Сначала - пять своеобразных «эпиграфов», посвященных Федеральной контрактной системе (вообще, а не конкретной в итерации ФАС или Минэкономразвития).
Абсолютно не урегулирован такой этап госзакупок, как планирование, чёткое и внятное обоснование необходимости того или иного заказа, его своевременности.Владимир Путин, Председатель Правительства
Законопроект [«О федеральной контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг»] направлен на то, чтобы вывести из серой зоны ранее непубличные стадии госзаказа: подготовка техзаданий, определение начальных цен, обоснование конкурсной документации... ФКС также даёт большие возможности для общественного контроля в сфере закупок...Эльвира Набиуллина, Министр экономического развития и торговли
Все понимают, что это воровство, что это откаты, что не может быть такой разницы в ценах на те или иные товары. Нам постоянно тычут эту тему из разных мест, показывают неэффективность этих закупок.Дмитрий Медведев, Президент России
На сегодняшний день в сфере закупок у нас не существует должной системы контроля, поскольку нет уполномоченного органа государственной власти или государственного управления, который бы оценивал эти закупки с точки зрения их экономической эффективности.Константин Чуйченко, начальник Контрольного управления Президента
Чиновник у нас пошел просвещенный. Говорят: из-за того, что его зажали, он нашел себе новые пути отхода, в результате стало еще хуже... Когда нам пеняют, что 60% аукционов и конкурсов не состоялись, либо пришла на торги всего лишь одна компания, и в этом виноват 94-й закон, отвечаем: это свидетельство низкой конкуренции в целых отраслях, отсутствие малого бизнеса, способного предложить банковские гарантии, и т. д... Кроме того, сегодня в системе госзаказа не проработана стадия планирования.Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы
Можете считать, что «эпиграфы» подобраны тенденциозно, я даже не стану возражать. Чиновники у нас выражаются так туманно, что из одного и того же заявления можно подобрать цитаты, подтверждающие прямо противоположные тезисы. Интервью Артемьева, откуда взят последний «эпиграф», яркое тому подтверждение.
Но я, как обычно, совершенно о другом, а именно - о стадии планирования госзаказа, которой так недостает системе госзакупок, по мнению авторов вышеприведенных цитат. Показываю на пальцах.
Делай раз. Роспечатка издает
Приказ от 20 января 2012 г. № 8 «Об утверждении перечня мероприятий, проводимых при финансовой поддержке Роспечати за счет средств федерального бюджета в 2012 году». Текст приказа нигде официально не опубликован, но есть в «Консультанте». Самого главного - приложения к этому приказу - нет даже там, но его содержание известно: название мероприятия - количество наших денег, которым Роспечатка готова его поддержать.
В списке - названия конкретных мероприятий, а не их «типажей» (скажем, конференция по вопросам издания онлайн СМИ). Ни одно из этих конкретных мероприятий не проводится самой Роспечаткой, все - сторонними организациями. Ни один организатор мероприятия не пустит к себе в соорганизаторы кого бы то ни было, если сам того не пожелает. Надеюсь, это очевидно, надеюсь, доказывать эту аксиому нет нужды.
Это была «стадия планирования». Теперь - делай два. Роспечатка согласно упомянутому приказу
объявляет «конкурс» на выполнение работ по организации и проведению российского интернет-форума.
Российского - со строчной буквы, но мы отлично понимаем, что российский интернет-форум, который должен пройти непременно во 2-3 декаде апреля, в течение непременно 3-х дней и непременно в «одном из культурно-оздоровительных комплексов Московской области, не далее 30-40 км от МКАД», называется
РИФ+КИБ, где РИФ - Российский интернет-форум.
Мы также прекрасно знаем, кто проводит этот конкретный российский интернет-форум, и кто «выиграет» в жалкой пародии на «конкурс», устроенной Роспечаткой, чтобы невозбранно выдать в надежные руки 3 млн. рублей, уплаченные нами в бюджет в виде налогов. Да-да, очень внезапно это окажется
одна из шараг с юридическим адресом Москва, Проспект Мира, 95, как оно было и все предшествующие разговорам о пользе ФКС годы.
Итак, с планированием все в порядке и без ФКС? Все понимают, что это воровство, что это откаты? Все помнят, что на сегодняшний день в сфере закупок у нас ... нет уполномоченного органа государственной власти или государственного управления, который бы оценивал эти закупки с точки зрения их экономической эффективности?
Вот и прекрасно, не удивляйтесь потом, что и денег в стране полно, и налоги платятся исправно, а только все равно ничего не строится, не ремонтируется, не развивается, не цветет и не пахнет. Просто все деньги распиливаются еще на стадии планирования, и никакая ФКС этому не помешает, пока некому оценивать госзакупки с точки зрения экономической эффективности. И пока контрольно-надзорные не перестанут
включать дурочку при каждом удобном случае.
PS: РИФ тут лишь для примера, по остальным «запланированным» мероприятиям ровно та же картина: включили в перечень - провели «конкурс» - выдали денег организатору. А что каждый раз деньги достались организатору - ничего странного, это не сговор и коррупция, это свидетельство низкой конкуренции.