14 октября 2021 года, Буран в Раменском ч1: Буран снаружи...

Jun 01, 2022 17:54

Осенью 2021 года мне довелось со всех сторон расмотреть в ЛИИ Громова Изделие 2.01, Буран 2.01 (серийный номер 11Ф35 К3) - третий лётный экземпляр орбитального корабля, создававшийся в рамках советской космической программы «Буран». Для корабля предназначалось название «Байкал», но до нанесения его на борт дело не дошло. Строительство было не завершено по причине недостаточного финансирования и закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году, когда степень готовности изделия оценивалось в 30-50 %. Попал сюда я традиционно благодаря Евгению Николаевичу Лебедеву, за что ему огромное спасибо!!!!


Музей техники Вадима Задорожного и фонд "Крылатая память Победы.
все, что у меня есть по Бурану


Космический корабль «Буран» (изделие 2.01) с 2011 года находился на территории ЛИИ им. Громова. «Буран» передали в ЛИИ по решению руководителя «Ростеха» Сергея Чемезова для восстановления и показа на салонах МАКС. Однако в 2012 году корабль был законсервирован. Осенью 2021 года известный бизнесмен Вадим Задорожный - основатель и владелец крупнейшего не только в России, но и в Европе частного музея исторической техники - приобрёл летательный аппарат; также стало известно о планах владельца музея перевезти уникальный экспонат в основную экспозицию музея.


Изделие 2.01 является первым из второй серии кораблей типа «Буран». В отличие от корабля «Буран», который летал в космос, «Байкал» был доработан для более сложного и длительного полёта. На нём впервые были установлены полностью штатные комплекты систем, необходимые для многодневного космического полёта. Корабли второй серии создавались по правительственному постановлению, согласно которому промышленности заказывалось создание еще трех дополнительных (к уже заказанным двум кораблям первой серии 1.01 "Буран" и 1.02), существенно доработанных и улучшенных кораблей, которые составили вторую серию 2.01, 2.02 и 2.03 ("корабли доп.заказа"). Вторая серия создавалась с учетом опыта проектирования и отработки первой серии, и в ряде случаев - с учетом результатов космического полета "Бурана".


Тут Буран стоит на "ложных шасси" вместо своих родных.


Крупнее


Так они выглядят вблизи.


В частности на этом корабле предстояло испытать в реальных условиях космоса систему электропитания мощностью до 30 кВт, в основе которой впервые (после совершившего единственный неудачный полёт ЛОКа) в советской космонавтике использовались электрохимические генераторы с водородно-кислородными топливными элементами, непосредственно преобразующими химическую энергию реакции окисления водорода кислородом в электрическую.


Буран осматривали специалисты ЛИИ Громова и музея техники Задорожного, чтобы оценить возможность его перевозки на площадку музея в Медынь.


Общий вид ложного заднего шасси.


Полёт изделия 2.01 был намечен на 1994 год. Корабль должен был стать первым пилотируемым в программе «Буран». Продолжительность полёта третьего лётного экземпляра должна была составить 24 часа. Этот полёт считался испытательным, потому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов. Корабль должен был быть оборудован системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами. Экипаж состоял бы из двух космонавтов - Игоря Волка (командир) и Александра Иванченкова (бортинженер).


Киль Бурана.


До 2004 года «Буран 2.01» находился в цехах Тушинского машиностроительного завода. В октябре 2004 года перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения. В 2006 году НПО «Молния» продало 2.01 фармацевтической компании «Сиа Интернейшнл ЛТД» за 100 тыс. $ с целью дальнейшей перепродажи


Законцовка крыла.


23 июня 2011 года корабль по Москве-реке на барже доставили в Жуковский, на территорию ЛИИ для реставрации и последующего показа на авиасалоне «МАКС-2011». После авиасалона изделие должно было остаться на аэродроме Жуко́вский. В августе 2011 года на территории проведения авиасалона «МАКС-2011» можно было увидеть отреставрированное с одной стороны изделие. Аппарат был передан на территорию Жуковского по решению гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова для восстановления и показа на салонах «МАКС».


Небольшая панорама Изделия.


В 2012 году он был замечен во время авиашоу, посвященном 100-летнему юбилею ВВС России. Ожидалось, что аппарат в Жуковском отреставрируют, а впоследствии покажут на выставке «МАКС-2013», но на выставке он так и не появился. Компания «Авиасалон» не выполнила распоряжение Чемезова и в 2012 году корабль был законсервирован силами волонтёров и сотрудников ЛИИ. Он остался в аэропорту Жуковский, на территории ЛИИ им. Громова (55°34’16.3"N 38°08’34.5"E).


Нос Бурана.


Осенью 2021 года владельцем космического корабля «Буран» стал директор музея техники Вадим Задорожный. Новый владелец в письме РИА Новости заявил, что для восстановления «Бурана» нужно построить специальный ангар, сделать это в ЛИИ им. Громова (г. Жуковский) невозможно.


Восстановление «Бурана» планируется начать в 2022 году. Сегодня, по данным самого ЛИИ им. Громова, внешний вид «Бурана» находится в неудовлетворительном состоянии - его крылья потеряли несгораемую обшивку, частично повреждены основные детали, отсутствует шасси и многие другие важные элементы. Наиболее вероятная площадка, где будет восстанавливаться Изделие 2.01 «Байкал» - это кинокомплекс ВоенФильм-Медынь находящийся в Калужской области.


Корабли второй серии являлись венцом инженерного искусства нашего авиастроения, вершиной отечественной пилотируемой космонавтики. Эти корабли должны были стать по-настоящему всепогодными и круглосуточными пилотируемыми орбитальными самолетами с улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно возросшими возможностями за счет множества конструктивных изменений и доработок.


В частности, на них увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового носового блока объединенной двигательной установки, существенно изменена теплозащита (по типам элементов и раскрою), изменена конструкция и кинематика всех стоек шасси, добавлена выдвигаемые интерцепторы на элевонах, уменьшен объем отсека тормозных парашютов при увеличении площади балансировочного щитка, изменен интерьер грузового отсека и т.д.


Буран на ложных шасси и с водилом.


Обходим Буран со всех сторон. для перевозки будут отстыковываться консоли крыла.


А что это за ниша в носовой части?


Носовое "ложное шасси".


Я так понимаю, что в этом шасси есть датчики давления?


Ниша носовой стойки.


Чуть подробнее.


Еще


Общий вид нижней части Бурана.


Колесики для фиксации колеса носовой стойки при уборке?


Правая консоль крыла.


Общий вид.


Кургузая панорама:-)))


А что это за ниши в районе стыка консоли крыла и фюзеляжа?


Еще. Или ее специально открывали для отстыковки консоли?


Что это за оборудование?


И еще.


Видны силовые элементы крыла.


Еще.


В общем нишу отфотографировал полностью:-)))


Термоизолирующая плитка на нижней части фюзеляжа. Первостепенное значение для успешного преодоления гравитационно обусловленных термических и пневматических нагрузок, возникающих при прохождении корабля в плотных слоях атмосферы, имеет его защитная обшивка[40]. Ряд научно-исследовательских организаций страны получил задание по разработке огнеупорных материалов, соответствующих в характеристиках стойкости этим экстремальным техническим условиям.


Институту химии силикатов (Ленинград), в числе других учреждений выполнявшему эти работы, была доверена роль их координации, а общее руководство осуществлял физико-химик М. М. Шульц. Для теплозащиты «Бурана» был разработан новый материал на основе кварцевых волокон, из которого было изготовлено около 40000 белых и чёрных полых плиток, которые установили на поверхности «Бурана».


Сильнее всего нагревавшиеся участки поверхности «Бурана» покрыли другим новым материалом, Гравимолом, на основе углеродных волокон, способным выдерживать температуру до 1600 °C. Полная масса теплозащиты «Бурана» была примерно 9 тонн.


Нижняя часть консоли крыла. Одним из многочисленных специалистов по теплозащитному покрытию был Сергей Летов (впоследствии музыкант).


«Буран» имеет треугольное крыло с двойной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие после возвращения в плотные слои атмосферы и при посадке - руль направления, элевоны и аэродинамический щиток.


Две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса. Выполняется манёвр возврата или выхода на одновитковую траекторию.


Впервые в практике двигателестроения была создана объединённая двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления и так далее.


Общий вид сзади.


А теперь перейдем на широкоугольный объектив и еще раз пройдемся вокруг Изделия.


Виды от земли.


Подкатили лесенку, чтобы попасть внутрь Бурана.


Ширик лучше показывает крепление "ложного шасси".


Элевон зафиксирован:-))


Люк в левой консоли крыла.


Общий вид Бурана.


Еще.


Будем надеятся, что он станет достойным экспонатом музея.....


Обходим спереди.


Еще.


Впереди тоже есть люк.


Носового обтекателя нет.


Ложная носовая стойка.


И место ее крепления.


Вид из ниши.


Сама ниша.


Общий вид снизу.


Снова заглядываем сюда.


Общий вид.


Вид сзади без лесенки.


От земли.


Крепление "ложных шасси".


Типичная конфигурация
Стартовая масса 105 т (без РН)
Габариты
Длина 36,4 м (без РН)
Ширина 24 м (размах крыла)
Высота 16,5 м (с шасси)
Диаметр 5,6 м (фюзеляжа)
Полезный объём 350 м3

лии громова, 2021, музей техники вадима задорожного, раменское, буран

Previous post Next post
Up