Авиационный музей в Минске ч6-3: барражирующий истребитель-перехватчик Як-25М.

Mar 15, 2022 10:42

Як-25 - советский двухместный барражирующий истребитель-перехватчик, разработанный ОКБ Яковлева в начале 1950-х годов. Первый полёт совершил 19 июня 1952 года. Принят на вооружение в 1955 году. Основным назначением перехватчика было прикрытие важнейших политических и промышленных центров и военных баз.
Успех базового варианта самолета позволил в дальнейшем создать ряд модификаций с обозначениями Як-25М (перехватчик с улучшенной РЛС), Як-25Р (разведчик), Як-25МР (морской разведчик), Як-25МШ (самолет-мишень), Як-25Б (фронтовой бомбардировщик). Все они выпускались серийно.
Як-25 не довелось участвовать в войнах и региональных конфликтах, и встречи с противником ограничивались сопровождением самолетов НАТО, осуществлявших полеты вдоль морских и сухопутных границ СССР.
Будучи дозвуковым самолётом, Як-25 не мог перехватывать реактивные стратегические бомбардировщики, и был снят с вооружения в середине 1960-х годов.
Як-25М Основная серия с РЛС РП-6 «Сокол». Выпущено 406 истребителей на заводе № 292.


Авиамузей в Минске (Боровая)
Все, что у меня есть по Як-25


Находящийся в экспозиции музея Як-25М с серийным номером 2026 построен Саратовским авиационным заводом №292 в 1956-57 годах. С середины 1950 годов состоял на вооружении одной эскадрильи 129-го иап (Барановичи). После расформирования в июле 1960 года 129 иап, эскадрилья Як-25 была введена в состав 61 иап (в/ч 54804, Барановичи). Як-25 были сняты с вооружения полка во второй половине 1960 годов. После списания, находящийся сейчас в экспозиции музея Як-25М был установлен в пионерском лагере Белорусского округа ПВО на берегу Минского моря. В 2006 году перевезен в музей. Поступил в музей с бортовым номером "95 красный" и этот же номер был нанесен после реставрации и покраски. В 2008 году номер меняется на "20" голубой с черной окантовкой, с 2009 года - "20" красный с черной окантовкой. С 2014 года бортовой номер "20" красного цвета без окантовки. Самолет с "родными" двигателями.


Абсолютное большинство «двадцать пятых» было поставлено промышленностью в варианте Як-25М. Очевидно, потому, что в войсках отсутствовала необходимость как-то отличать самолеты по модификациям, буква «М» в повседневном употреблении не прижилась. Характерной особенностью многих частей, располагавших Як-25, было наличие в их составе эскадрилий, вооруженных другими типами истребителей. Например, в 146-м ГвИАП на Яки перевооружили 1-ю и 2-ю АЭ, а 3-я оставалась на МиГ-17ПФ. Такие же истребители эксплуатировались двумя эскадрильями в Семипалатинске, а в 174-м полку две эскадрильи летали на МиГ-19.


Фюзеляж - полумонокок с работающей обшивкой круглого поперечного сечения, переходящего в хвостовой части в овал. Диаметр фюзеляжа - 1,45 м, длина - 14,56 м. Фюзеляж содержит: герметический отсек радиолокационного прицела РП-6, гермокабину, отсек передней основной опоры шасси, топливные баки, ниши пушек, отсек задней основной опоры шасси и др. Сверху фюзеляжа находится гаргрот, внутри которого проложены тяги управления, электрожгуты и трубопроводы различных систем. По бортам установлены щитки воздушного тормоза общей площадью 1 м2 с углом отклонения 50°.


Крыло - свободнонесущее, трапециевидное (удлинение ~ 4,18, сужение -1,21), с углом стреловидности 45° по линии четвертей хорд и отрицательным поперечным «V», равным 5°. Угол установки крыла +1°. Профиль крыла в корневой части - симметричный ЦАГИ С-12с, в концевой - ЦАГИ СР-11. Силовой набор консоли включает два лонжерона, силовую подкосную балку, соединенную шарнирно с передним лонжероном, 36 нервюр и работающую обшивку. Крыло снабжено элеронами с внутренней аэродинамической компенсацией и щитками-закрылками с фиксированной осью вращения. Максимальные углы отклонения: элеронов вверх и вниз -25°, щитков-закрылков на взлете - 25°, на посадке - 50°. Законцовки крыла оформлены в виде обтекателей подкрыльевых опор шасси, на которых установлены ПВД и съемники статического электричества.


Мотогондола ТРД РД-5А тягой по 2000 кг.


Панорама самолета, вид с левой стороны.


Носовая часть с радиопрозрачным обтекателем.


Шасси - велосипедного типа с управляемым передним колесом. Колеса передней и подкрыльевых опор - нетормозные, спаренные колеса основной опоры оснащены двухкамерными тормозами с автоматами предотвращения юза. База шасси - 5,415 м, колея - 0,44 м. Размеры колес: задних -800x225 мм, переднего - 600x155 мм, подкрыльевых - 310x135 мм.


Вооружение включает две 37-мм пушки Н-37Л. Нормальный боезапас - 50 патронов на ствол (патронные ящики позволяют брать в перегрузочном варианте по 100 патронов). Прицеливание ведется с помощью радиоприцела РП-6.


Силовая установка включает два турбореактивных двигателя РД-5А (АМ-5А) с максимальной тягой 2600 кгс, расположенных в гондолах под крылом. Топливо размещается в четырех мягких фюзеляжных баках общей емкостью 3445 л. Кроме того, под фюзеляжем предусмотрен подвесной сбрасываемый бак емкостью 685 л. Максимальная ширина бака -0,692 м, максимальная высота - 0,515 м, длина - 3,4 м. На самолете предусмотрен слив керосина в воздухе.


Крупнее носовая часть.


Табличка с описанием самолета.


Общий вид самолета справа.


Правый двигатель.


И вид справа.


Законцовка правой консоли крыла.


Стойки шасси на законцовке крыла, часть велосипедного шасси.


Оперение самолета стреловидное, однокилевое с расположением стабилизатора на половине размаха киля. Профиль горизонтального оперения - АСА-000010М, площадь - 4,665 м2, угол стреловидности -45°, относительная толщина перпендикулярно линии фокусов - 10%. Угол установки стабилизатора - минус 30'. Руль высоты снабжен триммерами и имеет углы отклонения: вверх - 33°, вниз - 20°.


Общий вид справа.


Киль - двухлонжеронный, с работающей обшивкой. Профиль киля - АСА-0009М и АСА-0008М, площадь - 5,329 м2, угол стреловидности - 55°. Руль поворота с осевой компенсацией имеет углы отклонения до 26° в обе стороны. Его нижняя часть оснащена триммером. На законцовке киля установлены антенны курсо-глиссадной системы и радиостанции РСИУ-ЗМ.


Еще один общий вид.


Общий вид спереди.


Общий вид слева.


На фоне Як-28 и Су-25.


На фоне строящихся домов.


Еще


И еще.


Бронезащита включает переднее бронестекло фонаря толщиной 105 мм, стальную бронеплиту, установленную перед кабиной, бронеспинки и бронезаголовники кресел летчика и оператора, дюралюминиевые плиты по бокам сиденья летчика, бронещитки пиромеханизмов кресел. Вся металлическая броня имеет толщину 10 мм.


Оборудование самолета включает бортовую радиолокационную станцию РП-6 «Сокол», систему слепой посадки ОСП-48 «Материк», маркерный радиоприемник МРП-48П, автоматический радиокомпас АРК-5, навигационный индикатор НИ-50Б, авиагоризонт АГИ-1, дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-5, самолетный ответчик СРО, радиостанцию РСИУ-ЗМ, радиовысотомер РВ-2, самолетное переговорное устройство СПУ-2Р и др. приборы и системы.


Хвостовая оконечность.


Система управления рулем высоты и элеронами -бустерная (аварийная - механическая), рулем направления - механическая. Кабина летчика-оператора оснащена полным комплектом органов управления.


Крупнее.


Тут расположены антенны курсо-глиссадной системы и радиостанции РСИУ-ЗМ.


Фото 115.


Фонарь двухместной кабины. Спереди лётчик защищён бронестеклом козырька толщиной 105 мм и двумя стальными бронеплитами, по бокам дюралюминиевыми плитами. Также оба члена экипажа защищены стальными бронеспинками, бронезаголовниками.


Носовая стойка.


Технологические лючки на мотогондоле.


Радиопрозрачный носовой обтекатель.


Воздухозаборник двигателя.


Катапультное кресло.


Одна из двух пушек калибра 37 мм с суммарным боекомплектом сто снарядов. Прицеливание с помощью прицела, работающего совместно с РЛС. Перезарядка пушек пневматическая, управление огнём электромеханическое. Результаты стрельбы фиксируются фотопулемётом


Носовая стойка.


Хвостовая часть фюзеляжа.


Что это?


Ответная часть.


Технологический лючок.


Правая консоль крыла.


На фоне домов.


Еще.


Вид издалека.


Вид спереди.


Воздухозаборник правого двигателя.


ЛТХ:
Модификация Як-25
Размах крыльев, м 10.964
Длина, м 15.665
Площадь крыла, м2 28.95
Масса, кг
пустого самолета 5720
взлетная масса 10045
Максимальная скорость, км/ч 1090
Двигатели 2 ТРД РД-5А
Тяга, кгс 2 х 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин 2640
Практический потолок, м 12000
Топливные баки , л:
внутренние 3445
ПТБ 670
Практическая дальность полета, км 2700
Продолжительность полета, ч.мин 3.26
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 37-мм пушки Н-37Л с 50(100) патронами на пушку

минск, музей, яковлев, 2021, як-25

Previous post Next post
Up