О кепочке

Apr 24, 2009 07:18


Недавний пост nechaman посвящен ленинской кепочке как атрибуту статуи - в соответствии с мнением р. Шимона б. Гамлиэля в Мишне, что любой постоянный атрибут у статуи делает ее идолом. Там началось обсуждение, в основном ёрническое, что должна бы символизировать кепочка.

А меня это заинтересовало без ёрничества. Первый памятник с пресловутой кепочкой в руке был поставлен у Финляндского вокзала в 1926 году. Это реалистическая деталь, основанная на нескольких фотографиях, где Ленин-оратор держит кепочку или размахивает ею.






Обычай, по которому демократический оратор должен снимать головной убор перед державным народом - довольно старый, и вовсе не ограничивается Россией. Самая старая картинка, которую я нашел - Линкольн.




В 1841 году президент Харрисон произносил inauguration speech. В соответствии с демократическим ритуалом, он был без головного убора. День был очень холодным (48 ºF = 9 ºC), речь - очень длинной. Президент простудился и умер от воспаления легких.

И в России 1917 года обычай этот прижился не только у большевиков. Вон и Керенский выступает без головного убора, хотя и под зонтиком.




Все это, разумеется, касается людей в штатской одежде. Военные остаются в головном уборе. Полувоенный большевистский френч в этом смысле приравнен к военной форме.




Нет правил без исключений: Калинин не снимает шапку никогда. И не только Калинин: Жорес выступает перед трудящимися в шляпе.




Обычай, видимо, постепенно рассосался по мере того, как нахождение без головного убора на улице превратилось в норму. На фотографии люди старшего поколения - Хрущев и Микоян - снимают шапку перед державным народом. Брежнев и Косыгин, похоже, просто стоят без шапки. Ничего уже не имея в виду. А Горбачев и Ельцин уже и думать об этом забыли.




Таким образом, снимать шапку при выступлении - видимо, общепринятая демократическая норма. Но Ленин не только снимал кепочку - он ею размахивал, сделав из этого персональный брэнд. Неужели сам придумал? После долгих поисков, я нашел одного политика, который, выступая, размахивал шапкой. Правда, цилиндром. Это Парнелл.




Не исключаю, что Ленин у него и научился. О параллели между большевиками и фениями вообще стоит задуматься - в частности, совмещение нелегальной борьбы и даже террора с пребыванием в парламенте - характерная особенность большевиков - очень похожа на то, что делали ирландцы.

история

Previous post Next post
Up