Италия. Рим-1.

May 19, 2008 10:02

Несколько лет тому назад я написал книгу под названием "Италия глазами израильтянина". Тираж книги уже почти закончился, новый издательство допечатывать не собирается, так что я думаю, что вполне могу кусочки этой книги выложить здесь, в своем блоге на вящую пользу читателей. Тем более, что вопросов по Италии всегда много. Начинаю с Рима.

Рис.1. Общая схема Рима




По утверждению знаменитого древнеримского историка Тита Ливия, Рим был основан Ромулом 21 апреля 753 года до нашей эры, то есть спустя 250 лет после основания Иерусалима. Теория эта не единствена, каждый римский историк предлагал свою легенду - Плиний, например, утверждал, что Вечный город построил Сервий Туллий, родившийся в результате непорочного зачатия. Учитывая, что аналогичная история произошла и с Реей Сильвией, матерью Ромула и Рема, приходится признать, что мотив этот использовался в различных мифологиях слишком часто. Впрочем, интересующихся историей города мы отошлем к нашему Историческому очерку, а для более глубокого изучения к массе обширнейших трудов, написанных различными историками «от Ромула до наших дней». Так или иначе, но Рим является одной из самых притягательных достопримечательностей мира как с точки зрения истории, так и архитектуры, искусства, моды и разного рода паломничества. В действительности, это один из самых интереснейших городов на земном шаре (после Иерусалима, разумеется), который трудно узнать и понять даже посещая его многократно - здесь нужно пожить некоторое время, чтобы проникнуться его духом, светом и трансцедентальным чувством. Сегодня, разумеется, этот «город волчицы» невероятно эклектичен, нет уже ни имперского превосходства, ни римских носов, ни латинской кухни. Впечатлениям туриста очень мешает волна эмигрантов - корейцев, китайцев, филлипинцев, африканцев, захлестнувших город мощным потоком за последние годы. Да и как ему не быть эклектичным, если Рим никогда в истории не создавал ничего своего, лишь впитывая как огромный аккумулятор культуры всех тех десятков и сотен народов, которые он захватывал и колонизировал. Если существует в Италии что-то безусловно неапольское, флорентийское, венецианское - то неоспоримо римского вы не сыщете днем с огнем. Даже в знаменитой древней классической архитектуре римские Витрувиусы и Гиподамусы лишь пользовались хорошо обработанной греческой, еврейской, египетской и прочими, прочими, прочими… Чем же город этот так нас привлекает (не будем говорить сейчас о католическом паломничестве)? Тем, что он - Рим. Тем, что в представлении каждого из нас - он свой, особенный. В зависимости от того, какие книги мы читали, какие фильмы смотрели, в какие школы ходили. Трудно, практически невозможно описать римские впечатления тому, кто здесь никогда не был. Поэтому мы лишь перечислим красоты и достопримечательности этого города, а все остальное - в ваших руках, а точнее, глазах, ушах и ногах.

Рис. 2. Схема римского метро


ДРЕВНИЙ ГОРОД

Древний Рим, как говорят, был расположен на семи холмах, хотя на самом деле их здесь несколько десятков. Начнем с того, на котором несчастный Рем перепрыгнул забор постройки своего брата - с холма Палатин, стоящего на выгнутой излучине Тибра. Судя по современным исследованиям, здесь действительно были древнейшие поселения, а позже главные императорские дворцы. Палатин окружен руинами классического Рима со всех сторон - с юга большим ипподромом 6 века, до сих пор сохранившим форму сильно вытянутого овала - цирка Массимо - где современные римляне любят выгуливать своих собак и другими раскопками с остальных сторон. Кроме императорских дворцов, сегодня называемых дворцами Августа, здесь были дома самых богатых и знатных патрициев, например Цицерона и Красса. К сожелению, позже эти великолепные развалины были застроены средневековыми домами, церквями и монастырями, а в 17 веке на части территории холма был разбит сад Фарнезе, что, естественно, раскопкам не содействует. Частично сохранились дома самого Августа и его жены, а также дворцы императоров Тиберия, Веспасиана и других, в которых сегодня все еще продолжаются исследовательские и реставрационные работы. Стоит отметить, что собственно тот дворец, который сегодня называют Августовым был построен императором Домицианом. Сохранились также следы терм Септимия Севера и небольшого стадиона.
Спускаясь с Палатина на восток мы попадаем в район арки Константина, того самого, сделавшего христианство официальной религией империи и переведшего столицу в Византий. Арка была построена в 312 году в честь одной из военных побед этого императора, причем для нее, как было обнаружено исследователями, строители повторно использовали более древние скульптуры и барельефы, в том числе с арки Адриана. Сразу за аркой Константина мы видим самую известную достопримечательность, можно сказать, символ Рима - амфитеатр Флавиев, более известный под средневековым названием Колизей (Колоссео). Такое название дал амфитеатру заезжий монах, пораженный его размерами - и оно прижилось. Колизей представляет собой эллипс 188 на 156 метров с тремя ярусами аркад различных ордеров колонн. Чем выше - тем места были дешевле. На нижних, дорогих рядах даже сохранились имена сенаторов. Восьмидесяти входов было достаточно, для того, чтобы 70 тысяч зрителей, которые помещались в амфитеатре, могли покинуть его за каких-нибудь пять минут. Под ареной, пол которой со временем провалился, находились подземные помещения - клетки для людей и рабов, подземные переходы и 36 механических подъемников на лебедках, которые вращали рабы. С помощью этих лифтов доставляли с нижних этажей оленей, медведей и львов. Они же убирали с арены туши убиенных зверей и трупы гладиаторов.

Рис. 3. Схема древней части города. Форумы.


Колизей был построен на месте бывшего дворца императора Нерона и его искусственного озера, заваленного землей по приказу Веспасиана Флавия. Дело строительства величайшего в мире амфитеатра закончил его сын Тит Флавий, а, закончив, посвятил его открытие победе над евреями в Иудейской войне в 70-м году н.э. В честь этой победы по приказу императора на огромной арене, да и вокруг были устроены 100-дневные игры, которые продолжались и днем и ночью, озаряемые тысячами факелов. Видимо, нелегко далась Флавиям победа над строптивыми иудеями! Во время этих игр здесь погибло более 5 тысяч животных, а людей, как водится, и не считали вовсе. Необходимо отметить, что не менее 70 процентов рабов и гладиаторов, погибших здесь были евреями - римляне считали наших предков лучшими воинами в мире, не считая себя, естественно. После Иудейской войны вообще почти все гладиаторы империи были бывшими еврейскими пленниками! В талмудические времена еврейским Синедрионом был издан специальный галахический закон, запрещающий евреям входить на территорию амфитеатра в память о погибших предках.
За Колизеем с востока находилась одна из самых больших во всей Италии гладиаторских школ - Лудус Магнум, руины которой сохранились до сих пор. Кстати, в поединках на аренах выступали не только гладиаторы, но свободные и, даже, знатные граждане Рима - кто из-за денег, кто - ради славы, а кто-то просто от скуки, чтобы пощекотать себе нервы дополнительной порцией адреналина. Человеческие бои запрещены папами в 438 г., а бои с участием зверей - в 523 г., папой Григорием. Позже как папы, так и римские аристократы использовали сооружение как каменоломню для дворцов и церквей, а в темные века из его стен варвары добывали металл, расковыривая балки, причем следы этого варварства видны до сих пор. В 1744 г. Колизей был освящен папой Бенедиктом XIV как арена гибели мучеников-христиан, чего на самом деле в истории амфитеатра никогда не было.
В наше время правительственных кругах Италии появлялись идеи полной реконструкции эмблемы Рима - амфитеатра с “откушенной” стеной, поскольку до наших дней дожили лишь несущие конструкции Колизея, а скульптуры и прочие украшения были в массе своей либо разграблены варварами (а под шумок и самими гордыми римлянами), либо просто не выдержали испытания временем. Но как минимум отцы города рассчитывают хотя бы отреставрировать уцелевшие стены и перекрытия, чтобы выглядели, как новые, особое внимание уделяя “сейсмическому иммунитету” и применяя самые современные технологии защиты от землетрясений. После восстановления на арене вновь хотят устраивать представления.
От Колизея мы поднимемся (мимо руин храма Венеры и Ромы, построенного Адрианом) по “дороге славы” к знаменитой - для евреев печально - арке Тита, установленной уже после смерти поджигателя Второго Храма и разрушителя Иерусалима его братом Домицианом. Изображения на внутренних поверхностях арки рассказывают нам о трагической судьбе наших предков, выживших в огне Иудейской войны и попавших в Рим в качестве рабов. Пленные несут богатейшие трофеи, захваченные легионерами в Иерусалиме и Храме, в том числе - храмовую Менору, ритуальный семисвечник, изображение которого является официальным гербом государства Израиль. Ученые до сих пор спорят, та самая ли это Менора, или другой светильник, исполнявший в Храме второстепенную роль, или же она вообще не храмового происхождения. Споры ведутся, в основном, о форме подставки семисвечника, хорошо видного на барельефе. Проход под аркой загорожен цепями - не для того ли, чтобы напомнить нам о галахическом постановлении, запрещающем евреям проходить под этим сводом - как проходили наши героические предки?

Рис. 4. Театр Марцелла до перестройки, гравюра.


От арки Тита, пройдя чуть дальше мы попадаем на Римские Форумы. Очень трудно здесь разобраться без сопровождающего экскурсовода, трудно идентифицировать руины храмов, общественных и жилых зданий, но, все же, мы постараемся это сделать как можно точнее. Первое, что бросается в глаза, если вы входите на форумы с юга - большое церковное здание с правой стороны украшенное статуями на крыше - это церковь св. Франчески Римской, интересная тем, что в центре ее нефа установлена скульптура Бернини «Исповедь», а картины на ее стенах принадлежат кисти Караваджо. Церковь, заложенная в 10 веке с тех пор неоднократно перестраивалась. С той же стороны чуть далее в глубине - три больших арочных пролета, принадлежавшие базилике Максенция и Константина, построенной этими двумя императорами в начале 4 века. За базиликой слева можно увидеть церковь Козьмы и Демьяна, которая стоит на круглых остатках древнего святилища Ромула 3 века н.э. Продолжая путь по дорожке, которая когда-то была «священной дорогой» форума, слева в глубине мы видим ряд скульптур из белого мрамора, которые стояли когда-то во дворике - атриуме комплекса, состоящего из круглого храма Весты и жилого дома жриц-весталок. Богине Весте, хранительнице домашнего очага, прислуживали шесть девушек из богатых семей, дававшие обет девственности до тридцати лет. В их обязанности входило постоянно поддерживать священный огонь в алтарной части храма. Наиболее выдающиеся из этих жриц удостаивались скульптуры, части которых сохранились до сих пор. Тех же, кто не выдерживал данный обет, закапывали в землю живьем, так как категорически запрещалось проливать их кровь.
Напротив храма весталок стоит внушительное здание храма Антония, который сохранился лишь благодаря тому, что был освящен в качестве церкви. Три высоких коринфских колонны с сохранившимся фрагментом фриза указывают нам место, где когда-то располагался храм божественных близнецов Кастора и Поллукса, помогших римлянам победить латинян, а в центре площадки форума - храм Цезаря, возведенный на месте его торжественной кремации. Цезарю же был посвящена базилика Юлия на южной стороне форума, где размещались различные административные службы города того времени - налоговое управление, мировой суд и палата мер и весов.
В северном углу главной площади форума стоит высокое здание Сената или Курии, самая старая постройка в Риме, строительство которой начинал еще Юлий Цезарь в 44 г. до н.э. Разумеется, здание было перестроено в более поздние времена и реставрировано в 1937 по приказу Муссолини, хотя его двери и некоторые архитектурные элементы сохранились в оригинале. Высокий зал вмещал до 300 сенаторов, а двери его всегда были открыты для публики. Перед Сенатом захоронен Черный Камень, по преданию отмечающий могилу Ромула, легендарного основателя Рима. Исследования показали, что святилище здесь было еще в 4 веке до нашей эры, а вот следов могилы найдено не было.



Напротив Сената видна часть внушительного портика, который когда-то принадлежал одному из самых важных римских храмов - храму Сатурна, хранителю государственной казны. Любители истории легко вспомнят Сатурналии - своего рода римский Юрьев день. Храм этот был заложен в 5 веке до нашей эры, неоднократно перестраивался, а видимые нынче колонны относятся к 4 веку нашей эры. За Сенатом и храмом Сатурна видны несколько триумфальных арок, самая сохранившаяся из которых была посвящена Септимию Северу, победителю парфян. По приказу императора на арке высотой в 20 метров изобразили не только его самого, но и его сыновей - Джета и Каракаллу. После смерти отца Каракалла, заняв трон, приказал убить брата и уничтожить все упоминания о нем, в том числе скульптурные изображения. На барельефах хорошо видны последствия этого приказа. Каракалла, кстати, очень благоволил к евреям и был другом знаменитого рабби Иегуды ха-Наси.
За аркой Севера начинается лесенка, по которой можно подняться мимо одного из зданий римского муниципалитета на самый знаменитый холм Рима - Капитолий. Холм этот всегда служил центром духовной и религиозной жизни древнего Рима, не случайно, и сегодня существует местная традиция, что конец света будет возвещен именно отсюда. Церковь Санта Мария ин Арачели сегодня стоит на том месте, где в древности был храм Юноны Монеты. Юноне приносили в жертвы гусей, поэтому считается, что именно по ее приказу гуси своим гоготом и спасли Рим. При храме был монетный двор, где чеканились металлические деньги, которые так и остались в истории под названием «монеты». Ближе к реке располагался главнейший храм города - храм Юпитера, куда после триумфа приходили полководцы-победители, для того, чтобы принести жертву Юпитеру, а специально приставленный раб шептал им на ухо: «Помни, ты всего лишь человек». Главная площадь на вершине Капитолийского холма, спроектированная когда-то Микеланджело, сегодня называется Кампидолио, в центре ее установлен памятник Марку Аврелию, с одной стороны она закрыта зданием дворца Сенаторов, стоящим на месте древнего Табулария, а с противоположной открывается лестницой со статуями братьев Диоскуров. По двум другим сторонам площади располагаются два музея - Старый (Консерватори) и Новый (Нуово) дворцы, которые хранят шедевры искусства древнего Рима. В Новом дворце, например, находится знаменитая статуя «Умирающий Галл», а в новом целая колллекция волчиц и других предметов искусства. Волчица, вскормившая Ромула и Рема, кстати, установлена и около самой площади и является гербом Рима по сей день, наряду с аббревиатурой «SPQR», которая означает «Народ и Сенат Рима».
Мы спустимся по лестнице, спроектированной великим Буонаротти, повернем направо за угол и обойдем огромную конструкцию, видную почти из любой точки Рима, памятник Виктору-Эммануилу II, который насмешливые римляне не без причин называют «свадебным тортом» или «пишущей машинкой». Эта грандиозная конструкция была возведена в 1885 - 1911 годах в память о воссоединении Италии в 1870 году под руководством первого итальянского короля Виктора-Эммануили II. Почетный караул стоит на площади памятника у могилы Неизвестного солдата под конной статуей самого короля. Внизу, на первом этаже здания располагается музей Воссоединения - Рисорджименто. Для того, чтобы охватить весь этот комплекс одним взглядом, необходимо перейти на другую сторону улицы, туда, где возвышается колонна Траяна, возведенная в честь победы этого императора над даками. Колонну увивает лента-барельеф длинной около 200 метров с изображениями батальных сцен. Высота самой колонны, под которой захоронена урна с прахом императора-полководца, составляет 40 метров. От колонны Траяна начинается улица Императорских Форумов. Собственно сам современный проспект был проложен по приказу дуче Муссолини, чтобы из окна его резиденции на площади Венеции был виден Колизей. Резиденция дуче находилась в бывшем дворце кардинала Барбо на южной стороне площади, а единственный балкон на этом здании - любимое место выступлений Муссолини перед народом. На самом деле, средневековые здания были снесены, чтобы добраться до древних раскопок - историки Рима говорят, что дуче «пожертвовал архитектурой ради истории». Правда, под полотном дороги остался форум Нервы, часть форумов Цезаря и Траяна. Вдоль улицы установлены современные скульптуры, изображающие всех римских императоров «Золотого Века», а сегодня по этой дороге идут итальянские военные парады, правда прохождение танков здесь запретили.



Сюда, к Императорским Форумам, стал расширятся древний Рим, когда на традиционной площадке места стало не хватать. Произошло это еще во времена Юлия Цезаря, и продолжалось около 150 лет. Сооружения этих форумов были значительно больше предыдущих и представляли собой целый комплекс зданий и площадей. Около колонны Траяна по направлению к Колизею находился форум Траяна, состоящий не только из собственно форума, но и рынка и библиотеки. Раскопки этой территории 330 на 200 метров между базиликой Ульпия на северо-западе и зала Свободы (здесь освобождали рабов) на западе продолжаются до сих пор. Дальше в сторону Колизея за форумом Траяна - так называемый форум Августа, хотя строить его начал еще Юлий Цезарь, а Август лишь закончил. Этот форум имел квадратную форму и два храма - храм Венеры Родоначальницы и храм Марса Мстителя. По приказу Октавиана Агуста на форуме были установлены статуи мифических божественных предков императора. Сохранился он хуже, чем Траянов, хотя исследовательские работы идут и здесь. К сожалению, у римского муниципалитета сегодня не хватает денег, да и желания, не только на серьезное продолжение раскопок древней части Рима, но даже и на то, чтобы установить разъяснительные таблички около уже имеющихся достопримечательностей. Римляне говорят, что серьезное внимание археологии в наше время в Риме уделял лишь Бенито Муссолини, да и то из имперских соображений.
На противоположной стороне улицы, там где сегодня стоит церковь Козьмы и Демьяна был когда-то форум Веспасиана, построенный опять-таки в честь победы над евреями во время Иудейской войны, который Флавий, уничтоживший 70 процентов евреев Израиля нагло назвал форумом мира - Пацис. Форум этот, как писали современники, был украшен сокровищами Иерусалимского Храма, а в центре его была установлена храмовая Менора. Далее по той же стороны улицы на обратной стороне базилики Максенция укреплены современные карты, показывающие развитие римского государства по эпохам, из которых явственно виден взрывообразный расцвет империи после Пунических войн. Напротив Колизея той же стороне улицы, что и императорские форумы находится станция метро «Колоссео».
После нелегкой прогулки по раскопкам - а она не легка даже при нежаркой погоде - стоит освежиться, выпить кофе, съесть мороженное - джелато или замороженный сок, который у нас называется «барад», а в Италии - гранита. Около раскопок нет ни кафетериев, ни ресторанов, так что если вы хотите перекусить, необходимо отойти на несколько десятков метров в глубь жилого города. Если вы проголодались - учтите, что днем в Риме рестораны не работают даже в туристическом центре, еду можно найти только в забегаловках - всевозможные бутерброды, пиццу, трамедзини и панини. Впрочем, есть в городе открытые столовые самообслуживания, где иногда можно получить вполне съедобную тушеную картошку с мясом (по русскому рецепту), пасту, овощной суп минестроне - но деликатесами эта пища конечно же не является.

Интересно? Продолжать?

Пропиарьте, может кому и пригодится...

италия

Previous post Next post
Up