История Messerschmitt Bf109G-2 в музее техники В.Задорожного от Б.Л. Осятинского.

Nov 26, 2020 12:36

2 октября 2020 года коллекцию музея техники Вадима Задорожного пополнил немецкий истребитель Messershmitt Bf-109G-2.
Крайнее место службы во время войны у него было на севере в составе эскадрильи JG5 "Eismeer". Во время одного из боев истребитель был подбит и выполнил вынужденную посадку на лёд озера, а потом ушёл под воду. Спустя годы Messershmitt Bf-109G2 подняли со дна озера в районе Кольского полуострова. Он прошёл реставрацию и теперь стал частью коллекции. Огромное спасибо Евгению Лебедеву, который пригласил меня посмотреть на этот самолет. Свои фотографии я покажу во втором посте, а в этом расскажу историю самолета и историю его подъема с фотографиями Бориса Леонидовича Осятинского. Кстати в эту субботу 28 ноября в музее Мансур Камильевич Мустафин прочитает лекцию о самолетах Bf-109, его модификации G-2 и конкретно об истории этого борта.


Музей техники Вадима Задорожного и фонд "Крылатая память Победы.
все, что у меня есть по Bf-109


Для описания истории самолета, я перевел статью Mark Sheppard об этом самолете в журнале Flypast за февраль 2019 года. Здесь я выложу и сканы статьи и вольный перевод...


Некоторое количество российских поисковых групп обычно проводят несколько месяцев в течение лета, просматривая озера
с сонаром. В российской Арктике буквально тысячи озер, так что это сложная и масштабная задача. Первоочередной задачей является исследование озер, ближайших к бывшим военным аэродромам. Для этого нужно поговорить с местными рыбаками и спросить, зацеплялись ли когда-нибудь их сети за что-нибудь подозрительно напоминающее самолет.
Российская научно-исследовательская группа ИКАР исследовала озера в течении четырех лет, прежде чем нашла летом 2017 года этот Messerschmitt Bf109G-2 Wk Nr 14232.


Они имели информацию от местных рыбаков, и действительно, на месте крушения были обнаружены остатки разорванных рыболовных сетей.
Подъем самолета был запланирован на следующий сезон, 21-24 июня 2018 года. Самолет находился на глубине около 8,5 м, зарывшись носом в осадок почти до середины крыла.
Поскольку Bf 109G находился посередине озера, его нужно было поднять и отбуксировать на берег с помощью плавучего понтона.
Особенное внимание команда сосредоточила на подъеме двигателя Daimler-Benz DB605A, отделившегося от планера из-за коррозии магниевых опор двигателя в воде.
Тот же процесс повлиял на кожух редуктора двигателя, который также отсутствовал, что в свою очередь привело к расшатыванию ступицы воздушного винта. Он остался в иле на дне озера, но команда планировала вернуться и поднять его в апреле 2019 года(интересно, удалось или нет?).
Благодаря погружению в ил, на передней кромке крыльев все еще видна схема камуфляжа - истребитель явно имел белые зимние отметины, свидетельство, которое помогло изучить его последней миссии. Белые волнистые линии указывали на то, что это, скорее всего, был истребитель подразделения Люфтваффе JG 5 «Eismeer» (эскадрилья Arctic Sea).
Этот тип окраски обычно был принят III/JG 5, тогда как II Gruppe использовала немного другие белые «капли» в качестве камуфляжа. Первичный осмотр также показал, что истребитель нес центральный подвес, подходящий для установки либо 300-литрового сбрасываемого доп бака, либо 250-килограммовой (550 фунтов) бомбы.


Задняя часть фюзеляжа выглядела хуже из-за повреждений, нанесенных водой, и перед тем, как погрузиться под воду, он явно был поврежден пулеметным и пушечным огнем. Но на фюзеляже все еще были видны остатки креста, а также тактический номер, идентифицирующий его как Yellow 3.
По правому борту желтая точка на 20 см позади креста давала понять, что эта машина летала в 9./JG 5. Еще одна - черная точка также привязала ее к 8./JG 5, Staffel, в котором он летала до назначения в 9./JG 5.
Кабина экипажа отсутствовала. С самолета были удалены приборная панель, панель управления бомбовым вооружением и прицел REVI. Пушка MG 151/20 отсутствовала, как и спаренные MG 17 над двигателем и боеприпасами.
Патронные коробки также отсутствовали. Радио и главный компас были сняты с хвостовой части фюзеляжа.
Во время разборки правой консоли крыла была обнаружена табличка с надписью «Fl.10333 zu W.Nr10335». Поэтому стало понятно, что консоли крыла не были частью оригинального истребителя, построенного в Регенсбурге, скорее всего, Fl. (Flügel - крыло)правая консоль 10333 была снята с другого планера и установлена на Wk Nr 10335 (номер крыла не имеет отношения к основному номеру конструкции 14232).
Исследования показали, что оригинальное крыло было дважды повреждено летом 1942 года, и во время одного из ремонтов пришла запасная деталь, построенная компанией Erla. Левая консоль также была заменена консолью построенной в Weiner Neustädter Flugzeugwerke (WNF).
Обе консоли крыла сохранили масляные стойки. Ступицы колес из магния заметно испортились, но шины были как новые, одна производства компании Dunlop. Обе масляные стойки, похоже, были взяты с модели «Фридрих» (F); у них немного меньше ступица и размер шин, чем обычно устанавливаются на «Густав».
Когда подняли силовую установку DB605A, стало ясно, что отсутствуют верхние капоты двигателя. Опоры двигателя исчезли, но оборудование осталось. Номер двигателя не был виден, и заводская табличка не сохранилась, на боковой стороне блока была нанесена трафаретом надпись «27 .08,43». Считается, что это дата его установки.
Отсутствующие верхние капоты были найдены на дне озера возле планера, что является дополнительным доказательством того, что некоторые предыдущие подъемные работы уже ранее проводились. Воздухозаборник нагнетателя отсутствовал, и было интересно отметить, что на капоте были точки крепления для тропического фильтра от песка, хотя это могло быть стандартом для всех типов G-2. На них был штамп «14232». Фактически, каждая проверенная панель имела этот номер, что свидетельствует о том, что необычно - ни одна из них не была заменена в течение 18 месяцев службы.


Во время разборки стали видны другие заводские таблички и трафареты, что свидетельствует о том, что различные детали были изготовлены компаниями WNF и Erla в дополнение к основному производителю Bayerische Flugzeugwerke Regensburg.
Одна часть была также произведена на заводе SNCAN (Société nationale de constructions aéronautiques du Nord) в Сартрувиле к северо-западу от Парижа. SNCAN была французским производителем летающих лодок в 1920 и 1930 годах - во время войны она явно была передана для производство деталей для немецких самолетов.
Теперь, когда самолет был разделен на несколько частей, его погрузили на трейлеры, чтобы безопасно перевезти все на ближайшую дорогу. И дальше его перевезли в Технический музей Вадима Задорожного в Архангельском в Москве.
Восстановление самолета финансировали Борис Осетинский и его фонд Крылатая память Победы.
После того, как лицензия на проект была получена и подписана, Минкультуры России объявило объект важной реликвией. Поэтому этот самолет нельзя продать за границу.


Этот Bf-109G-2 Gustav был построен как часть партии, состоящей из 96 G-2 и 22 G-2 «Trops» (тропические варианты) в диапазоне Werk Nummer 14151-14268. В тот же период Erla построила еще одну партию G-2, состоящую из 160 G-2 в диапазоне номеров 10319-10479 и 384 G-2/Trop (10480-10863). WHF тем временем построил 350 G-2 (14501-14850). Всего с мая 1942 по февраль 1943 года было построено 1586 G-2.
Считается, что этот самолет, Wk Nr 14232, был построен в начале августа 1942 года. Его основная табличка с данными
содержит большую часть стандартных информация, но дата передачи Люфтваффе пуста. Как ни странно, на ней записан самолет как «Me109» в отличие от обычного «Bf 109».
Этот G-2 был оснащен обычным вооружением в виде двух 7,62-мм пулеметов MG 17 (по 500 патронов каждый) над двигателем и 20-мм пушки MG 151/20 (200 выстрелов), расположенной в развале V образного двигателя, предназначенной для стрельбы через спиннер. Он был оснащен перевернутым двигателем V-12 мощностью 1455 л.с. (1085 кВт).
Табличка с данными также указывает, что самолет с номером 14232 не был достроен как тропический вариант - хотя «Trops» были предназначены для Северной Африки, некоторые из них были перенаправлены на Восточный фронт.
Вероятно, что наш самолет был окрашен в цвета европейского театра военных действий: RLM74 Graugrün (серо-зеленый) и RLM75 Grauviolett (серо-фиолетовый) на верхних поверхностях и RLM76 Lichtblau (голубой) на нижней стороне. Также на две трети был RLM70 Schwarzgrün (черно-зеленый) и на одну треть RLM 21 Weiss (белый).
Хотя мы не можем быть уверены в этом, предполагается, что самолет с номером 14232 нес Stammkennzeichen (заводские коды) «CC + PC», нанесенные временной черной краской по обе стороны от поперечины фюзеляжа.
Одной из первых частей, получивших G-2 на Восточном фронте, была JG 54 Grünherz (Greenhearts), большая часть которой была построена на Erla в июне 1942 года.


Первое упоминание в отчетах Generalquartiermeister (называемых списками потерь) для G-2 датировано 7 июлем 1942 года, когда 3./JG 54 сообщил о 20% повреждении Bf 109G-2 10335. Та же машина, позже летающая в 8-й Staffel JG 54 снова была повреждена 25 августа 1942 года под Вязьмой, Россия.
Осенью 1942 года этот самолет был передан в Feldflugpark (передовой парк самолетов) на Восточном фронте. Здесь он получил дополнительную маркировку - RLM04 Gelb (желтый) на нижний капот двигателя, нижние законцовки крыла до крестовины крыла, плюс фюзеляжный пояс.
JG 54 летал с бывших советских аэродромов на южной дуге вокруг Ленинграда, а самолет 14232 был передан 8-му штабу III группы, базирующейся в Сиверской. Здесь он, вероятно, был окрашен в сегментированный камуфляж из черно-зеленого и темно-зеленого цветов, что идеально подходило для боя на малых высотах над лесными массивами вокруг города.
Предполагается, что его тактический номер - Black 7, который виден на восстановленном планере, и как часть III Gruppe он должен был иметь символ волны на корме фюзеляжа, обведенный белым контуром.
27 октября 1942 года Unteroffizier (Uffz - эквивалент капрала Люфтваффе) Артур Стерн получил повреждение своего Bf 109G-2, 13803 Black 5 из 8./JG 54 и совершил вынужденную посадку в Losibzy (где это?). Самолет был поврежден на 45%. В то время он имел уже отметки об 11 победах.
Через месяц, 27 ноября 1942 года, Стерн пролетел на 14232 над Кукушкино, примерно в 22 милях (35 км) от Ленинграда. Самолет был поврежден в результате столкновения в воздухе во время боя. Примечательно, что и Стерн, и его истребитель выжили в инциденте - хотя он был ранен, ему удалось вернуть G-2 на Сиверскую. Самолет получил 10% повреждений - что требовало ремонта на уровне подразделения.
Скорее всего именно тогда у истребителя сменили правую консоль крыла. Также вероятно, что самолет 14232 оставался в III/JG 54 до тех пор, пока вся группа не была отправлена ​​обратно в Германию в феврале 1943 года. Поскольку I и II группы JG 54 получили Focke-Wulf Fw 190A, то вероятно, борт 14232 был передан в новое подразделение: известно, что JG 5 получил много лишних или отремонтированных самолетов от JG 54.
Если предположить, что именно так это и произошло, то значит 14232 перелетел в Таллинн, Эстония, а затем в Мальми, Финляндия, прежде чем вылететь в Пори, главный Feldflugpark для Luftflotte 5 на севере. Вероятно, здесь проводились некоторые ремонтные работы, прежде чем он перелетел в Кеми, а затем на аэродром Петсамо/Лустари.
Тем не менее, нет официальных записей о том, что «CC + PC» пролетал над Финляндией, но, вероятно, он летел туда, все еще под своей предыдущей ливреей и фирменным стилем JG 54.


При передаче в JG 5 летом 1943 года, скорее всего самолет 14232 был сначала передан 8th Staffel как Black 7 с черной точкой III Gruppe позади креста. Предполагается, что летом он работал в 8./JG 5 и осенью 1943 года и, судя по многочисленным ремонтным заплатам, часто воевал.
14 января 1944 года Bf 109F-4 из 9./JG 5 на котором летал лейтенант Хорст Стефан, который на тот момент одержал три победы (в тот же день он одержал четвертую), был уничтожен на земле на аэродроме Понцаленйоки в России.
Вскоре после этой даты самолет 14232, похоже, был передан с 8./JG 5 на 9./JG 5 и был помечен как «новый» Yellow 3 с желтой точкой позади креста. Стал ли он самолетом лейтенанта Стефана, в настоящее время неизвестно.
Примерно в это же время самолеты подразделения получили свои отличительные схемы зимнего камуфляжа. Yellow 3 был окрашен с широко разнесенными белыми волнистыми линиями, нанесенными краскораспылителем.
14 февраля Bf 109 в составе группы из трех Staffeln III Gruppe (7, 8 и 9./JG 5) получили центральные бомбодержатели ETC500. В последующие дни отряд тренировался сбрасывать 250-килограммовые бетоннобойные бомбы. Они были вынуждены выполнить эту задачу, потому что теперь истребители-бомбардировщики Fw 190 «Jabos» перебазировались в Карелию и не могли работать на севере Арктики.
Шесть дней спустя большая группа в составе 600 партизан атаковали немецкую линию фронта в 25 милях к югу от Петсамо, прорвали ее и захватили большую базу, прежде чем продвинуться дальше в тыл. Когда III Gruppe была приведена в состояние повышенной боевой готовности, самолеты, оборудованные бомбодержателями, были вооружены и начали операцию ‘Jabo’.


Последняя миссия: на рассвете 21 февраля 1944 года группа начала непрерывные удары с использованием одной 250-килограммовой или четырех 50-килограммовых бомб. Партизаны находились на хорошо замаскированных позициях в лесных массивах, и когда Bf 109 ринулись в атаку, наземные войска открыли по ним огонь из всего, что у них было.
Было повреждено несколько немецких самолетов, в том числе два из 8./JG 5 - оберфельдфебель (Ofw - сержант) ‘Joki’ Norz получил попадание в радиатор, что вынудило его немедленно вернуться на базу. Еще один Bf 109 получил повреждение воздушного винта. Uffz Emil Hein из 8./JG 5 записал, что двигатель Мессершмита 9th Staffel заклинило, вероятно, из-за попадание в масляный радиатор или радиатор (он не назвал ни имени пилота, ни того, вернулась ли поврежденная машина на базу).


Причина потери Yellow 3 в этот день неясна. Официальные записи того периода отсутствуют, но в показаниях Hein, похоже, упоминается его потеря. Вполне вероятно, что истребитель не пострадал от попаданий стрелкового оружия. Возвращаясь в Петсамо с быстро перегревающимся двигателем, пилоту ничего не оставалось, кроме как попытаться приземлиться на небольшом замерзшем озере Tul'Yaur в 3,5 мили на юг от аэродрома. Перед посадкой закрылки были выпущены и фонарь сброшен, для быстрого покидания самолета. Заклинило двигатель или нет, в настоящее время неизвестно. Учитывая его близость к аэродрому, летчик, вероятно, был спасен немецкими наземными войсками и в тот же день вернулся в свою часть.


Ремонтные бригады, скорее всего, пытались разбирать самолет на запчасти.
Тем не менее, Yellow 3, по всей видимости, стал хорошей мишенью на льду. Он получил значительные повреждения задней части фюзеляжа от артиллерийского огня, а также попадания из другого оружия меньшего калибра. Известно, что советские Ил-2 атаковали Петсамо 22 и 28 февраля, поэтому вполне возможно, что они могли обстрелять лежащий «Мессершмитт» в любой из этих дней.
Судя по всему наземная команда успела снять верхние капоты двигателя, но не двигатель. MG 17 были сняты вместе с пушкой MG 151/20. Из фюзеляжа были также извлечены приборные панели и прицел, а также радио и компас. Двигатель не забрали, что, возможно, свидетельствует о его заклинивании. Остальная часть планера была заброшена. Когда растаял лед весной 1944 года «Мессершмит» спустился под поверхность озера и почти 75 лет пролежал под водой.
Эта статья в журнале была написана благодаря большой помощи Бориса Осетинского, Rune Rautio, Axel Urbanke (Luftwaffe im Focus) и Erik Mombeek (Eismeerjäger - Band 3) за данные военного времени и Juanita Franzi за профайлы.


А теперь посмотрим на фотографии Бориса Леонидовича Осятинского этого самолета еще до восстановления...


Левая консоль крыла...


Хвостовая часть фюзеляжа до восстановления...


Пожарная перегородка...


Общий вид фюзеляжа...


Выхлопные патрубки.


Номер на двигателе?


Крупнее


Общий вид двигателя DB-605...


Его состояние


Топливный бак?


Судя по всему это основные стойки?


Бак с другого ракурса.


Надписи на баке...


Крест на обшивке.


Еще


Элементы обшивки.


Отдельные элементы...


Крупнее


Обтекатели основной стойки.


Остатки надписей на обтекателе.


Капоты двигателя...


С другого ракурса...


Сохранившаяся резина основных стоек.


Заводские таблички.


Общий вид фюзеляжа по прибытии в музей Задорожного...


Заводской номер самолета.


Табличка на электрооборудовании..


Таблички...


Общий вид двигателя...


Крупнее


Табличка на бачке.


Крупнее


И еще одна...


Левая консоль крыла.


Элементы самолета.


Еще таблички...


И еще


Это заводские таблички различных частей самолета.


Подфюзеляжный держатель вооружения.


Табличка с номером на нем...


Судя по всему это руль направления?


Основная стойка.


Табличка на стойке.


Фюзеляж в реставрационной мастерской.


Горизонтальный стабилизатор.


Консоли.


Вид спереди на противопожарную перегородку.


Ее нижняя часть.


Электрооборудование.


Работа...


Еще табличка...


Вид справа сбоку на противопожарную перегородку.


Размеры...


Внутри кабины....


А во второй части мы посмотрим на самолет после реставрации в музее....

борис леонидович осетинский, 2020, музей техники вадима задорожного, bf-109

Previous post Next post
Up