В деревне той, Ясной Поляне,
Жил Лев Николаич Толстой,
Не ел он ни рыбы, ни мяса,
Ходил по деревне босой.
Жена его Софья Толстая,
Напротив, любила поесть.
Она не ходила босая,
Спасая дворянскую честь.
В 1901 г. И.Е.Репин написал портрет Л.Н.Толстого в блузе, впоследатвии названной толстовкой, и босиком. По слухам, узнав о картине, Толстой написал Репину: "Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны". Об этом услышал художник Наркиз Николаевич Бунин (1856-1912) и в 1903 г. выставил в Петербурге картину "Рыбная ловля", на которой изобразил Толстого и Репина без штанов. Это было, разумеется, осознанное хулиганство. Третьего рыбака, стоящего спиной, идентифицировать не удалось, возможно, это сам Н.Н.Бунин.
Публика повалила на скандальную выставку. Все газеты подробно обсуждали картину. Первым оскорбился сын Толстого Лев Львович.
На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина.
Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина, рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет.
Новости дня, 14 (01) марта 1903 г.
Публика вовсю обсуждала разные аспексты, связанные с картиной. В частности, что-де Толстой, будучи вегетарианцем, не ловит рыбу.
На днях в "Новостях" была помещена заметка А.Р.П-ского, в которой последний выражает сомнение в правдивости изображенного на картине г. Бунина сюжета. Мотивом для подобного сомнения является убеждение, что Л.Н.Толстой, как строгий вегетарианец, не употребляющий вообще убоины, вряд ли стал бы заниматься рыбной ловлей.
По поводу такого предположения считаю небезынтересным указать на рассказ покойного Фета, из которого видно, что когда последний приехал в гости в Ясную Поляну, то, к удивлению своему, застал в доме одну лишь дряхлую старуху, которая на вопрос А.А., где господа, с трудом могла прошамкать, что господа-де на озере рыбу ловят.
И действительно, пройдя по указанной дорожке к озеру, Фет увидал всех обитателей усадьбы занятыми вытаскиванием сетей, а самого графа Льва Николаевича - по колено в воде.
Вегетарьянство Репина, видимо, не стало еще достоянием публики.
А 2 марта на выставке произошел скандал:
Один из присутствовавших, оказавшийся московским журналистом г. Любошицем, подошел к картине Бунина и, выхватив карандаш, написал во всю длину холста слово "мерзость".
Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г.Любошиц энергично воскликнул:
"Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!" Послали за полицией.
Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек.
Публика разделилась: одни защищали право художника на творчество, другие - культ Толстого. Сам художник сказал:
Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого.
Самого Любошица судили за хулиганство и приговорили к 6 дням ареста без замены штрафом.
А в 1932 г. П.П.Кончаловский написал картину "Пушкин в Михайловском". Пушкин без штанов тоже вызвал бурю эмоций, в том числе и начальства. В "Крокодиле" поместили карикатуру на основе картины Ге "Пущин в Михайловском", где Кончаловский был изображен в виде Арины Родионовны, и это сопровождалось стихами:
От зрителя налево - Кончаловский,
Известный тем, что написал картину,
В которой снял подштанники с поэта.
В художнике заговорила совесть,
И он решил, подштопавши белье,
Вернуть его немедленно поэту…
А в 1937 г. смеяться над Пушкиным стало не менее опасно, чем над другими объектами культа, и Кончаловский переписал картину и прикрыл голые ноги Пушкина стеганым одеялом.