«Апостолы» спешат на помощь Yota

Jul 03, 2010 02:09



В своих речах на Петербургском экономическом форуме Медведев, в порядке гордости, упомянул о том, что мы, мол, в числе первых разворачиваем сеть мобильного доступа в интернет 4G. Имя разворачивателя он всуе, конечно, не называл, зато назвал его, опять же в порядке гордости, попавший в телевизор Анатолий Карачинский из IBS - Yota. Люди, видимо, не в курсе, что Yota резко поменяла приоритеты.

Прежде, чем это сделать, Yota долго молчала - проводила реструктуризацию. Я пишу об этом с такой уверенностью, поскольку весь прошлый год работал на Yota (подчеркиваю: не «в», а «на» -- т.е. по договору, на аутсорсинге), помогал с позиционированием, выходом на рынок, PR и т.д. К концу года вроде сделал и подготовил к выходу в эфир корпоративный блог «Дневники Yota», который так тщательно обсуждали с гендиректором Денисом Свердловым. Но потом началась реструктуризация. И была она странной.

Для маркетинга и PR результатом реструктуризации стало увольнение половины людей из этих подразделений. Проделал эту экзекуцию некто Доминик из лондонского агентства, разработавшего весь корпоративный стиль Yota. Англичанин на какое-то время вдруг стал для Дениса самым авторитетным гуру маркетинга (хотя по сути он дизайнер). В марте англичане начали разрабатывать для Yota новую маркетинговую концепцию. Однако никаких концептуальных активностей до сих пор не наблюдалось; наверно, английская концепция оказалась не слишком хороша.

Не знаю, были ли связаны с Лондоном какие-то надежды не только на новый маркетинг, но и на PR, к началу лета, когда Yota наконец выступила с новостями, PR-работой занималось нанятое агентство «Апостол Медиа». Недавно появившееся и специализирующееся на интернет-продвижении, оно «отличилось» еще в феврале, когда «апостолам» дали возможность, в порядке эксперимента, что-то сделать в интернете для Yota. Они начали рассылать по форумам и блогам так называемых Yota-ботов с ненавязчивым упоминанием имени компании. Но какой-то блогер-тысячник это дело просек и написал пост про то, что Yota занимается спамерством. Его пост вышел в топ-10, имел резонанс, и компании тогда пришлось прилагать усилия, чтобы замять скандальчик.

С классическим PR у «апостолов» было еще хуже - специалисты по работе с прессой просто отсутствовали. Однако «Апостол Медиа» все равно была взята на абонемент (агентство, кстати, сразу вывесило на своем сайте с десяток вакансий). К этому времени в московском офисе Yota появился новый директор по маркетингу. Его рекрутировали из «Вымпелкома», где он занимался рекламой и к PR, разумеется, отношения не имел. Не удивительно, что при подготовке к летнему анонсу Yota ребята снова умудрились напортачить. На этот раз серьезнее - с газетами «Коммерсантъ» и «Ведомости». Сначала зачем-то пообещали эксклюзив Ъ (о том, что Yota «забывает» про стандарт Mobile WiMAX и перенацеливается на LTE). Ради этого журналист Саша Малахов даже сгонял в Питер, чтобы встретиться с Денисом. Одновременно обратились в «Ведомости»: Олег Салманов в Питер не поехал, пришел в московский офис Yota и поговорил с Денисом по ВКС. «Коммерсантъ» готовил статью на первую полосу (эксклюзив все же!), а «Ведомости» без всякого ажиотажа хотели дать обычную заметку, но раньше. Горе-пиарщикам еще хватило ума уговорить «Ведомости» немного подождать. Заметки вышли в один день, но Ъ ведь рассчитывал на эксклюзив! Надо знать градус конкуренции этих деловых газет за новостные поводы (не дай бог кто-то «прососет» что-нибудь значимое!), чтобы понимать, к чему это приведет. В общем, Ъ сильно обиделся на Yota, и эта обида ничего хорошего компании не сулит.

Одновременно на сайте Yota появилось и собственное творчество «апостолов» - пресс-релиз, написанный необычайно коряво и беспомощно. Уж не знаю, кто его писал (говорят, «Апостол» в качестве PR-менеджера для Yota взял студентку журфака). Продолжается творчество в том же духе - можете сами посмотреть на сайте компании.

Откуда, спросите, взялись эти «апостолы» и почему Yota их подписала? Во время информационного вброса, о котором я рассказываю, мне также попалась по телевизору передача «Инфомания» на СТС. И в одном сюжете Тина Канделаки гордилась Йотой и LTE. Это было какое-то déjà vu: полгода назад Тина говорила то же самое про Йоту, только вместо LTE уверенно произносила WiMAX. Оказывается, все просто: агентство «Апостол Медиа» принадлежит Тине Канделаки (она рассказывает о нем в своем блоге). А Тина дружит с г-ном Адоньевым, одним из инвесторов и акционеров Yota.

Недавно один журналист в своем блоге написал, что Yota платит «Апостолу» 4 млн рублей в месяц. Если это действительно так, то рынок агентских PR-услуг просто взорван. Я хорошо знаю, как из кожи вон лезут дамы из таких агентств, чтобы получить абонемент на PR-обслуживание какой-нибудь SAP или Microsoft. И стоит это тысяч десять евро в месяц. А тут в 10 раз больше! Действительно, отчего же не делать бизнес, имея такого клиента. И все это за то, что ты занимаешь видное место в шоу-бизнесе и дружишь с богатыми людьми.

О'кей, пробиться на олимп шоу-бизнеса не каждому дано. Тина заслужила. Но почему при этом работа делается через одно место? Что мешает нанять профессионалов и делать PR для Yota эффективно и толково? Денег-то навалом! Почему начальники в Yota мирятся с тем непрофессионализмом, который им обеспечивает «Апостол»? И зачем нужно было разгонять неплохую PR-команду, которая вывела компанию на рынок и сделала это так, что о ней не написал - как правило, восторженно - только ленивый? Впрочем, все это риторические вопросы…

yota

Next post
Up