PS Из передачи вырезали вот эти слова: «Итак, мы уважаем свидетелей Иеговы, но не уважаем их ересь, их организацию; мы уважаем мусульман, но не уважаем Ислам, мы уважаем протестантов, но проклинаем и обличаем, по слову Златоуста, саму ложь и ересь, которыми они одержимы».
Тема сегодняшней передачи: «Об экуменизме. О границах общения с иноверцами».
Данную тему невозможно целиком раскрыть в пятиминутной передаче, я попытаюсь сказать о наиболее важной стороне этой темы.
Существует проблема: многие православные христиане соблазняются, видя теплое дружелюбное общение православных священников, иерархов с инославными, с католиками, монофизитами, и т.д. Видя это, некоторые православные христиане соблазняются, и даже уходят в раскол.
Для того, чтобы избежать поспешных и неправильных выводов, православному человеку необходимо четко разобраться: каковы же допустимые границы общения православных с еретиками?
Нужно знать, что границы общения с инославными: в православной Церкви имеют четкую формулировку, они строго задокументированы.
Согласно официальной позиции Православной Церкви: категорически недопустимо молитвенное общение с иноверцами, с еретиками.
Не является же нарушением правил Церкви проведение диспутов, диалогов с еретиками с целью привлечения их к единой истине. Не является нарушением правил Церкви доброе и уважительное общение с иноверцами, совместное проведение некоторых общественных мероприятий. И даже не является нарушением вынужденное присутствие при молитвенном богослужении иноверцев, как не являлось нарушением Закона Божия присутствие пророка Илии при языческом бесновании идолопоклонников при статуи Ваала.
Но молитвенное общение с иноверцами, с еретиками категорически недопустимо.
Некоторые православные миряне и священники эти границы действительно нарушают, т.е. вступают именно в молитвенное общение с еретиками. Как же следует относиться к этому факту православному христианину? Нужно ли уходить в раскол из Православной Церкви? Нет! Здесь очень важно осознавать следующее: молитвенное общение православного мирянина, священника, епископа или иерусалимского патриарха с еретиками - это не грех Церкви, но это его личный грех, наподобие блуда, пьянства, и т.д., за который он лично будет отвечать перед Богом.
Можно было бы упрекнуть Церковь в том случае, если бы изменились документы православной Церкви, её официальная позиция, но на сегодняшний день она, слава Богу, неизменна.
Для того, чтобы всесторонне прояснить для себя эту тему, советую всем ознакомиться с богословским ответом на послание раскольника еп. Диомида. Этот богословский ответ вы можете найти в свободном доступе в интернете.
Я же, используя остаток времени передачи, считаю особо важным подчеркнуть, что данную тему нужно всегда разделять на два вопроса:
1. Как следует относиться к др. религиям традиционным и нетрадиционным, и вообще к ересям?
2. Как следует относиться к самим к представителям других религий (традиционных или нетрадиционных), и вообще к еретикам?
Ответим сперва на второй: Нужно с уважением и любовью относиться ко всем людям, как братьям по плоти, независимо от их вероисповедания и национальности. Помощь, оказанная любому человеку нуждающемуся, Христос принимает, как оказанную Ему лично.
Теперь ответим на первый: Нельзя уважать ни традиционные религии ни нетрадиционные, т.к. ложь не стоит уважения. Для Православной Церкви любая иная религия или секта, как искажающая учение о Боге, является ересью.
Истина одна: дважды два - всегда четыре, и не четыре с половиной.
И здесь мы говорим не о превосходстве одной конфессии над другой. А о превосходстве Истины над ложью.
Есть правда и есть ложь. И они не равноценны между собою.
Не может быть 2х правд, противоречащих друг другу. Если они друг другу противоречат, то одно из них - ложь, а другое истина.
О. Олег Стеняев, с любовью обративший множество еретиков к православию, ссылаясь на свт. Ин. Златоуста говорит: «Еретические догматы мы проклинаем, испепеляем их огнем веры. Самих же еретиков любим как братьев наших, и добрыми делами стараемся обратить их ко Господу Иисусу Христу».
Если зачитать дословно эту цитату свт. Иоанна Златоуста, то она примерно так и звучит, как сказал о. Олег: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, дОлжно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении".
Итак, мы уважаем свидетелей Иеговы, но не уважаем их ересь, их организацию; мы уважаем мусульман, но не уважаем Ислам, мы уважаем протестантов, но проклинаем и обличаем, по слову Златоуста, саму ложь и ересь, которыми они одержимы. Есть истина и есть ложь. Церковь Христова одна, вне которой нет спасения.
К сожалению часто православных христиан, пытаются заставить с уважением относиться не к людям, а к их лжи и ересям: например, к традиционным религиям. Но имеет ли значение для спасения: традиционно человек душу погубил или нет?
Людей мы уважаем и почитаем, как братьев, но не ложь, которую они могут содержать.
Храните, дорогие братья и сестры, веру Православную, в ней же вам утверждение и спасение! До свидания!
Для всестороннего исследования допустимых границ общения с иноверцами советую ознакомиться с данными материалами: