Берешит Раба 60:3 обсуждает, среди прочего, опрометчивую клятву Ифтаха (Шофтим 11:31):
И будет: вышедший, что выйдет из дверей моего дома навстречу мне при моем возвращении с миром от сынов Амона, то будет Господу, и вознесу я то во всесожжение.
Мидраш говорит: «А если бы вышел осел, или собака, или кошка, <которых нельзя принести в жертву>?»
Автору Мидраша ясно, что кошка - распространенное домашнее животное. Однако же, перенесение этого представления во времена Ифтаха - анахронизм. Во всем ТаНаХе слово «кот, кошка» не упоминается ни разу. При том, что собака упоминается больше тридцати раз.
Кошка приручена позже, чем собака.
Самая древняя археологическая находка кошки рядом с человеческим захоронением - на Кипре. По радиоуглеродным оценкам ей 9500 лет. Притом Кипр - остров, и диких кошек на нем нет. Значит, завезли. Это, впрочем, не обязательно говорит об одомашнивании. Лис, например, тоже завезли на Кипр примерно тогда же.
Но в исторические времена домашние кошки известны только в Египте. Не только ТаНаХ - Гомер тоже их не упоминает.
Геродот знает о кошках, но только по отношению к Египту.
Он пишет:
66. Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы еще гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детенышей. Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.
67. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.
Бубастис, возможно упоминается у Ихезкиэля 30:17 как Пи-Бэсэт. В конце 19 века английские археологи
вывезли в Англию 180,000 кошачьих мумий (19 тонн). Что с этим делать, они не знали, и в конце концов использовали в качестве удобрения.
Диодор Сицилийский в ~50 году до н.э. был в Египте свидетелем того, как римский солдат нечаянно убил кошку. Все старания царя Птолемея отмазать иностранца успехом не увенчались - он был убит толпой.
Кошки постепенно распространились по Римской империи в течение 1-го века нашей эры. В Помпеях много изображений кошек, но возможно, это идиллические картинки из египетской жизни - таких там тоже много.
Дикие коты всегда жили в Европе. Но
недавнее исследование показывает, что домашние коты во всем мире происходят с Ближнего Востока (скорее всего, из Египта) и имеют мало родства с местными дикими котами.
На карте (
ссылка) показано распределение разных подвидов диких котов, а в кружках - относительный вклад разных подвидов в популяции домашних котов в разных странах.
Латинское название для дикого кота - Felis или Feles. Но, с распространением домашних котов, в латинский язык пришло новое слово - сattus. Аналогично, в греческом языке было название для дикого кота - ailouros, также дополнившееся словом kattos для домашнего кота. Считается, что слово сattus происходит от египетского слова čaus, означающего, вроде, дикого кота (домашний кот у египтян назывался miew).
В арамейском языке для дикого кота есть слово шунра (по-арабски sinnawr). А домашний кот по-арабски называется qitta.
В латыни египетское слово сattus смешалось с прилагательным catus - хитрый, или его уменьшительно-ласкательной формы catulus (детеныш, молодое животное) (http://www.jstor.org/stable/3558538).
Ивритское название домашнего кота - хатуль - появилось ниоткуда в конце 1-го века. Самое древнее упоминание кота - барайта (hорайот 13а):
Спросили ученики Р. Элазара бен Цадока: Почему собака признает <или узнает> своего хозяина, а кошка - не признает? <на иврите тот же термин означает «не признает Творца>. Ответил он: тот, кто ест то, что ели мыши, забывает <Тору>, тем более тот, кто питается мышами.
Р. Элазар бен Цадок - сын Р. Цадока, спасенного при взятии Иерусалима благодаря заступничеству Р. Иоханана бен Заккаи (Эйха Раба 1:31). Ученики у него были, стало быть, во времена Р. Гамлиэля. То есть примерно к 80-100 гг. кошки стали в Израиле более или менее распространенным зверем.
А в Вавилоне дело обстояло вот как (Баба Кама 80b). Однажды Рав, Шмуэль и Р. Аси собрались на торжество по поводу то ли обрезания младенца, то ли выкупа первенца. Пока они вежливо оказывали друг другу уважение и пропускали друг друга вперед, пришла кошка и оторвала младенцу руку. И Рав постановил: Запрещено разводить котов, и можно их убивать, и если отбираешь кота у хозяина - это не воровство, и если его найдешь - не надо возвращать пропажу.
Как же так, спрашивает Гемара. Ведь говорил Р. Шимон б. Элазар: Разводят <каких-то непонятных> собак, и котов, и обезьян, и <еще каких-то непонятных> крыс-белок, так как они избавляют дом от мышей.
Ответ: можно разводить <безопасных> черных котов, а запрещено - <опасных> белых (а также их помесей, даже если они черного цвета).
Может быть, карта может прояснить ситуацию. В Израиле дикие коты - того же подвида, что и домашние. А в Вавилоне - так называемая индийская степная кошка (Felis silvestris ornata), значительно более агрессивная.
Индийская степная кошка