К
вопросу об ударном расслоении обществ.
Пока военные "эксперты", срочно переквалифицировавшись в спэцов по Ближнему Востоку, изливают свои ценные прогнозы на тему последствий гибели президента Ирана в авиакатастрофе, я, не будучи "экспертом", продолжу тему глобальных процессов в человеческих сообществах на Этом Глобусе, каковые процессы коллега Мараховский называет новым укладом, порождённым крахом обещаний и ожиданий двух предыдущих столетий.
Вот
цитата из текстовой версии выступления коллеги в дискуссионном клубе "Любопытная Россия", которое, собственно, и было полностью посвящено нищепанку:
Коротко: нищепанк - это своего рода «контроль ущерба», damage control. С реализацией обещаний XIX и XX века не вышло, и поэтому человечеству его же собственные лидеры - при посильном участии самого человечества - купируют его непомерно разросшиеся амбиции и объясняют, что так и надо. Мы можем звать этих лидеров, например, рептилоидами - но должны, разумеется, помнить, что данное понятие условное. Рептилоидами не рождаются, рептилоидами становятся.
Нищепанк - характеризуется:
- Упрощением, алгоритмизацией и примитивизацией культуры (не надо путать культуру и искусство. Искусство - это описание того, как люди поступают, а культура - это само то, как люди поступают);
- Виртуализацией потребления (продавать виртуальные копии любого явления выгодней, чем физические, поэтому их внедряют изо всех сил)
- Киборгизацией (многое из того, что примитивизировано и виртуализировано, также можно и препоручить роботам. Поэтому в мир пришли ИИ-онлифанщицы и ИИ-фемдомы)
- Элитизацией традиционных ценностей (иметь семьи, классическое образование, кучу мелких и религию теперь позволяют себе только состоятельные).
Каждый из этих факторов динамично связан с другими.
<...>
Люди XXI века по множеству критериев - которые лично мне кажутся ключевыми - стали
глупей
бедней
больней
несчастней.
Что ещё важно в приведённых критериях - их, в отличие от всяких там «индексов восприятия коррупции» и «индексов счастья», не так просто фальсифицировать. Можно всем раздать оксфордские шапочки, но нельзя раздать мозгов. Можно всех приучить отвечать, что они счастливы - но нельзя раздать молодым дома, если домов для них нет, и родить за них детей, если детей у них нет. Можно всех заставить повторять, что толстые женщины это красиво и здорово, но вы не заставите мужскую эрекцию перестать их дискриминировать.
Итак - давайте посмотрим на наше сегодня с моей предвзятой точки зрения, согласно которой прогресс XX века обратился против человека и нам предстоят десятилетия, когда мы будем думать не столько о том, как нам завоевать Вселенную, сколько о том, как поддержать в мало-мальски работающем состоянии нашу цивилизацию.
<...>
Концептуально: во-первых, в XX-XXI веках в квалифицированном большинстве стран был достигнут такой уровень технического развития, при котором человек получил возможность выжить в одиночку.
Не быть счастливым, не купаться в возможностях - просто выжить.
Это освободило множество землян от принудительной социализации, социализации шкурной, от страха. Стиралка, доставка, горячая вода, холодильник. Вы не умрёте в одиночестве от голода и не завшивеете.
Во-вторых, в собственно научно-техническом прогрессе не случилось главного - большого прорыва в части энергетики. Энергия не стала дармовой и неограниченной. Она по-прежнему стОит, и стоит много. И это ограничивает, естественным образом, возможности реализации всех человеческих фантазий.
В-третьих, явилась - в качестве утешительного приза за кидок с бескрайним могуществом - гигантская линейка товаров и услуг, предоставляющая людям дешёвые, доступные, бюджетные аналоги того, что прежде давалось только очень большим трудом.
То, что называется лимбическим капитализмом - то есть развитой пачкой индустрий, дёшево и сердито доставляющих самые простые удовольствия.
Я называю это дошираками: сам доширак, как мы знаем, это просто лапша с гигантским количеством глутамата натрия, создающего чувство нажористости. Точно таким же дошираком является порнхаб, простите дамы. Точно таким же дошираком являются многие игры - не все, но значительная их часть.
<...>
У меня есть некая генеральная мысль, согласно которой каждая эпоха является наградой за предыдущую - и одновременно расплатой за неё. Так вот, наш нищепанк - это расплата и награда за победу над обязательствами, одержанную в XX веке. У нас у всех стало меньше обязательств и больше наград - но сами эти награды нам выдаются тоже людьми и структурами, действующими ровно по тому же принципу.
В итоге вся эпоха нищепанка превращается в добровольно-принудительный отказ человечества от того, что составляло некогда саму суть человеческой жизни.
Далее Мараховский подробно описал четырёх упомянутых выше всадников нищепанка, однако я не стану цитировать всю обширную аргументацию, ограничившись лишь перечислением девизов, описывающих суть действий оных всадников.
Девиз упрощения, алгоритмизации и примитивизации культуры: "Вам больше не нужны собственные мозги".
Девиз виртуализации потребления: "Вам больше не нужна реальная собственность".
Девиз киборгизации: "Вам больше не нужны живые люди".
Девиз элитизации традиционных ценностей: "Больше не нужны вы".
По мнению коллеги, отечественный Режым выгодно отличается от властей нормальных-то стран тем, что пытается купировать сползание масс граждан в описанный выше уклад:
...Специфической чертой нашего нищепанка будет, пожалуй, являться более или менее искренняя попытка государства с ним бороться. Я не берусь ставить на успех, но по меньшей мере в текущих раскладах нашей уважаемой стране совершенно противопоказано превращение в ЮАР на максималках - то есть в сильно деградировавшее пространство с сильно деградировавшим обществом, посреди которого спорадически торчат какие-то белые богатые предместья, обнесённые буквальными заборами с колючкой и сигнализацией. Нашей стране также жизненно противопоказано терять или не воспроизводить квалифицированных специалистов.
Мы не можем себе этого позволить, поэтому наше родное государство будет по мере сил пропагандировать упомянутые мною выше традиционные ценности. В случае успеха - хотя успех, разумеется, даже в лучшем случае будет частичным - России удастся стать чем-то вроде мирового богатого амиша, с большим количеством ресурсов, но традиционалистского.
В случае неуспеха - мы разделим общую судьбу передового человечества, которую лучшим образом описывает, повторюсь, современная Южная Африка. Если описывать поэтически - то это помесь Мэд Макса с Матрицей. Грубо говоря, это когда вынырнувший из Матрицы Нео идёт ловить себе крысу на завтрак.
Однако будучи согласным с приведённой цитатой в том, что Режым таки борется против наступления нищепанка, не могу не привести недавние
высказывания известного отечественного IT-специалиста Игоря Ашманова на тему продвижения нищепанка в любимом нашем Мордоре:
...Президент компании «Крибрум», член СПЧ Игорь Ашманов на сессии «Технологический паритет. Новый баланс сил на глобальных рынках» форума «Открытые инновации» за 20 минут
разнёс в пух и прах главные направления цифровизации от Правительства и Германа Грефа сотоварищи.
«Евангелисты цифровизации нам рассказывают одно и то же, какие будут тренды. Это довольно смешно. Я профессиональный разработчик искусственного интеллекта, а не прогнозов, и я понимаю, что там ничего спрогнозировать нельзя даже примерно на пять лет. Те, кто сегодня рассказывает, как нейросети меняют мир, пять лет назад ничего не знали о СhatGPT, были прогнозы по Agile и так далее. Что там можно спрогнозировать, мне непонятно.
Мы не знаем, что через три года произойдёт, скорее всего, будем воевать с НАТО. При чём здесь глобальные рынки, паритет какой-то? Нам нужно не проиграть на поле боя, а там технологии станут решать, сверхбыстрое, сверхумное оружие, дроны-камикадзе и прочее.
Весь арабский восток управляется „Твиттером“. Вплоть до принцев все пишут в нём. Естественно, там гуляет вражеская пропаганда, слежка и всё что хочешь. Страны хотят доступа к технологиям, обучаться, и кооперироваться с ними можно. Сейчас есть потребность отцепиться от глобализации, чтобы хотя бы чуть-чуть контролировать свое технологическое и цифровое пространство. Это, наверное, можно делать в рамках БРИКС.
Цифровизация полезна в промышленности, на фронте, где выигрывает тот, у кого дрон действует без общения с оператором. Но как только цифровизацию и ИИ, всякие социальные рейтинги внедряют в социальную сферу, это катастрофа. Это прямой сатанизм! А ведь люди это совершенно не стесняясь произносят, как что-то хорошее!
Говорят, что нужно оценивать учителей с помощью искусственного интеллекта, уже эксперименты пошли, хотят оценивать, как педагог формулирует мысли. Будем оценивать учеников и строить им образовательные траектории. Это так же, как со словом „паритет“, подмена термина, чтобы он не был таким страшным. Траектория человека - это его судьба! Кто-то хочет с помощью технологий управлять судьбой людей.
Я видел несколько попыток внедрения этой идеи в массовое сознание. Ну а что плохого? Хороших вознаграждать, оценивать их хорошие дела, плохих наказывать. Как вы думаете, у сисадмина социального рейтинга какой будет рейтинг? А у его жены, племянника? А у чиновника, который начальник этого сисадмина? Как только у тебя появляется никем не ограниченная власть управлять судьбами людей, траекториями, она тут же будет коррумпирована. Конечно, эти вещи нужно ограничивать.
Если взять ту цифровизацию, которую мы видим, - камеры на улицах, смартфоны в руках и так далее, это абсолютно дикий капитализм, начальная стадия накопления цифрового капитала. Те, у кого по факту - не по закону, а по факту - есть доступ к персональным данным, накапливают цифровой капитал. Понятие добавочной стоимости заменилось на поведенческий излишек. Люди его монетизируют либо используют для получения цифровой власти над нами. Возникает новый цифровой класс. Он почувствовал эту власть, как кобель течную сучку, и его ничто не может остановить!
В своё время я с командой по поручению президента РФ написал концепцию защиты прав граждан в цифровой среде. Был расчёт на то, что она будет преобразована в цифровой кодекс, но пока всё осталось на уровне концепции, в которой прописано, что любая программа, любой закон, которые касаются цифровизации и внедрения искусственного интеллекта, должны иметь разделы рисков с категорическим запретом программам ИИ принимать автономные решения о людях. И эти вопросы нужно решать сейчас!
Никто не должен иметь доступа к персональным данным, кроме тех, кто давал присягу, у кого погоны и кто очень серьёзно ответит за утечку. Всё это надо обсуждать с обществом, но пока с ним никто ничего не обсуждает, мы видим только безудержный маркетинг и пропаганду».
То есть, суммируя всё изложенное выше, я имею указать на тот факт, что внутри отечественного правительства и госкорпораций тоже сидят активные пропагандисты нищепанка, рассчитывающие стать ылитными цифровыми рептилоидами мордорского разлива, получив власть над рядовыми гражданами Этой Страны. Путём, как верно перечислил коллега Мараховский, оглупления, отъёма собственности, виртуализации, в, в итоге, обнуления самой ценности человеческих усилий и жизненного пути.
Кому показалось, что перечисленные "четыре всадника нищепанка" обслуживают
современное манихейство - тому не показалось.
Но есть и хорошие новости: выбор, как и во все предыдущие эпохи, в руках каждого из нас. Именно мы выбираем, поддаваться ли оглуплению и всему остальному, или оставаться людьми, отказываясь от опоры на искусственных идиотов и сохраняя опору на себя.
Лично мне факт наличия такого выбора внушает неизбывный оптимизм.