Продолжим рассматривать интересные воздушные суда в 6 ангаре. Под потолком подвешены экспериментальные планера с круглым крылом конструкции В.М. Суханова. именно на них мы и посмотрим подробнее...
Дископлан-1
Дископлан-2
Центральный музей ВВС в Монино ч1 Центральный музей ВВС в Монино ч2 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Экспериментальный планер с круглым крылом "Дископлан-1" конструкции М.В. Суханова, 1950 года. Предназначен для исследования планирующего спуска на землю с использованием эффекта воздушной подушки. Летные испытания проведены 13-22 августа 1957 года мастером спорта В.В. Ивановым.
Экспериментальный планер с круглым крылом Дископлан-1 поступил в музей с Выставки достижений народного хозяйства в мае 1970 года. Он был создан в 1950 году в Новосибирске. Его конструктор М.В. Суханов, работал старшим научным сотрудником СибНИИ. Летные испытания показали, что машина с круглым крылом имеет критический угол атаки около 45 градусов, что втрое превышает аналогичный показатель у обычных самолетов. Даже при таких углах дископлан не сваливается в штопор, а может устойчиво и безопасно парашютировать. Посадку совершает плавно за счет возникновения под ним "воздушной подушки".
...Если скоростной спортивный самолет имеет крыло малого относительного удлинения, то вопрос динамической устойчивости и управляемости приобретает особую роль. По существу, от этого зависит успех летной эксплуатации. Обеспечение безопасности при взлете и посадке становится одной из главных и наиболее сложных задач.
С этой целью и был создан экспериментальный планер "Дископлан-1". Его автор Миньон Васильевич Суханов. С именем М. В. Суханова связывают разработку нескольких дископодобных аппаратов. Окончив во второй половине 1930 годов Московский авиационный институт, он долгое время работал в ЦАГИ. Еще в студенческие годы он принимал участие в разработке и постройке планера-дископлана. Этот планер имел крыло диаметром 3,9 м, длину - 5,3 м, высоту - 2,0 м. В 1950 году под руководством Суханова группой новосибирских конструкторов был разработан и построен планер "Дископлан-1. Планер имел размах крыла 3,5 м, площадь крыла - 10 м2, полетный вес - 230 кг; максимальное аэродинамическое качество - Кmax=7.
Что же показали испытания проведенные Мастером планерного спорта СССР Владимиром Ивановым?
Прежде всего обнаружилось основное отличительное свойство круглого крыла - плавное обтекание его воздушным потоком, которое не прекращается даже при очень больших углах атаки, достигающих а = 45 градусов. Причем подъемная сила крыла непрерывно растет. У обычного крыла большого размаха критический угол атаки имеет всего лишь величину а = 14-16 градусов. Отсюда очень важная особенность дископлана: ни при каких условиях полета он не срывается в штопор.
При выходе на максимальные углы атаки возможно лишь крутое, исключительно устойчивое парашютирование. Интересно, что этот режим наиболее безопасен. Тогда как у планеров с обычными крыльями парашютирование особенно рискованно с точки зрения возможного срыва в штопор.
Во время летных испытаний было также установлено, что планер обладает хорошей динамической устойчивостью и управляемостью на всех режимах. Малый же момент инерции крыла и мощное хвостовое оперение обеспечивают ему особо высокую маневренность. По выполнению фигур высшего пилотажа и запасу прочности "Дископлан-1" определен как спортивно-тренировочный акробатический планер. Он может быть использован для повышения мастерства спортсменов-планеристов, которые специализируются в полетах на высший пилотаж.
Шасси с хвостовой опорой...
Крупнее
ЛТХ Дископлан-1
Диаметр крыла 3,45 м
Площадь крыла 9 м2.
Вес полетный 230 кг
Качество макс - 7
Суханов и Щербаков в 1960 году проектируют "Дископлан-2" с диаметром крыла 4,9 м, который был построен в НПО им. Лавочкина. Только в 1962 году "Дископлан-2" поднялся в воздух. Круглое крыло его спроектировано и построено совсем без лонжеронов и нервюр. Каркас крыла сделан в виде огромного велосипедного колеса, обод и центральная втулка которого расчалены стальной рояльной проволокой d=0,2 мм. Двухслойная перкалевая обшивка в соединении с проволочной сеткой образует основу би-конусного профиля крыла. Острые дюралевые носки по окружности обода улучшают аэродинамику и устойчивость планера, придавая профилю крыла законченный сверхзвуковой вид. Диаметр крыла - 5 м, несущая площадь - 20 м2, полетный вес - 240 кг. Удельная нагрузка на крыло минимальная - 12 кг/м2. Управление осуществляется рулем поворота и элевонами, выполняющими функции элеронов и руля высоты.
Новый планер обнаружил интересную способность - так называемый эффект "воздушной подушки". Планируя с высоты на посадку, пилот ощущает, что дископлан как бы садится на "подушку" и автоматически стабилизируется в поперечном и продольном направлениях. После этого аппарат может лететь уже без вмешательства пилота в управление. Причем нельзя заставить планер ускорить приземление, пока скорость полета естественным образом не погасится и эффект "подушки" не исчезнет. После этого дископлан приземлится самостоятельно - на три точки. Это важно потому, что даже возможная ошибка пилота в момент посадки не приведет к неприятным последствиям.
Рассматривалась возможность использования подобной конструкции в космонавтике. В ОКБ им С.А. Лавочкина Дископлан-2 осмотрели летчики-космонавты СССР Ю.А. Гагарин и Г.С.Титов и даже посидели в его кабине.
18 октября 1979 года М.В.Суханов побывал в музее, демонстрировал фильм об испытании дископланов, рассказал о своем творческом пути...
ЛТХ: Дископлан-2
Диаметр крыла, м 5.00
Площадь крыла, м 20.00
Масса, кг
нормальная полетная 240
Удельная нагрузка на крыло минимальная - 12 кг/м2
Экипаж, чел 1
А вот и небольшой фильм об испытании Дископланов:
Click to view