиком постановщик помех получил несколько иное, более современное, радионавигационное оборудование, разработанное НИИ-17 в 1964 году. Для всепогодной навигации внизу носовой части (там, где у Як-28И находилась антенна РЛС "Инициатива") установили доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-ЗА "Стрела" с доработанным под него аналоговым навигационно-вычислительным устройством НВУ-ВИ2. А станция ближней навигации и посадки РСБН-2С позволяла в сложных метеоусловиях определить местоположение самолета, обеспечивала его привод в заданную точку и указывала летчику курс посадки и глиссаду снижения. В остальном по составу оборудования создаваемая машина была аналогична базовому Як-28И.
По фюзеляжу изменения коснулись лишь фонаря кабины пилота - его взяли с разведчика Як-28Р. Он был несколько выше и имел непривычного вида клиновидный козырек с двумя стеклами. Оттуда же перекочевал и люк кабины штурмана с увеличенной площадью остекления и выштамповкой в районе кресла.
Ведущим инженером по новой машине в 1965 году был назначен В.А. Бабаян. В том же году он привез разработанный в ОКБ комплект чертежей на серийный завод No.39 в Иркутске. В это время начальником филиала ОКБ Яковлева на заводе (он же заместитель Главного конструктора ОКБ) был В.А.Забора, а его заместителем (он же представитель Генерального конструктора) - О.А. Члиянц. Под их руководством в 1966-67 годах проходили постройка, испытания и внедрение в производство первого советского тактического самолета-постановщика радиоэлектронных помех, получившего обозначение Як-28ПП.
Опытный Як-28ПП был переоборудован из обычного Як-28И, выпускавшегося в это время на ИМЗ. Заводские испытания начались в 1967 году, их проводил экипаж в составе летчика А.Л. Колосова и штурмана Н.В. Долженкова. Они прошли сравнительно легко, без предпосылок к каким-либо происшествиям и практически без замечаний. По летно-техническим характеристикам самолет в основном не отличался от Як-28И или Як-28Л, и не проявил каких-либо особенностей в пилотировании. Новую машину ВВС приняли с удовольствием, так как она была очень нужна и вполне соответствовала выдвинутым ТТТ: могла сопровождать ударные самолеты в боевых порядках даже на сверхзвуковых скоростях, имела большое время барражирования и обеспечивала надежное подавление всех типов обзорных РЛС, имевшихся в то время у "вероятного противника".
Благодаря тому, что планер самолета остался практически без изменений (вся специализированная аппаратура устанавливалась в те же ниши и отсеки, где ранее размещалось бомбардировочно-пушечное вооружение и РЛС), системы и оборудование имели высокую степень унификации с базовой машиной, а все помеховые станции были стандартными и хорошо отработанными еще на Ту-16П, внедрение постановщика помех в серийное производство прошло без особых проблем.
Первый серийный Як-28ПП покинул цеха завода в 1968 году. "Пэпэшники" не выделяли в отдельную серию, а производили параллельно с боевыми машинами: на последних этапах комплектации самолеты, "назначенные" в помехопостановщики, отводили на отдельный участок цеха спецоборудования и дооснащали необходимыми системами и узлами. Всего на ИМЗ в 1967-71 годах было построено 84 самолета Як-28ПП.
Государственные испытания самолет прошел лишь в 1970 году. По их результатам группа конструкторов, испытателей и производственников была выдвинута на соискание Государственной премии СССР.
Самолет Як-28ПП мог создавать комплексные помехи радиоэлектронным средствам (РЭС) противника, т. к. в составе его специализированного оборудования имелись как активные, так и пассивные средства радиопротиводействия (РПД).
Активные средства включали три типа помеховых станций, которые в соответствии со своим назначением подразделялись на средства групповой защиты ("Букет" и "Фасоль") и индивидуальной защиты ("Сирень"). Первые позволяли прикрыть помехами целую группу самолетов, вторые служили для самообороны (либо взаимной обороны двух и более машин).
РЭС подразделяются на две группы: средства управления войсками и средства управления оружием. К первым относятся станции дальнего обнаружения, станции наведения и целеуказания, станции просто целеуказания, а также станции обнаружения и наведения. Все эти РЛС работают в режиме обзора , просматривая пространство либо в круговом режиме (на 360 ), либо в определенном угловом секторе. Задача таких станций - обнаруживать цели либо обеспечивать наблюдение за объектами сопровождения и выдавать их текущие координаты. У них широкие диаграммы направленности, поэтому и азимут, и дальность, и высоту они измеряют довольно грубо, зато в любой момент выдают на ИКО или планшеты полную тактическую обстановку в наблюдаемом районе.
Если обнаруженная цель не отвечает на сигналы опознавания "свой-чужой" и принято решение на ее уничтожение, "эстафету" принимают средства управления оружием. Эти станции предназначены непосредственно для наведения ракет либо пушек. К ним относятся бортовые РЛС перехвата и прицеливания истребителей, РЛС сопровождения, слежения за целью и ракетой зенитно-ракетных комплексов, головки самонаведения ракет "воздух-воздух" и "земля-воздух", станции орудийной наводки зенитной артиллерии и другие. Такие РЛС работают в режиме обзора только до момента захвата цели, а затем переходят в режим сопровождения, когда регулярно облучают и регулярно измеряют координаты и наводят оружие. Измерение координат и наведение проводится с высокой точностью, но только в ограниченном секторе пространства.
Самолет Як-28ПП специально был создан для подавления РЭС управления войсками и линий связи. Для этой цели на нем были установлены станции групповой защиты "Букет" и "Фасоль".
"Букет" - это "открытое" общее название станций активных радиоэлектронных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55. Фактически это одна и та же станция, но настроенная на разные частотные диапазоны. Литеры указывали на различия по диапазону частот: СПС-22 генерировала помехи в диапазон волн 22-30 см, СПС-33 - 12.5 - 22 см, СПС-44- 10-12.5 см и СПС-55 - 8-10 см. Для идентификации по самолету-носителю в их названия входили еще две цифры: например, для Як-28ПП полный индекс был СПС-22-28, СПС-33-28 и т.д., для Ту-16П- СПС-22-16, СПС-33-16 и т.д. В целом комплект станций СПС различных литеров позволял перекрывать радиопомехами весь спектр частот, использовавшихся РЭС управления войсками "вероятного противника" в 60-х годах. Все станции были взаимозаменяемы: в случае необходимости легко можно было снять с самолета спецконтейнер, например, с СПС-22 и на его место установить с СПС-55 и т.п.
Станция СПС - автоматическая, хотя в техописании она называется полуавтоматической. У нее есть свой анализатор и передатчики помех. У каждого литера - четыре или шесть передатчиков, которые перекрывают диаграмму направленности подавляемой РЛС (один - на один сектор, второй - на второй и т.п.). Она может создавать заградительные либо прицельные помехи, причем выбор производится автоматически в зависимости от радиоэлектронной обстановки.
После включения СПС вначале анализирует обстановку. Если фиксируется облучение от РЛС противника, блок анализатора определяет его рабочую частоту и мощность. Затем передатчики генерируют на данной частоте помехи необходимой мощности. Определенный интервал времени (примерно 2.5 - 3 мин.) она излучает помехи, потом прекращает и снова анализирует сигнал РЛС.
Если противник начинает менять частоту излучения своих радаров, СПС автоматически отслеживает эти изменения и формирует помехи в зависимости от режима их работы. Аналоговый анализатор - схема логики, выполненная на реле (50-е годы!), определяет, сколько сигналов приходит в данном частотном диапазоне и как они между собой расположены. У него есть несколько режимов работы, которые выбираются автоматически. Если, например, приходят пять сигналов от пяти РЛС, и их частоты сильно отличаются, то он создает пять прицельных участков помех, расставив их по диапазону. Если после очередного анализа окажется, что две или более РЛС сблизились по рабочей частоте, то их "накроют" общей заградительной помехой, а оставшиеся будут подавляться прицельными помехами (после подстройки на их новые частоты)
В зависимости от состава группировки РЭС противника по маршруту полета и диапазона их рабочих частот на Як-28ПП устанавливалась одна из станций СПС: СПС-22, СПС-33 или иная. Для того, чтобы перекрыть весь нужный диапазон, на один самолет ставят, допустим, СПС-22, на другой - СПС-44, на третий - СПС-55, и все эти три самолета либо идут в боевых порядках, либо барражируют в зонах.
Ламповые "Букеты", созданные в конце 50-х и имевшие изрядную инерцию, стали "запаздывать": пока они определяли параметры излучения и создавали помеху, противник уже беспрепятственно работал на другой частоте, да и мощности для подавления эхо-сигналов стало нехватать. Ввиду потери эффективности они были сняты с вооружения, причем вместе с самолетами Як-28ПП и Ту-16П: в России - в 1993 году, в Украине - годом позднее.
Вторая станция групповой защиты, установленная на Як-28ПП - это СПС-5-28 литера ПП-1, или "Фасоль". Ее саблеобразные передающие антенны на нижних внешних сторонах гондол двигателей характерны только для Як-28ПП и позволяют легко визуально выделить его из многочисленного семейства "двадцать восьмых".
СПС-5, как и ее более современная модель СПС-5М - станция прямошумовых помех. Она не автоматическая - включать ее должен либо летчик, либо штурман-оператор. При прокладке маршрута просто отмечают участки, где она должна работать. Подлетают к начальной точке - включают и ставят шумовые помехи. Подлетают к конечной - выключают и т.д. Станция имеет четыре сменных передатчика (А,Б,В и Г), отличающиеся параметрами генерируемого излучения.
Несмотря на "возраст" (она древнее "Букета") и простоту конструкции, "Фасоль" все еще находится на вооружении.
Станции "Букет" и "Фасоль" установлены в спецконтейнере самолета Як-28ПП. Антенны "Букета" находятся в нижней части спецконтейнера и закрыты общим выпуклым радиопрозрачным обтекателем.
Радарам управления огнем Як-28ПП мог ставить помехи только в порядке самообороны. Для этого он имел на борту станцию индивидуальной защиты из комплекта "Сирень".
"Сирень" - это "открытое" название станций имитирующих радиоэлектронных помех СПС-141, СПС-142 и СПС-143. Все станции взаимозаменяемы, в зависимости от характера задания на самолет могли устанавливать любую из них. Блоки размещены по правому борту в нише между шпангоутами No.6 и No.10, передающий - в носу кабины штурмана.. Ниша закрывалась съемной крышкой, в нижней передней части которой находился весьма скромных размеров воздухозаборник: имитирующие помехи, генерируемые этой станцией, не требовали большой мощности и, соответственно, интенсивного охлаждения. Передающие антенны - в малых каплеобразных обтекателях по бокам корневой части штанги ПВД, приемные - с обоих бортов за кабиной пилота.
Станция ставила уводящие помехи (по дальности и по скорости) как импульсным, так и доплеров-ским РЛС управления оружием (бортовым РЛ прицелам истребителей, станциям наведения ЗРК, ЗУР и УР "воздух-воздух" с РЛ ГСН). Она принимала облучающий импульс, автоматически определяла его параметры и формировала серию аналогичных ложных ответных сигналов с временной задержкой, которые и приводили к срыву наведения (отметка от реальной цели терялась среди ложных).
В качестве пассивных средств РПД на Як-28ПП применялись неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5П и устройства сброса "Автомат-2И".
Под плоскостью крыла самолета на балочных держателях устанавливались два 16-ствольных универсальных пусковых блока УБ-16-57УМ с противорадиолокационными НАР С-5П (ПАРС-57) калибра 57 мм. Залпом этих ракет можно было моментально создать завесу пассивных помех по курсу полета в виде облачка из тонких металлизированных волокон. Такая завеса способна была "прикрыть" ударные самолеты от обзорных РЛС противника на срок от 10 минут до часа (в зависимости от высоты и метеоусловий). На борту не было прицелов, поэтому НАР отстреливали прямо по курсу: самолет просто набирал нужную высоту либо приподнимал нос.
Ракета С-5П была принята на вооружение 31.12.64 г. Ее масса составляла 5 кг, длина 1.073 м, скорость полета 450-480 м/с. Через определенное время после пуска она выбрасывала поочередно три пакета с диполями из металлизированного стекловолокна, которые, разлетаясь, и образовывали завесу. БЧ могла снаряжаться различными видами диполей. Позднее была заменена модернизированной ракетой С-5П1.
Устройство "Автомат-2И" (КДС-19) с двумя симметричными балками устанавливалось под гондолами двигателей. Оно предназначалось для создания помех РЛС перехвата самолета путем сбрасывания противорадиолокационных дипольных отражателей из металлизированного стекловолокна в заднюю полусферу. Сброс производился вручную (нажатием кнопок отстрела, установленных на сдвоенном пульте управления при включенном автомате защиты "Помеха") или автоматически по сигналам станции предупреждения об облучении РЛС противника "Сирена-3". Кроме того, устройство АСО-2И отстреливало спецпатроны ("тепловые ловушки"), создававшие помехи самонаводящимся ракетам с ИК (тепловыми) ГСН.
В ВВС Як-28ПП первоначально направлялись в разведывательные авиаполки, имевшие на вооружении Як-27Р и Як-28Р. Это было весьма логично: во-первых, упрощалось обеспечение и обслуживание ввиду высокой степени унификации узлов и систем, во-вторых - наряд сил для постановки помех напрямую зависел от выявленных разведчиками РЭС противника в районе цели и на маршруте следования. При этом структура разведполков приобрела следующий вид: первая и вторая эскадрильи были разведывательными, третья - постановщиков помех.
Испытать Як-28ПП в боевых условиях, к счастью, не довелось: в Афганистане подавлять радары не требовалось (за неимением оных у моджахедов), а на экспорт ни одна модель Як-28 не поставлялась. Зато учебная нагрузка на Як-28ПП была много выше, чем на другие типы самолетов. Опыт ближневосточных конфликтов заставил осознать важность РЭБ в современной войне, и примерно с 1983-84 годов ни одно летно-тактическое учение в ВВС СССР, даже полкового уровня, не проводилось без постановщиков помех. Полк РЭБ редко собирался вместе - обычно экипажи, звенья, а иногда и целые эскадрильи "мигрировали" в пределах своих "зон обслуживания" согласно графику учений.
"Яки" давали настолько мощные активные помехи, что у прикрываемых ими бомбардировщиков Су-24 отказывались нормально работать радиолокационные прицелы. Они хорошо глушили "вражьи" РЛС того времени и наши П-18 - П-37 (на них образовывались мощные секторы засветки). Заодно в зоне помех доставалось и "мирному населению": начинали "мигать" и "рябить" телевизоры (при работе "Букета") и "хрипеть" радиоприемники (от "Фасоли"). Включение "Фасоли" вызывало нездоровый ажиотаж и у "стратегических ракетчиков": не могли нормально работать их загоризонтные РЛС. Дежурные из РВСН начинали "обрывать телефоны" у летчиков, требуя "прекратить безобразие" и грозя всяческими карами. Но "прекратить" было сложно: СПС-5 нарушала связь даже у самого постановщика помех...".
После распада СССР 118-й ОАП РЭБ вошел в состав ВВС Украины. На начало 1992 года он имел 30 шт. Як-28ПП. Но самолет к этому времени уже безнадежно устарел, и поэтому оказался в числе первых претендентов на снятие с вооружения. В декабре 1994 года полк был расформирован. Из оставшихся на тот момент 22-х "яков" 20 были утилизированы, а два перелетели на аэродром Овруч на хранение.
В России Як-28ПП были сняты с вооружения годом ранее. Некоторое их количество находится до настоящего времени на консервации на авиаремонтном заводе No. 26 в г. Пушкин Ленинградской области.
В частях ВВС на смену Як-28ПП с 1983 года стали поступать самолеты Су-24МП. Однако они были выпущены лишь малой серией (20 машин). Находятся на вооружении ВВС Украины, России и Белоруссии.
Як-28ПП был приятен в пилотировании. Маневренные качества характерны для бомбардировщика: большие радиусы разворота, некоторая вялость по тангажу (в вертикальном маневре). Благодаря эффективным элеронам хорошо крутил "бочки". В целом самолет ограниченно маневренный, рассчитанный на перегрузки не более 3 g.
Нарекания вызывала в основном посадка. Прежде всего, высокая посадочная скорость - не менее 360-370 км/ч. Далее, длинный нос закрывал обзор, а клиновидный фонарь вызывал у летчика параллакс (два изображения одной полосы), и приходилось все время наклонять голову то в одну, то в другую сторону. "Велосипедное" шасси особых проблем не создавало, хотя даже мягкая посадка сопровождалась ощутимым ударом. Летчику предписывалось совершать касание задней стойкой , в идеальном случае - приземлять на обе. При приземлении на носовую опору "як" мог "дать козла".
Некоторые проблемы возникали и на рулежке: носовую стойку невозможно было развернуть на скорости более 15 км/ч. Приходилось вначале притормозить, и лишь затем выполнять разворот. Но в целом шасси отличалось замечательной прочностью. Так, ажурные опорные стойки не ломались, даже когда зимой задевали сугробы по краям полосы: от самолета при этом по снегу шла волна, как от глиссера.
При отказе одного из двигателей на взлете необходимо было срочно сбросить всю подвеску, иначе тяги второго не хватало даже на форсажном режиме.
К эргономике кабины в целом у летчиков особых претензий не было, кроме как к фонарю и не вполне удачному расположению приборов на доске пилота. Помеховый комплекс отличался излишними массой и энергопотреблением, но это характерный недостаток всех изделий отечественной радиоэлектроники того периода ("советские микрокалькуляторы - самые большие в мире!"). Устройства отстрела тепловых ловушек АСО-2И на Як-28ПП устанавливались редко - например, их не было на самолетах вышеупомянутого 118-го ОАП РЭБ.
Як-28ПП запомнился летчикам как исключительно надежная машина: так, в 118-м ОАП РЭБ не было ни аварий, ни катастроф. Отказы отмечались только по гидросистеме, и случались несанкционированные сбросы подвески (баков и блоков НАР) - их потом долго искали.
Добрым словом вспоминают самолет и техники: легким и удобным был доступ к двигателям, системам и оборудованию, причем многие операции по обслуживанию можно было проводить прямо с земли, даже без стремянок.
Фонарь двухместной кабины.
Общий вид.
Контейнер для тормозного парашюта.
Задняя стойка велосипедного шасси.
На фоне строящихся домов.
Общий вид спереди.
Крупнее носовая часть.
Воздухозаборник ТРДФ Р-11АФ2-300. Гондола двигателя имеет сверхзвуковой воздухозаборник круглого сечения с подвижным центральным конусом для регулирования проходной площади канала. Конус может находиться в двух фиксированных положениях - убранном или выпущенном. Перемещение проводится вручную либо автоматически при достижении скорости порядка М=1,35. На конусе сделаны щели для сдува пограничного слоя.
Топливный бак.
Общий вид слева.
Носовая часть.
Передняя часть кабины штурмана образована конусообразным фонарем с плоским нижним стеклом. Крышка люка имеет окно (для астронавигации) и выштамповку для головы, открывается направо и удерживается в открытом положении передним подкосом. В аварийном случае сбрасывается.
Кабина летчика закрыта фонарем, состоящим из козырька и сдвижной части. Клиновидный козырек образован двумя плоскими наклонными стеклами ЯЗП-1, снабженными пленочным электрообогревом, и двумя малыми боковыми стеклами. При открывании сдвижная часть перемещается назад, а в случае аварии - сбрасывается.
Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двигателей (ТРД) Р-11АФ2-300, расположенных в гондолах под крылом. Двигатель оборудован регулируемым всережимным соплом, автоматической системой запуска, противообледенительной системой входного канала и кислородной подпиткой для повышения надежности высотных запусков.
Передняя стойка велосипедного шасси.
16-ствольный универсальный пусковой блок УБ-16-57УМ с противорадиолокационными НАР С-5П (ПАРС-57) калибра 57 мм.
Поддерживающая стойка шасси.
Кресла летчика и штурмана - катапультируемые, снабжены стабилизирующими щитками и системой СПС-2, которая состоит из стабилизирующего, тормозного и основного парашютов и выталкивающего фартука.
Катапультирование происходило следующим образом. При нажатии ручки катапультирования происходит подтягивание привязных ремней, опускание забрала лица (так как летчики Як-28ПП летали без гермошлемов), открытие ограничителей разброса рук, фиксация ног рычажными захватами, разгерметизация кабины и сброс крышки люка и подвижной части фонаря. После срабатывания стреляющего механизма стабилизирующий парашют и щитки препятствуют вращению кресла, а тормозной парашют уменьшает скорость снижения при спуске с больших высот. Затем фартук принудительно выталкивает летчика из кресла и открывается основной парашют. Весь процесс происходит автоматически, при соблюдении ограничений: минимальная высота катапультирования - 35 м, минимальная скорость - 300 км/ч.
ЛТХ:
Модификация Як-28ПП
Размах крыла, м 11.64
Длина самолета, м 20.34
Высота самолета, м 4.30
Площадь крыла,м2 35.25
Масса, кг
пустого самолета 11000
нормальная взлетная 16200
максимальная взлетная 17900
топлива 4550
Тип двигателя 2 ТРДФ Р-11АФ2-300
Тяга, кН 2 х 60.80
Максимальная скорость, км/ч 1725
Практическая дальность, км
с ПТБ 2180
без ПТБ 1600
Практический потолок, м 15300
Макс. эксплуатационная перегрузка 5.5
Экипаж, чел 2