В этой части посмотрим на планера, расположенные под потолком 8 ангара. В основном это планера созданные О.К.Антоновым.
Центральный музей ВВС в Монино ч1 Центральный музей ВВС в Монино ч2 все, что у меня есть по планерам Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Планер А-1-83. Планер конструкции Антонова 1930 года постройки. Было построено 5700 таких планеров. Как мне подсказал Юрий Яковлев: этот планер был построен Юрием Михайловичем Скотниковым на предприятии Антонова в начале 1980 годов. Летал в 1983 году в Коктебеле на праздновании 60-и летия советского планеризма.
Планер А-1 (У-с4, т.е. "учебный, серии 4) являлся распространенным учебным планером. Помимо первоначального обучения, планер использовался для парения над склонами в потоках обтекания. Прототипом А-1 был планер "Стандарт-2" созданный О.К.Антоновым в 1930 году.
Планер А-1 является родоначальником ряда пилотажных планеров различного назначения. Парители П-с1 и П-с2 ("Упар"), пилотажно-буксировочные планеры Б-с4 и Б-с5, двухместные учебные планера У-с5, У-с6 и А-2 сохранили все характерные черты конструкции планера А-1, вплоть до одинаковых узлов и деталей.
Планер А-1 представляет собой четырехподкосный моноплан с высокорасположенным крылом. Фюзеляж заменен плоской центральной фермой и хвостовой балкой, несущей хвостовое оперение. Балка соединена шарнирно с центральной фермой и вместе с килем расчалена к крылу четырьмя проволочными расчалками.
Особенностью конструкции планера А-1 является возможность складывания хвоста вбок, вдоль размаха крыла, без нарушения при этом регулировки тросов управления рулями. Складной хвост облегчает эксплуатацию планера, упрощает его заводку в ангар, облегчает перевозку и уменьшает необходимое для хранения место.
Второй особенностью планера А-1 является съемный обтекатель пилотского места.
Планер взлетал и садился с использованием лыжи на нижней части фюзеляжа, но так же могло использоваться и деревянное колесное шасси.
Колеса диаметром 300 мм изготавливались обычно из дерева с фанерными дисками. Обод колеса оковывался листовой сталью или оклеивался кожей.
Большой опыт эксплуатации планера А-1 показал, что по своим летным и эксплуатационным данным он отвечал своему назначению учебной машины.
ЛТХ:
Модификация А-1
Размах крыла, м 10.56
Длина , м 5.60
Высота, м 1.70
Относительное удлинение 7.13
Площадь крыла, м2 15.64
Масса, кг
пустого 92
полетная 164
Максимальная скорость, км/ч 70
Макс. аэродинамическое качество 11
Скорость МАК, км/ч 46
Минимальное снижение, м/с 1.15
Посадочная скорость, км/ч 37
Экипаж, чел 1
Планер Антонов А-11. А-11 - рекордный планёр конструкции Олега Антонова. Постройки 1957 года. Всего было построено 200 таких планеров.
Одноместный цельнометаллический рекордный планёр конструкции Олега Антонова А-11 был разработан и построен в 1957 году. Крыло имело мощную механизацию, которая улучшала характеристики планёра, расширяла диапазон режимов полёта, облегчала набор высоты в восходящих потоках и посадку планёра. Это был среднеплан с V-образным оперением и одноколёсным убирающимся шасси с закрывающимися створками.
2-лонжеронное крыло состояло из двух трапециевидных консолей с закругленными и отогнутыми вниз законцовками. Оно по всему размаху имело профиль Р-IIIA. Механизация крыла включала в себя щелевые элероны с весовыми балансирами, закрылки и двухсторонние интерцепторы. Носок и верхняя поверхность крыла были обшиты листовым дюралиминием, а нижняя - полотном. Консоли крыла можно было за несколько минут заменить на более короткие. Эта замена превращала рекордный планёр А-11 в пилотажный планёр А-13.
Фюзеляж конструктивно представлял собой бесстрингерный полумонокок, образованный 18-ю шпангоутами, обшивкой и легкосъёмный стальной лыжей. Кабина пилота закрывалась плексигласовым фонарём, который плавно вписывался в контур фюзеляжа. Фонарь состоял из трех частей и обеспечивал хороший обзор пилоту. В аварийной ситуации фонарь мог сбрасываться. Сиденье пилота было регулируемым по длине и высоте. V-образное оперение состоит из двух съемных рулей. От ручки управления рули отклонялись всех и вниз, выполняя функции рулей высоты. От педалей рули отклонялись в разные стороны, выполняя функции руля направления.
В полете планер устойчив по всем трем осям и хорошо управляем. Обзор из кабины пилота хороший, положение ручки и педалей относительно сиденья удобное. Фонарь кабины имеет аварийный сброс, ручка которого расположена на правой стороне приборной доски. Рычаг отцепки от буксировочного замка находится на ручке управления (на доработанных моделях планера рычаг вынесен на приборную доску). Рычаги открытия воздушных тормозов и закрылков расположены на левом борту кабины, пользоваться ими удобно. По своим конструктивным особенностям планер требует от пилота повышенного внимания на взлете, в полете и на посадке.
На амортизированной приборной доске были установлены магнитный компас КИ-12, указатель поворота УП-2, указатель воздушной скорости УС-350, двухстрелочный высотомер ВД-10 и мембранный вариометр ВР-10.
Планёр выпускался серийно и успешно эксплуатировался, пока на смену ему не пришёл планёр А-15. На планёре А-11 был установлен целый ряд всесоюзных и международных рекордов.
ЛТХ:
Модификация А-11
Размах крыла, м 16.50
Длина , м 6.00
Относительное удлинение 22.4
Площадь крыла, м2 12.15
Масса, кг
пустого 310
полетная 400
Максимальная скорость, км/ч 300
Макс. аэродинамическое качество 34
Скорость МАК, км/ч 100
Минимальное снижение, м/с 0.90
Посадочная скорость, км/ч 60-80
Экипаж, чел 1
Планер с реактивным двигателем А-13М с ТС-31М тягой 60 кгс. В 1959 году на основе цельнометаллического планера А-13 О.К.Антонова был создан единственный в мире мотопланер А-13М с турбореактивным двигателем ТС-31М (тяга 60 кгс) разработки ОКБ А.М.Люльки. На этом уникальном в своем классе аппарате установлены высшие мировые достижения скорости на базе 3 и 15 км (пилот Е.Литвинчев). Запас топлива был рассчитан на шесть включений двигателя на время, необходимое для набора достаточной высоты для выполнения фигур высшего пилотажа. В серии не строился. Единственный музейный экземпляр.
Интересно, а сейчас там двигатель на месте?
ЛТХ А-13
Экипаж: 1 чел
Длина: 6,4 м
Высота: 1,6 м
Размах крыльев: 12,1 m
Площадь крыльев: 10,4 m²
Пустой вес: 270 кг
Полный вес: 360 кг
Аэродинамическое качество: 25
Максимальная скорость: 400 км/ч
Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом генеральным конструктором О. К. Антоновым, в 1959 году и был спроектирован с учетом последних достижений планеризма в СССР и за рубежом. Строился серийно и много лет широко эксплуатировался в планерных клубах как у нас в стране, так и за рубежом, например в Венгрии и Голландии. На нем установлено более 20 всесоюзных и мировых рекордов. Было построено более 60 планеров. А-15 последний планер разработанный в КБ Антонова.
На планере предусмотрена установка кислородного оборудования и радиостанции. Электропитание обеспечивается аккумуляторной батареей. Оперение V-образное, состоящее из двух поверхностей, установленных под углом 45 градусов к горизонтальной плоскости. Каждая поверхность делится соответственно на две: неподвижную и отклоняемую. Неподвижные поверхности выполняют функцию киля и стабилизатора. Отклоняемые работают как рули высоты и направления. Одновременное отклонение обеих половин рулей влево и вправо выполняется с помощью педалей, вверх и вниз - соответствующим продольным движением ручки управления.
ЛТХ:
Модификация А-15
Размах крыла, м 18.0
Длина , м 7.20
Высота, м 1.96
Площадь крыла, м2 12.30
Масса, кг
пустого 310
полетная 390
Наибольшее качество планирования 40
Наименьшая скорость снижения, м/с 0.69
Мин скорость снижения с закрылками, м/с 0.75
Посадочная скорость, км/ч 70
Экипаж, чел 1
КАИ-19 - одноместный рекордный планер открытого класса. Разработан в СКВ КАИ Б. Ф. Ивановым, М. П. Симоновым, А. И. Осокиным и другими. Построен в 1963 году в нескольких экземплярах различной модификации на Казанском авиационном производственном объединении им. С. П. Горбунова. В музей попал в 1975.
По схеме планер КАИ-19 - свободнонесущий высокоплан с положительным углом поперечного V и с Т-образным оперением. Положение пилота - полулежачее. Для крыла применен ламинарный профиль ГХ-62-184. Вся задняя кромка механизирована закрылками, тормозными щитками и элеронами. Конструкция планера - цельнометаллическая, преимущественно из сплава Д-16Т. Только рули обтянуты полотном. Крыло имело однолонжеронную конструкцию с обшивкой из дюралю мина толщиной 1,2 мм с химической фрезеровкой с внутренней стороны обшивки между нервюрами.
Фюзеляж имел конструкцию с каркасом из небольшого количества стрингеров и шпангоутов в носовой части и бесстрингерной оболочкой, подкрепленной шпангоутами в хвостовой части. Фонарь занимал всю верхнюю половину кабинной части фюзеляжа. Средняя часть могла быть аварийно сброшена.
Шасси планера - одноколесное, убирающееся, с гидропневматическими амортизаторами главной стойки и костыля. Колесо было снабжено колодочным тормозом и при уборке в фюзеляж закрывалось двумя створками. Уборка шасси в зависимости от модификации была ручной или электроприводной.
На планере КАИ-19 был установлен водобалласт -136 кг, позволявший доводить нагрузку на крыло до 40 кг/м2. Часть водобалласта располагалась в двух крыльевых баках по 36 л в каждом и в баке на 64 л - в фюзеляже.
Планер КАИ-19 без водобалласта был рассчитан на прочность, соответствующую десятикратной перегрузке. Максимальная эксплуатационная перегрузка была равна 6 единицам. Программа летных испытаний была выполнена летчиком-испытателем В. И. Кирсановым.
ЛТХ:
Модификация КАИ-19
Размах крыла, м 20.00
Длина , м 8.10
Относительное удлинение 28.60
Площадь крыла, м2 14.00
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 43.00
Масса, кг
пустого 355
полетная 602
водобалласта 136
Макс. аэродинамическое качество 42
Минимальное снижение, м/с 0.53
Экипаж, чел 1
Планер ЛАК-9М Lietuva это одноместный, рекордный планер открытого класса. Первый советский серийный пластмассовый планер. Серийная модификация планера была разработана ведущим конструктором К.Гячасом. Впервые планер ЛАК-9 взлетел под управлением В.Шлюмбы 12 мая 1976 года. Строился планер на ЭЗСА. Было выпущено 8 экземпляров планера. В 1976 году планер участвовал в чемпионате мира в Финляндии.
В 1977 году была выпущена улучшенная версия планера ЛАК-9М. Вес планера снизился на 20 кг.
ЛТХ:
Длина, м: 7,27
Размах крыла, м: 20,02
Площадь крыла, м2: 15,0
Удлинение: 26,7
Масса, кг: 410
Удельная нагрузка, кг/м2
-без балласта: 32
-с балластом: 39
Макс. аэродинамическое качество
-без балласта: 46
-с балластом: 47
Наивыгоднейшая скорость, км/ч
-без балласта: 93
-с балластом: 103
Экономическая скорость, км/ч
-без балласта: 80
-с балластом: 89
Мин. скорость снижения, м/с
-без балласта: 0,51
-с балластом: 0,59.