Продолжаем рассказ о восстановлении М-17 Дмитрия Александровича Осминского. Используются его фотографии...
К середине лета 2012 года отмывка самолета была закончена. Встал вопрос о покраске самолета в первоначальный вид.
Центральный музей ВВС в Монино ч1 Центральный музей ВВС в Монино ч2 все, что у меня есть по М-17 - Собрали деньги с помощью спонсоров со стороны ветеранов ЭМЗ, порядка 300000 р. - продолжает Осминский. - Я со своей стороны нашел на ЭМЗ
оригинальный комплект чертежей по покраске этого самолета. (Как он меня поправил: деньги на покраску и ремонт, дал Андрей Сергеевич Дзюба, ветеран ЭМЗ, зам начальника конструкторского отделения.
- Имеется в виду схема цветовая?
- Нет, покрасочные чертежи. Не только цветовая схема. Это набор документации по нанесению и цветовой схемы, и технических надписей. Полностью. Чисто комплект конструкторской документации. Начиная с нанесения логотипа "Аэрофлота", технические надписи, флаги, где их наносить, каким размером, - все это стандартизировано.
- Не так, как американцы - на ломаном русском языке?
- Нет. Там все в документации прекрасно расписано. И это надо было привести в такой вид, чтобы можно было сделать уже материалы для покраски. Мне пришлось по новой все это дело чертить, для того, чтобы сделать трафареты. Это был большой объем работы. И в результате, когда были уже собраны деньги, в сентябре месяце мы начали этот самолет красить.
- В сентябре 2012 года?
- Да. Покрасили мы его силами бригады Зои Дмитриевны Филипповой от фирмы Яковлева.
- А в книге указана другая организация? Или это они же?
- Это они и есть. Они в свое время красили самолеты в Монинском музее.
Это специализированная бригада фирмы Яковлева, которая 40 лет подряд занималась только покраской. И я с ними договорился, что они будут красить этот М-17, да, за наши деньги. Мы им отдали порядка 350 000 р.
- Чисто за работу или за материал тоже?
- И материал, и работу.
- В общем, не так уж и дорого - такой большой самолет.
- Не так уж и дорого, не считая моего времени, которое пришлось сидеть под самолетом и следить, чтобы все было сделано именно так, как надо, а не так, как хочется художникам с фирмы Яковлева.
- Я художник - я так вижу...
- Да. И в результате, к сентябрю месяцу мы его покрасили.
Окраска
Наклейка крупных надписей
Нанесение надписи Аэрофлот.
Эмблема...
Самолет после окраски
С другого ракурса...
С левого борта.
Еще
Хвостовое оперение. Но заметно же, что чего то не хватает?:-))
Правильно, всевозможных технологических надписей...
Крупнее
Флаг уже на месте.
Надписи сделаны не наклейками, а краской через трафарет. Вначале клеится трафарет, а потом краска. Этот процесс намного дольше и труднее, но зато результат идентичен оригинальному....
Работа с технической документацией: куда, что и как красить...
Да и дальше все не очень просто...
Но мне почему то кажется, что фотограф не столько процесс поклейки трафаретов сохранял в веках?:-))
Еще
А так эти надписи выглядят на самолете...
Еще
Фото 111.
И самолет начал приобретать живой вид...
Явно от вооружения лючок?
Фото 114.
Не только надписи, но и картинки...
Это что?
Надписи на носу самолета.
Рабочий стол...
Ну теперь он даже зимой имеет живой вид...
Наклейка регистрационного номера.
Здесь требовалось больше рук...
И готовый результат, слева Дмитрий Осминский.
Общий вид.
Были покрашены и заглушки.
Результат и команда волонтеров, которая помогала делать это. Буду признателен, если мне помогут назвать этих людей...Ну Дмитрий Осминский своей формой выделяется от остальных участников:-)))
Самолет покрашен и надписи на борту, но и это еще не все...
В следующей части мы расскажем о том, как было сделано технически грамотное крепление самолета....